областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39».
Рассмотрена и одобрена на МО учителей-дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель_____Лебединская Е.Г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. |
Утверждена Педагогическим советом ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________ПономареваМ.Н. |
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для 10в/11в класса
на 2023-2024 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО
(Вариант 2)
Ульяновск, 2023
Содержание
1. Паспорт рабочей программы
2. Пояснительная записка
3. Планируемые предметные и личностные результаты
4. Базовые учебные действия
5. Содержание рабочей программы
6. Учебно-тематическое планирование
7. Перечень материально-технического обеспечения
8. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
9. Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы
Тип программы |
Рабочая программа |
Статус программы |
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2022 г. N1026);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2) 10-11 класс на 2023-2024 учебный год ОГКОУШ №39;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы |
Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся |
Учащиеся 10в/11в класса с глубокой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы |
1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года) |
Объём учебного времени |
Рабочая программа рассчитана на 10в/11в класс – 136 часов, в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения |
Очная |
Режим уроков |
4 часа в неделю |
Форма контроля |
текущий контроль, промежуточное тестирование |
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.
Особые образовательные потребности обучающихся глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
-научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-пролонгация сроков получения образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;
-развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель– формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
· Развитие речи средствами вербальной коммуникации;
· Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
· Импрессивная речь;
· Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Планируемые предметные и личностные результаты
Предметные результаты:
- Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Использование доступных жестов для передачи сообщения;
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в раз- ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Базовые учебные действия.
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание рабочей программы.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Обучение установлению контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Выработка реакции ребенка реагирования на собственное имя.
Обучение приветствию собеседника звуком (словом). Обучение ребенка привлечению к себе внимания звуком (словом).
Обучение ребенка выражению своих желаний звуком (словом), обращению с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом), выражению согласия (несогласия) звуком (словом), выражению благодарности звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Учебно-тематическое планирование
4часа в неделю (136 часов)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов
|
1 |
Установление зрительного контакта с собеседником. |
4 |
2 |
Приветствие и прощание. Вежливые слова. |
4 |
3 |
Мое имя. Реагирование на собственное имя. |
4 |
4 |
Я – ребенок. Знакомство с пиктограммой «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)». |
4
|
5 |
Мимика лица. Эмоции. Подражание действиям учителя и его выражению лица. |
4 |
6 |
Части тела. Ориентировка в собственном теле. |
4 |
7 |
Я и мои жесты. |
4 |
8 |
Я в школе. Школьные принадлежности. |
4 |
9 |
Звуки вокруг нас. Привлечение внимания звучащим предметом. |
4 |
10 |
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать и т.д.). |
4
|
11 |
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). |
4
|
12 |
Различение предметов по цвету и форме. Составление композиций из деталей одного цвета. |
4
|
13 |
Свойства объектов. |
4 |
14 |
Понимание простых предложений. |
4 |
15 |
Времена года и их признаки. |
4 |
16 |
Понимание слов, обозначающих предмет: одежда. |
4 |
17 |
Понимание слов, обозначающих предмет: обувь. |
4 |
18 |
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». |
6 |
19 |
Понимание слов, обозначающих предмет: мебель. |
6 |
20 |
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые приборы. |
6 |
21 |
Понимание слов, обозначающих предмет: посуда. |
6 |
22 |
Понимание слов, обозначающих предмет: продукты питания. |
6 |
23 |
Понимание слов, обозначающих предмет: овощи. |
6 |
24 |
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты.
|
6 |
25 |
Домашние животные и их детеныши. |
6 |
26 |
Дикие животные и их детеныши. |
6 |
27 |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказок «Репка» и «Теремок». |
6
|
28 |
Транспорт. Виды транспорта. |
6 |
29 |
Повторение изученного материала. |
2 |
Итого: |
136 |
Перечень материально-технического обеспечения.
· Графические средства для организации альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);
· Аудио и видеоматериалы;
· Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
· Демонстрационные карточки «Эмоции»;
· Демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;
· Демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;
· Демонстрационные карточки «Продукты питания»;
· Демонстрационные карточки «Овощи»;
· Демонстрационные карточки «Фрукты»;
· Демонстрационные карточки «Посуда»;
· Демонстрационные карточки «Одежда»;
· Демонстрационные карточки «Обувь»;
· Демонстрационные карточки «Транспорт»;
· Демонстрационные карточки «Мебель»;
· Демонстрационные карточки «Домашние животные»;
· Демонстрационные карточки «Дикие животные»;
· Демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;
· Дидактические игры;
· Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.
· Игры на развитие мелкой моторики;
· Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;
· Массажные мячи;
· Трафареты с изображением животных, посуды и т.д.;
· Наборы для сюжетно-ролевых игр.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
Цель:
1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
´ 0 баллов - нет продвижения;
´ 1 балл – минимальное продвижение;
´ 2 балла – среднее продвижение;
´ 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
´ 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дата |
Основание для внесения изменений |
№ листа |
Содержание |
Утверждено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.