" Использование результатов оценочных процедур для повышения эффективности образовательных процессов."

  • Педсоветы
  • docx
  • 09.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Результаты ВПР говорят о необходимости дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Иконка файла материала статья.docx

Использование результатов оценочных процедур для повышения эффективности образовательных процессов.

      Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей. Основная цель мониторинга - повышение качества образования. Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных результатов.

      С целью внешней и внутренней оценки  уровня подготовки обучающих в соответствии с ФГОС  в школьную практику вошло проведение всероссийских проверочных работ.  

     ВПР необходимы для того, чтобы иметь чёткую информацию о системе школьного образования  и использовать результаты на всех уровнях.

На Федеральном уровне:

- мониторинг введения и реализации ФГОС;

- формирование  программ развития.

На региональном  уровне:

- своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;

- корректировка программ курсов повышения квалификации;

- адресная помощь муниципалитетам.

- основание для планирования контрольно-надзорной деятельности

На муниципальном уровне:

- оказание методической помощи ОО, которые показали  низкие результаты;

-организация методических заседаний по выработке стратегии исправления основных ошибок;

-организация транслирования опыта учителей и др.   

На уровне образовательной организации:

- в первую очередь ВПР  проводятся  для  внутренней самооценки ОО,   и на основе  полученных результатов   организуется работа  по совершенствованию  преподавания предметов    и корректировке образовательного процесса в ОО.

    Чтобы добиться  наилучших  результатов    в конкретном классе, нужно провести большую работу по подготовке в ВПР.

     В нашей школе проводится следующая работа по подготовке  к ВПР:

- изучение нормативно-правовой документации;

-  изучение структуры  и  содержания  ВПР;

- внесение изменений  в рабочие программы,  с включением резервных часов  для изучения и повторения,   наиболее сложных тем;

- информирование и положительный психологический настрой родителей и детей на то, что ВПР – это обычная контрольная работа, которая требует систематизации знаний, и если добросовестно учиться в течение всего учебного года, то ВПР не вызовет затруднений. ВПР не влияет на итоговую оценку.

- работа в течение года над ключевыми темами, понятиями;

- написание пробных работ с обучающимися;

- знакомство обучающихся с критериями  оценивания работы  и применение для самооценки своего уровня;

- индивидуальная  и коллективная работа над ошибками .

    После получения результатов ВПР, проводится работа по следующим направлениям:

Ø Методической службой проводится анализ результатов на уровне ОО, определяется типология наиболее существенных затруднений и выявляются задания, не вызвавшие затруднений. Разрабатываются методические рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях;

Ø  Проводится информирование родителей о результатах  выполнения ВПР;

Ø  Результаты сопоставляются на муниципальном,  республиканском, региональном и федеральном уровне;

Ø Проводится анализ  учебных программ, программ внеурочной деятельности  и учебников с целью включения дополнительного материала, необходимого для качественной подготовки учащихся;

Ø Используется  адресная  помощь детям,  показавшим  низкий уровень подготовки. Адресная помощь заключается в использовании различных форм и методов дидактической помощи (карточки-памятки, опорные схемы, алгоритмы…)

Ø Составляется план работы  по подготовке к  ВПР  на новый  учебный  год,  с учётом выявленных пробелов по подготовке к ВПР за прошедший год.

Ø Разрабатывается  система мер, направленных на преодоление обнаруженных проблем и повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС на новый учебный год , а именно:

·        при планировании уроков необходимо избегать однообразной формулировки заданий;

·        решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе;

·        включать в содержание уроков заданий на работу с информацией, представленной в различном виде (тексты, таблицы, диаграммы, графики);

·        учить ориентироваться в определённой жизненной ситуации, описанной в задании (задаче, опыте);

·        больше внимания уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания, так как причинами ошибок  является невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логическое ударение, выявить суть задания;

·        приучать к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении контрольной работы;

·        учить самоконтролю;

·        особое внимание уделять тем  отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины обучающихся класса;

·        на основе результатов ВПР организовать индивидуальную работу с обучающимися  по устранению выявленных затруднений.

     Для повышения качества образовательных результатов по математике следует:
- формировать, прежде всего, базовые математические понятия, арифметические навыки, умения использовать ключевые алгоритмы и способы решения математических задач;

- разнообразить работу с текстовыми и логическими задачами на уроках (анализ текста, составление модели, планирование хода решения, установление соответствия между вопросом и ответом задачи);

- уходить от практики «натаскивания» на стандартные формулировки;

- подбирать максимально широкий спектр заданий, акцентируя внимание учащихся на деталях текста каждого из них.

- регулярно предлагать для выполнения практико-ориентированные задачи, нестандартные задачи;

- включать в содержание урока работу с учебным математическим текстом, задания, требующие рассуждений, формулирования выводов, записи в свободной форме объяснений полученного ответа, поиска нескольких возможных решений при выполнении заданий в разных темах, чтобы у учащихся формировалось представление о том, какими вообще могут быть доказательные рассуждения.

    Результаты анализа ВПР позволяют ещё раз говорить о необходимости дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.

     Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что именно слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми  участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.  Но не надо забывать, что учитель - ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении.

Литература: 1.Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. – 380 с.

2.Вальдман И.А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика №1 (17) – 2015г.


 

Посмотрите также