Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 10в/11в класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 10в/11в класса

Оценка 4.7
docx
14.05.2024
Рабочая программа по коррекционному курсу  «Альтернативная коммуникация» для 10в/11в класса
10в11в альтерн.коммуникация.docx

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39».

                                                                                           

Рассмотрена и одобрена

 на МО учителей-дефектологов филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____­_Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом

ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________ПономареваМ.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 Рабочая программа по коррекционному курсу

 «Альтернативная коммуникация»

для 10в/11в класса

 

на 2023-2024 учебный год

 

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО   

(Вариант 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2023

 

 

Содержание

 

1.     Паспорт рабочей программы

2.     Пояснительная записка

3.     Планируемые предметные и личностные результаты

4.     Базовые учебные действия

5.     Содержание рабочей программы

6.     Учебно-тематическое планирование

7.     Перечень материально-технического обеспечения

8.     Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9.     Лист внесения изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт рабочей программы

 

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

 - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2022 г. N1026);

 

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2) 10-11 класс на 2023-2024 учебный год ОГКОУШ №39;

 

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся  с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория обучающихся

Учащиеся 10в/11в класса с глубокой умственной отсталостью и ТМНР

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года)

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 10в/11в класс – 136 часов, в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

4 часа в неделю

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.

Особые образовательные потребности обучающихся глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:

-раннее получение специальной помощи средствами образования;

-обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;

-научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

-пролонгация сроков получения образования;

-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

-специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;

-обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;

-развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;

-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель– формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

·        Развитие речи средствами вербальной коммуникации;

·        Развитие речи средствами невербальной коммуникации;

·        Импрессивная речь;

·        Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые предметные и личностные результаты

 

Предметные результаты:

 

- Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

 

Личностные результаты:

 

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в раз- ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к                материальным и духовным ценностям.

 

 

 

Базовые учебные действия.

 

 

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).

3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы.

 

 

Коммуникация с использованием вербальных средств

Обучение установлению контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Выработка реакции ребенка реагирования на собственное имя.

Обучение приветствию собеседника звуком (словом). Обучение ребенка привлечению к себе внимания звуком (словом).

Обучение ребенка выражению своих желаний звуком (словом), обращению с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом), выражению согласия (несогласия) звуком (словом), выражению благодарности звуком (словом).

 

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

 

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

 

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

 

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

                                                                                                      Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

                                                                                                     Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

4часа в неделю (136 часов)

 

 

п/п

Тема

Кол-во часов

 

1

Установление зрительного контакта с собеседником.

4

2

Приветствие и прощание. Вежливые слова.

4

3

Мое имя. Реагирование на собственное имя.

4

4

Я – ребенок. Знакомство с пиктограммой «Я – ребенок»,

«Я – девочка (мальчик)».

4

 

5

Мимика лица. Эмоции. Подражание действиям учителя и его выражению лица.

4

6

Части тела. Ориентировка в собственном теле.

4

7

Я и мои жесты.

4

8

Я в школе. Школьные принадлежности.

4

9

Звуки вокруг нас. Привлечение внимания звучащим предметом.

4

10

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать и т.д.).

4

 

11

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

4

 

12

Различение предметов по цвету и форме. Составление композиций из деталей одного цвета.

4

 

13

Свойства объектов.

4

14

Понимание простых предложений.

4

15

Времена года и их признаки.

4

16

Понимание слов, обозначающих предмет: одежда.

4

17

Понимание слов, обозначающих предмет: обувь.

4

18

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».

6

19

Понимание слов, обозначающих предмет: мебель.

6

20

Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые приборы.

6

21

Понимание слов, обозначающих предмет: посуда.

6

22

Понимание слов, обозначающих предмет: продукты питания.

6

23

Понимание слов, обозначающих предмет: овощи.

6

24

Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты.

 

6

25

Домашние животные и их детеныши.

6

26

Дикие животные и их детеныши.

6

27

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказок «Репка» и «Теремок».

6

 

28

Транспорт. Виды транспорта.

6

29

Повторение изученного материала.

2

Итого:

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень материально-технического обеспечения.

 

 

·        Графические средства для организации альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);

·        Аудио и видеоматериалы;

·        Сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

·        Демонстрационные карточки «Эмоции»;

·        Демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;

·        Демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;

·        Демонстрационные карточки «Продукты питания»;

·        Демонстрационные карточки «Овощи»;

·        Демонстрационные карточки «Фрукты»;

·        Демонстрационные карточки «Посуда»;

·        Демонстрационные карточки «Одежда»;

·        Демонстрационные карточки «Обувь»;

·        Демонстрационные карточки «Транспорт»;

·        Демонстрационные карточки «Мебель»;

·        Демонстрационные карточки «Домашние животные»;

·        Демонстрационные карточки «Дикие животные»;

·        Демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;

·        Дидактические игры;

·        Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.

·        Игры на развитие мелкой моторики;

·        Чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;

·        Массажные мячи;

·        Трафареты с изображением животных, посуды и т.д.;

·        Наборы для сюжетно-ролевых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

Цель:           

1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль   за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

´ 0 баллов - нет продвижения;

´ 1 балл – минимальное продвижение;

´ 2 балла – среднее продвижение;

´ 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

´  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

 

 

Дата

Основание для внесения изменений

листа

Содержание

Утверждено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Паспорт рабочей программы 2.

Паспорт рабочей программы 2.

Тип программы Рабочая программа

Тип программы Рабочая программа

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,…

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,…

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых…

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых…

Импрессивная речь; ·

Импрессивная речь; ·

Планируемые предметные и личностные результаты

Планируемые предметные и личностные результаты

Базовые учебные действия. 1

Базовые учебные действия. 1

Содержание рабочей программы.

Содержание рабочей программы.

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др

Учебно-тематическое планирование 4часа в неделю (136 часов) № п/п

Учебно-тематическое планирование 4часа в неделю (136 часов) № п/п

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др

Перечень материально-технического обеспечения

Перечень материально-технического обеспечения

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024