Открытый урок истории в 5 классе по теме:
« Достижения Древнегреческой культуры»
Открытый урок по истории в 5 классе по теме:
« Достижения
древнегреческой культуры»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания,
полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории.
-
выявить пробелы в знаниях;
Развивающие:
- развивать навык самостоятельной и групповой
работы;
-умение работать с различными источниками
информации;
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету
и уверенность в своих силах;
- творческую личность, стремящуюся к
самореализации своих сил;
Задачи урока:
- показать учащимся, каково значение культуры
Древней Греции и её влияние на мировую культуру;
- продолжить знакомство с культурными достижениями греков.
- помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.
Проблема урока:
-Чем же могли гордиться греки?
- Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов
и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой
написаны термины
Тип урока: проблемно-дискуссионный
Ход урока.
I.Организационное начало урока. Приветствие обучающихся.
II.Повторение пройденного материала
- На протяжении
многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой.
Эта страна называется как?( Грецией) или как её называли сами греки (Элладой).
Слайд 1
- Мы отделены от Древней
Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. -
Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны побольше вспомнить о той стране,
в которую собираемся отправиться. Цель первого этапа заключается в том, что вы
должны вспомнить всё, что уже знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли
туроператоров. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой
– либо стране. Нам нужно показать свои знания так, чтобы наши гости захотели
туда поехать. Чтобы знания о древней Греции могли пригодиться нам при
путешествии по современной Греции. Мы сейчас повторим с вами всё, что знаем о
Греции. Походу урока мы выясним, кто же из вас лучше знаком с историей Греции.
(медальки за правильные ответы, кто больше наберёт за урок, тот получит
почётное звание « Знаток истории Древней Греции»)
Работа по карте:
1. Покажите на карте и определите местоположение Древней Греции.
2. На какие части разделена?
3. Назовите основные города? Где находятся Афины, Спарта?
4. Какими морями омывается? Откуда произошло название Эгейское море? Вспомни миф?
5. Назовите главные занятия греков? От чего зависели их занятия?
6. А кто такие эллины?
Слайд 2 вставим пропущенные слова
Следующее испытание.
- Когда мы
собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и
правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Сейчас мы
будем « Переводчиками». Как вы думаете, какова цель
переводчиков? (ответы детей).
- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас
знает больше греческих слов, т.е. определений. Вы должны правильно соотнести
слово и его значение. Слайд 3
- Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, исторические термины. Переходим к следующему заданию.
Слайд 4- Гомер, Илиада и Одиссея, Ахиллес и Одиссей.
Слайд 5 Троянский конь, Война м-у греками и троянцами, из-за чего началась? Спор-яблоко, Елена прекрасная, Парис. ( лучше начать с картинки яблока).
Какое значение имеют сейчас поэмы Гомера?
- Молодцы, вы вспомнили героев, которые мы
встречали в произведениях Гомера. И теперь мы с вами можем отправляться в
путешествие. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и
об их преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру
других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди
только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его
исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг
другу удивительные истории. И следующее наше задание называется
« Мифы и легенды Древней Греции».
Мифы можно считать историческими источниками???
Цель:
вспомнить мифы и легенды древней Греции.
Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены
предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его
содержание.
Слайд 6
Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре) Нить
Ариадны
Миф 2. корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)
Миф 3.
Ахиллесова пята (Ахиллес участник Троянской войны)
Миф 4. яблоко с надписью « Прекраснейшей ( миф о начале
Троянской войны) Яблоко раздора
А ещё какие крылатые выражения вы вспомните, глядя на эти картинки?
А как вы думаете мифами могут гордиться греки?
Подведём итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествия по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой??? по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется « Священный Олимп». Какова цель этого задания? ( ответы детей) Слайд 7
Загадки по теме Религия Древней Греции.Угадай бога!
1. Он собьет с пути,
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его (Гермес- вестник богов)
2. Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут (Аид)
3. Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец (Гефест)
4. Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта (Афродита)
Подведём итог: - Молодцы, вы вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится
III. Изучение нового материала.
Вспомнить определение Культура??? Всё что сделано человеком.
Мы уже начали знакомство с культурой Древней Греции???(мифы, Гомер, Илиада, Одиссея). И сегодня мы продолжим это знакомство.
Тема нашего сегодняшнего урока ??? Слайд 8 Угадайте?
Мы продолжаем экскурсию, путешествие по Элладе. В ходе нашего путешествия вы продолжите знакомство с культурными достижениями греков. Слайд 9 зачитываю стих
Как вы думаете, какую цель, задачу,
проблему мы с вами сегодня для себя поставим? ( мнения ребят) .
Перед нами сегодня стоит цель, задача,
проблема Слайд 10
- А мы продолжаем дальше своё путешествие по
Греции. Мы будем с вами останавливаться на следующих остановках. Слайд 11.
Знакомлю с планом.
(Россия, Сочи-2014, февраль- ваши ассоциации, дети высказываются).
1. Олимпийские игры. Слайд 12
Мы вспомнили, что боги древних греков жили на горе ?……. В честь них устраивались Олимпийские игры Наша задача узнать, как и где они проходили? Когда были самые первые? Мы узнаем сейчас от Марии, которая побывала на Олимпийских играх. Вы должны внимательно слушать Марию, т.к. потом вас ждут испытания.
Итак, проверим, что вы узнали из рассказа Марии. (выступление Маши)
(Слайд 13. выполним задание, в помощь учебник стр. 150-151)
Слайд 14 решим задачку. Для тех, кто внимательно слушал Марию.
Как вы думаете, какое значение имели игры для греков?
Греки показывали своё уважение богам.
Стремились показать силу и ловкость свою. Как подготовка к войне. Слава
атлетам.
2. Достопримечательности. Слайд 15.
Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами
прекраснейшего города – Афины. В честь
кого назван этот город? Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Падает на
землю тёмная южная ночь… Разноцветные огни заливают столицу Греции. На невидимой
в темноте скале словно парит над городом в свете прожекторов главное сокровище
Афин - Акрополь.
Придёт утро, и вереницы автобусов с тысячами туристов потянутся сюда. Нескончаем поток людей, желающих своими глазами увидеть один из самых прекрасных памятников в списке культурного наследия человечества. Возможно в этом потоке окажемся и мы. А сейчас туристическое агентство "Нить Ариадны" и экскурсовод Дарья помогут нам подготовиться к этой встрече. Внимательно слушайте, запоминайте районы Афин и достопримечательности. Стр. 166 в учебнике есть карта города Афины. Здесь можно рассмотреть главные районы Афин. (выступление Даши)
Слайд 16, 17. ( В помощь учебник стр. 169-171 картинки ) Тест раздаю, выполняют.
Слайд 18 Тест проверяем.
Подведём итог: В каких трёх главных районах Афин мы побывали?
Керамик-район гончарных мастерских
Агора- главная торговая и правительственная площадь Афин. А представьте, что вы на Агоре, что бы вы предлагали нам купить? Кого мы могли бы там встретить?
Акрополь- религиозный холм с крутыми склонами, где на вершине стояла статуя Афины, богини войны.
Парфенон-храм богини Афины
Фидий- скульптор статуи
За что афиняне любили свой город? Этот город был местом рождения, Родиной.
Какими постройками и статуями гордились? Статуя Афины, Парфенон, Агорой, Акрополем.
3. Театр. Слайд 19. Любимыми зрелищами греков были театральные представления. А теперь мы посетим древнегреческий театр. И в этом нам поможет Влад. Внимательно слушаем Влада. (выступление Влада)
А теперь проверим, как вы внимательно слушали Влада. ( в помощь учебник стр. 177-178 картинки)
Слайд 20 Задания на закрепление. ( указать 3 части театра).
В чём отличие греческого театра от театра наших дней?
IV. Подведём итог:
4. Подведение итога
урока.
Говоря об истории Древней Греции мы не можем обойти своим внимание
древнегреческую культуру. Греки гордились своими достижениями в области
культуры (храмами, скульптурами и т.д.). И в последующем развитии, человечество
будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам,
скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры
древнегреческое искусство станет образцом для подражания.
Вернёмся к проблеме урока. Слайд 21.
Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки? 1.Древние греки усовершенствовали алфавит, придумали гласные звуки, а от их алфавита произошли все алфавиты в мире;
2. Они придумали Олимпийские игры и театр;
3. Их скульпторы изображали красоту человеческого тела;
4. Система воспитания и обучения.
театр; олимпийские игры; скульптура; архитектура; алфавит; науки; изделия ремесла и т.д.
Что нового вы сегодня узнали???
Театр в Греции называли «школой для взрослых», и он действительно был школой, воспитывавшей, просвещавшей людей и прививавшей им честность, порядочность, любовь к родине и другие высокие нравственные качества.
Олимпийские игры объединяли всех эллинов и способствовали развитию единой эллинской культуры, языка и традиций.
Парфенон – это самое прекрасное творение греческих строителей.
Многие сохранившиеся произведения великих греческих архитекторов, скульпторов, живописцев являются непревзойденными шедеврами, на которых учится не одно поколение людей.
Древнегреческие ученые внесли огромный вклад в развитие науки. Многие изобретения и открытия, сделанные ими в те далекие времена, мы используем и поныне.
Вывод: Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох. На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена. Мы ежедневно пользуемся многими греческими по происхождению словами: многие имена носят греческие корни (например, Константин, значит постоянный), алфавит, демократия, театр.
Домашнее задание. Слайд 22
Посчёт медалек. Вручение грамоты.
Сами оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет оценки.
Спасибо за работу. Молодцы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.