. Тема урока: “ Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов”
При взаимодействии тел заряд от одного тела переходит к другому и при этом делится на две равные части.
Электрон – частица, имеющая самый маленький заряд, который невозможно разделить.
Модель атома: в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, вокруг ядра движутся электроны.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
План урока:
1. Организационный момент(1 мин.).
2. Актуализация знаний(3мин.).
3. Передача учащимся новых знаний(23 мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию(10мин.).
5. Контроль (3 мин).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока:
“Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов”.
Также запишите домашнее задание: §29, §30, §31.
2. Актуализация знаний.
1. Какой прибор называется электроскопом?
Ответ: Электроскопом называется простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
2. Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?
Ответ: Чем больше угол, на который разойдутся лепестки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нем находится.
3. С помощью чего можно передать заряд с одного электроскопа на другой?
Ответ: С помощью проводника.
3. Передача учащимся новых знаний.
Учитель: Молодцы! Посмотрите небольшой видеофрагмент.
Используется небольшой отрывок из видеофрагмента
“Водно-электрическая аналогия”
Мы увидели, что с заряженного электроскопа при помощи проводника передали часть заряда на незаряженный электроскоп. Сможем ли вы точно определить, на какие части разделился первоначальный заряд?
Ученики: Сможем.
Ученики делают предположения, которые можно выписать на доске.
Учитель: Давайте проверим на опыте ваши предположения и для наглядности возьмем два электрометра.
Зарядим электрометр. Отметим положение стрелочки. При помощи металлической проволоки зарядим второй электрометр. Посмотрите на положения стрелочек и сравните с первоначальным положением. Вы можете сделать вывод о том, на какие части разделился первоначальный заряд? Ученики: Первоначальный заряд разделился на две равные части.
Учитель: Если к первому электроскопу, на котором осталась половина первоначального заряда снова присоединить незаряженный электрометр, то на нем останется 1/4 от первоначального заряда.
Каждый из этих разделенных зарядов можно снова поделить на две равные части. Как вы думаете, может ли получиться заряд такой величины, который не поддается дальнейшему делению.
Ученики выдвигают свои версии.
Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось провести еще более сложные опыты.
Можно получить заряд, который в миллиарды раз меньше, чем в нашем опыте. Но дальше определенной величины заряд разделить не удалось. Это позволило предположить, что существует заряженная частица, которая имеет самый малый заряд, разделить который невозможно. Эту частицу назвали электроном.
Запишем: электрон – частица, имеющая самый маленький заряд, который
невозможно разделить. Электрический заряд – это одно из основных свойств электрона. Электрический заряд – физическая величина. Она обозначается буквой q. За единицу электрического заряда принят кулон (Кл.)
Электрон – частица с наименьшим отрицательным зарядом, равным Кл.
Масса электрона равна кг.
Электроны располагаются внутри атома.
Кто может сказать или предположить, что такое атом?
Ученики выдвигают свои версии.
Учитель: Я предлагаю вам придумать свою модель атома. Наиболее интересные модели зарисуем на доске.
Ученики зарисовывают свои модели атома.
Учитель: В процессе развития науки многие ученые, также как и вы сейчас, предлагали свои версии модели атома. Давайте посмотрим видеофрагмент.
Используется видеофрагмент “Модели атома”.
Учитель: Давайте рассмотрим структуру атома. Посмотрите на картинку.
Используется схема “Строение атома”
Учитель: В центре атома находится ядро. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы - протоны Заряд протона положителен и равен по абсолютному значению заряду электрона. В ядре атома содержатся еще и нейтральные частицы (не имеющие заряда) – нейтроны. В целом атом нейтрален.
Итак, запишем строение атома таково: в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, вокруг ядра движутся электроны.
Атом, потерявший один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом. Если лишний электрон присоединяется к нейтральному атому, атом приобретает отрицательный заряд и становится отрицательным ионом.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
1. Покажите, что первоначальный заряд делится на две равные части, используя две одинаковые эбонитовые полочки и два электрометра.
2. Проверьте, что в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, вокруг ядра движутся электроны. Сделайте это при помощи интерактивной модели, на примерах различных элементов таблицы Менделеева. При этом необходимо называть число протонов, нейтронов и электронов.
Используется интерактивная модель “планетарная модель атома”. К доске вызываются ученики, которые выполняют задания.
5. Контроль.
1. На сколько частей делится первоначальный заряд при взаимодействии двух тел - заряженного и незаряженного.
2. Продолжите фразу: частица, имеющая самый маленький заряд, который невозможно разделить называется ………
3. Назовите число протонов, электронов и нейтронов химических элементов.
Используется интерактивная модель “планетарная модель атома”
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.