: «Игровая деятельность как средство развития физических возможностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Оценка 4.7

: «Игровая деятельность как средство развития физических возможностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Оценка 4.7
docx
14.05.2024
: «Игровая деятельность как средство развития физических возможностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Доклад Баженов С.А..docx

                                            

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39».



 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Игровая деятельность как средство развития физических возможностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

 

Выполнил:

учитель физической культуры

                                                                                        Баженов Сергей Алексеевич

 

 

 

 

 

 

                                                       2023 г.



           Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества.
           По данным Всемирной Организации Охраны здоровья, инвалиды составляют 10 % населения Земного шара. По данным мировой и отечественной статистики, также растет и количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения интеллекта. В российской Федерации из 600 тыс. общего количества учащихся с ОВЗ 60 % составляют дети с нарушениями в умственном развитии.
           В двигательной сфере у детей данной аномалии наблюдается неточность движений в пространстве и во времени, неумение выполнять ритмичные движения, снижение функции равновесия, низкий уровень дифференциации мышечных усилий. Такие дети отстают от возрастной нормы по показателям силы, быстроты, координации, прыгучести, по частоте движений, времени зрительно-моторной реакции.
           Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей детей имеют подвижные игры.

Игра-исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры.

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них нет - сложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка.     Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности.

Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

Особая ценность подвижных игр для детей с интеллектуальными нарушениями заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке.

Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полу функциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

Известно, что дети с интеллектуальными нарушениями отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение.

При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр.

В своей работе использую следующие подвижные игры.

Спортивные игры и их элементы — баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол, лапта и др. В младшем возрасте использую элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

 

Сюжетные подвижные игры   («Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», «Ловушки», «Пятнашки»)

 

Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Они содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве («Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек»).

 

Игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?» «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи»); игры с предметами (мячи, обручи, ракетки, кегли и т.п.).

Подвижные игры р. (Ходьба - «Пройди - перешагни»; Бег - «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Найди свое место», «Два мороза», «Лошадки»; Прыжки - «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Удочка», «Лягушки и цапля»; Метание «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку» «Пятнашки» и тд.

 

Заключение
В процессе воспитания детей с нарушениями в умственном развитии, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.
Игра позволяет решать огромное количество задач – развивающие, коррекционные, воспитательные. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, помогает освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, способствует развитию личности в целом.
При организации подвижных игр следует обязательно дифференцировать игровое задание с учетом степени заболевания детей. Содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей эмоциональному состоянию и личным интересам детей.



 

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества

Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества

Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке

Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке

Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников

Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024