Использование результатов оценочных процедур для повышения эффективности образовательных процессов.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей. Основная цель мониторинга - повышение качества образования. Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных результатов.
С целью внешней и внутренней оценки уровня подготовки обучающих в соответствии с ФГОС в школьную практику вошло проведение всероссийских проверочных работ.
ВПР необходимы для того, чтобы иметь чёткую информацию о системе школьного образования и использовать результаты на всех уровнях.
На Федеральном уровне:
- мониторинг введения и реализации ФГОС;
- формирование программ развития.
На региональном уровне:
- своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
- корректировка программ курсов повышения квалификации;
- адресная помощь муниципалитетам.
- основание для планирования контрольно-надзорной деятельности
На муниципальном уровне:
- оказание методической помощи ОО, которые показали низкие результаты;
-организация методических заседаний по выработке стратегии исправления основных ошибок;
-организация транслирования опыта учителей и др.
На уровне образовательной организации:
- в первую очередь ВПР проводятся для внутренней самооценки ОО, и на основе полученных результатов организуется работа по совершенствованию преподавания предметов и корректировке образовательного процесса в ОО.
Чтобы добиться наилучших результатов в конкретном классе, нужно провести большую работу по подготовке в ВПР.
В нашей школе проводится следующая работа по подготовке к ВПР:
- изучение нормативно-правовой документации;
- изучение структуры и содержания ВПР;
- внесение изменений в рабочие программы, с включением резервных часов для изучения и повторения, наиболее сложных тем;
- информирование и положительный психологический настрой родителей и детей на то, что ВПР – это обычная контрольная работа, которая требует систематизации знаний, и если добросовестно учиться в течение всего учебного года, то ВПР не вызовет затруднений. ВПР не влияет на итоговую оценку.
- работа в течение года над ключевыми темами, понятиями;
- написание пробных работ с обучающимися;
- знакомство обучающихся с критериями оценивания работы и применение для самооценки своего уровня;
- индивидуальная и коллективная работа над ошибками .
После получения результатов ВПР, проводится работа по следующим направлениям:
Ø Методической службой проводится анализ результатов на уровне ОО, определяется типология наиболее существенных затруднений и выявляются задания, не вызвавшие затруднений. Разрабатываются методические рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях;
Ø Проводится информирование родителей о результатах выполнения ВПР;
Ø Результаты сопоставляются на муниципальном, республиканском, региональном и федеральном уровне;
Ø Проводится анализ учебных программ, программ внеурочной деятельности и учебников с целью включения дополнительного материала, необходимого для качественной подготовки учащихся;
Ø Используется адресная помощь детям, показавшим низкий уровень подготовки. Адресная помощь заключается в использовании различных форм и методов дидактической помощи (карточки-памятки, опорные схемы, алгоритмы…)
Ø Составляется план работы по подготовке к ВПР на новый учебный год, с учётом выявленных пробелов по подготовке к ВПР за прошедший год.
Ø Разрабатывается система мер, направленных на преодоление обнаруженных проблем и повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС на новый учебный год , а именно:
· при планировании уроков необходимо избегать однообразной формулировки заданий;
· решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе;
· включать в содержание уроков заданий на работу с информацией, представленной в различном виде (тексты, таблицы, диаграммы, графики);
· учить ориентироваться в определённой жизненной ситуации, описанной в задании (задаче, опыте);
· больше внимания уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания, так как причинами ошибок является невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логическое ударение, выявить суть задания;
· приучать к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении контрольной работы;
· учить самоконтролю;
· особое внимание уделять тем отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины обучающихся класса;
· на основе результатов ВПР организовать индивидуальную работу с обучающимися по устранению выявленных затруднений.
Для повышения качества образовательных
результатов по математике следует:
- формировать, прежде всего, базовые
математические понятия, арифметические навыки, умения использовать ключевые
алгоритмы и способы решения математических задач;
- разнообразить работу с текстовыми и логическими задачами на уроках (анализ текста, составление модели, планирование хода решения, установление соответствия между вопросом и ответом задачи);
- уходить от практики «натаскивания» на стандартные формулировки;
- подбирать максимально широкий спектр заданий, акцентируя внимание учащихся на деталях текста каждого из них.
- регулярно предлагать для выполнения практико-ориентированные задачи, нестандартные задачи;
- включать в содержание урока работу с учебным математическим текстом, задания, требующие рассуждений, формулирования выводов, записи в свободной форме объяснений полученного ответа, поиска нескольких возможных решений при выполнении заданий в разных темах, чтобы у учащихся формировалось представление о том, какими вообще могут быть доказательные рассуждения.
Результаты анализа ВПР позволяют ещё раз говорить о необходимости дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что именно слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе. Но не надо забывать, что учитель - ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении.
Литература: 1.Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. – 380 с.
2.Вальдман И.А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика №1 (17) – 2015г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.