Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Техно-Школа им. В.П. Савиных» г. Перми
Исследовательская работа на тему:
«Крылатые слова как средство речевой выразительности»
Работу выполнила:
Порозкова Варя ученица 4 «Б» класса
МАОУ «Техно-Школа им.
В.П. Савиных» г. Перми
Руководитель: учитель начальных классов Белева Е. В.
Пермь 2024 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Определение крылатых выражений, их признаки.............................. 5
Глава 2. Характерные особенности крылатых выражений.............................. 7
Глава 3. Основные источники крылатых выражений и слов........................... 9
Глава 4. Изучение употребления крылатых слов в речи четвероклассников. 11
Заключение
Список используемой литературы и Интернет - источников
В век высоких технологий большая часть подростков занимается тщетным времяпрепровождением в интернете, что не способствует интересному, грамотному и интеллектуальному речевому общению. Со многими моими сверстниками не интересно общаться: скудная речь, сниженная лексика, неумение выразить мысль, отсутствие средств выразительности, в том числе пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений. Это вызвано, на мой взгляд, недостатком чтения качественной литературы, живого общения со сверстниками, с людьми более опытного и начитанного поколения.
Поэтому, воспользовавшись возможностью самостоятельного выбора темы исследования, я решила изучить крылатые выражения, так как захотела узнать об истории возникновения крылатых выражений, их значении и употреблении в среде подростков. Хочу быть популяризатором крылатых выражений среди моих одноклассников и помочь им сделать свою речь более интересной и насыщенной. Поэтому я считаю эту тему актуальной, так как среди ровесников крылатые выражения употребляются намного реже, чем старшим поколением.
Цель исследования: изучить понятие «крылатые слова», установить источники их возникновения, выявить степень употребления их в речи обучающихся моей школы.
Объект исследования: крылатые слова
Предмет исследования: употребление крылатых выражений в речи обучающихся.
Гипотеза: обучающиеся мало употребляют в речи крылатых выражений, т.к. не знают их значения и источников появления, вследствие чего их речь лишена выразительности, яркости, образности.
Задачи исследования:
• изучить научные и научно-популярные источники по данной теме;
• узнать признаки и характерные особенности крылатых слов;
• определить основные источники появления крылатых слов;
• провести анкетирование одноклассников;
• проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы, интернет-источников по теме, систематизация собранного материала.
Практические: анкетирование и статистическая обработка материала.
Этапы исследования:
1. Сбор и изучение теоретического и практического материала.
2. Анализ изученного материала.
3. Проведение анкетирования одноклассников.
4. Общий анализ, составление выводов.
Практическая значимость исследовательской работы: материалы и результаты работы могут быть использованы при изучении русского языка и литературы в школе, во внеурочной деятельности, а также в интеллектуальном общении обучающихся.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Крылатые слова, фразы, выраженияширокоупотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц («Пришел, увидел, победил» [Юлий Цезарь]), краткие цитаты, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Хлестаков).
Выражение «крылатое слово» само по себе является крылатой фразой.
Это выражение много раз встречается в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» ("Между собой обменялись словами крылатыми тихо"; «Быстро к бессмертным богам устремил он крылатое слово»). Гомер называет “крылатыми” слова потому, что они как бы летят к уху слушающего.
В современном мире термин «крылатое слово» был впервые употреблен немецким филологом Георгом Бюхманом (1822-1884), по словам которого «крылатыми» называют слова потому, что они перелетают из уст в уста.
Бюхман выпустил в 1864 г. словарь под названием «Geflügelte Worte» («Крылатые слова»). Согласно его определению, к крылатым словам могут быть отнесены «выражения и имена родного и иностранного языка, которые регулярно воспроизводятся соотечественниками, исторический или литературный источник которых известен (доказуем).
По определению С.И. Ожегова, это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
В словаре под редакцией О.С. Ахмановой: «Крылатые слова (крылатые выражения, летучие слова) 1. Слова, получившие широкое распространение и отличающиеся значительной экспрессией. 2. Устойчивые словосочетания, подобные пословицам и поговоркам, но происходящие из определенного литературного или исторического источника». Там же выделяются следующие их категориальные признаки: «экспрессивность, устойчивость, наличие определенного источника происхождения».
Наиболее полным является определение крылатых выражений в ЛЭС(Лингвистический энциклопедический словарь): «Крылатые слова – устойчивые, афористические обычно образные выражения, вошедшие в речевое употребление из определенного, фольклорного, литературного, публицистического или научного источника, а также изречения выдающихся исторических деятелей, получившие широкое распространение. Они употребляются в переносно-расширительном смысле и выступают как стилистическое средство усиления выразительности текста».
Основные свойства крылатых выражений: краткость, меткость, образность, не замкнутость/не завершенность (т.е. легко можно включить в предложение).
Выводы по главе 1: в научной литературе существует большое количество определений крылатых выражений, но общим в них является их краткость, образность, эмоциональность, наличие определенного источника происхождения.
Фразеология — раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения — фразеологические единицы, в
т.ч. и крылатые слова и выражения.
Крылатые слова отличаются от других фразеологических единиц принадлежностью к определенному источнику.
Бабкин А. М. в книге «Русская фразеология, ее развитие и источники» писал, что крылатые слова («речевые обороты») «сохраняют принадлежность автору (поэту или прозаику), могут при этом свободно переноситься говорящими или пишущими в свой текст и сливаться с ним. Он также отмечает, что многие такие обороты «вошли в пословицу, то есть стали привычными, общеупотребительными, всем известными». Чернышева И. И. подчеркивает следующий факт: «Состав <…> фразеологических выражений может быть дополнен единицами, восходящими по своему происхождению к античной литературе и мифологии, Библии, художественной литературе, публицистике».
Крылатые слова обладают емкостью, глубиной смысла. Они предрасположены к тому, чтобы в какой-либо жизненной ситуации припомнить ту или иную фразу и высказаться по мере обстоятельств образно и эмоционально.
Крылатые выражения способствуют сохранению национального самосознания, ведь в них хранится информация о духовной культуре, искусстве не только своего народа, но и всего человечества. Ранее многими считалось, что употребление оборотов с «печатью авторства» свойственно лишь образованным людям. Но сегодня это утверждение опровергается: фразы из популярных песен, реплики из кино- и телефильмов, мультфильмов, цитаты из юмористических миниатюр, рекламные слоганы и т.п. – все это входит в лексикон представителей разных возрастов, социального статуса и образовательного уровня. Крылатые выражения являются косвенными, непосредственными свидетелями времени, изменений в жизни общества и отражают социальное самосознание языкового коллектива, мироощущение и эпоху.
Существует несколько наименований дисциплины, изучающей крылатые выражения: крылатология, крылатика, эптология и крылатистика.
Выводы по главе 2: крылатые выражения отличаются их принадлежностью к определенному источнику, целостностью, афористичностью, широкой употребительностью, сохранением национального самосознания народов мира.
1) Библия. Библейские сказания ( Голубь мира, камень преткновения, манна небесная и т.д.)
2) Античные мифы (Ахиллесова пята, Геркулес, Троянский конь и т.д.) 3) Исторические факты (Перейти Рубикон, «И ты, Брут!», Со щитом или на щите)
4) Речи, высказывания исторических деятелей, ученых и т.д.( «Пришел, увидел, победил»( Юлий Цезарь), «Мы вам покажем кузькину мать» (Никита Хрущёв) и т.д.
5) Классические литературные произведения («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?» («Горе от ума» А.С. Грибоедова; Медвежья услуга, Как белка в колесе (басни И.А. Крылова «Пустынник и медведь», «Белка»).
6) Современный кинематограф (Руссо туристо. Облико морале! (к/ф
«Бриллиантовая рука»), Махнул не глядя (к/ф «В бой идут одни старики»)
1. Библия.
Козёл отпущения – человек, на которого возлагается ответственность за ошибки других. Пришло из Ветхого Завета. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Запретный плод – нечто заманчивое, желанное, но недозволенное, запрещенное. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве. Античные мифы.
2. Античные мифы
Сизифов труд. Так обычно называют бессмысленную, бесполезную, бестолковую и в то же время изнурительную работу. Царь Сизиф вел роскошную жизнь и постоянно обманывал богов, чтобы как можно дольше продлить свое земное существование. Когда обман вскрылся, боги обрекли
Сизифа на вечные страдания: он должен был постоянно закатывать на вершину горы огромный каменный валун, который в последний момент обязательно срывался вниз.
Кануть в Лету. Так говорят о людях или каких-либо событиях, которые были безвозвратно забыты, навсегда исчезли из памяти людей. В подземном царстве мертвых протекала река Лета, воды которой несли вечное забвение. Выпив воды из этой реки, умершие навсегда забывали о своей земной жизни. Ящик Пандоры. Когда выполнение какого-либо действия, влечет за собой целую лавину нежелательных последствий. Мифологическая первая земная женщина Пандора, несмотря на строгий запрет, открыла ларец Зевса. Из него вырвались тысячи бед и несчастий, которые навеки стали печальным достоянием человечества.
3. Исторические факты
Архимедов рычаг – могучее средство для достижения цели. Про сиракузского мудреца - физика Архимеда говорили, что, открыв действие рычага, он сказал: «Дай мне где встать, и я сдвину Землю». Сейчас этот афоризм чаще произносится так: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»
4. Речи, высказывания исторических деятелей, ученых и т.д.
Бумага не краснеет – написать что-то нелицеприятное. Марк Туллий Цезарь в письме «К друзьям « писал: ”Epistola non erubescit”(Письмо не краснеет), то есть письменно можно высказать такие мысли, которые стесняешься сказать устно.
Деньги не пахнут – любые способы добывания денег хороши. Однажды сын римского императора Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные. Тогда Веспасиан поднес к лицу сына первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. И Тит ответил отрицательно.
5. Классические литературные произведения.
1) А. С. Грибоедов «Горе от ума»
- Счастливые часов не наблюдают. (Слова Софьи)
- Дома новы, но предрассудки стары. (Слова Чацкого)
- Ах, злые языки страшнее пистолетов. (Слова Молчалина) и т.д.
2) басни И. А. Крылова
- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
- А ларчик просто открывался. ( «Ларчик»)
- Да только воз и ныне там. ( «Лебедь, Щука и Рак»)
- У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок») и т.д.
4) произведения А. С. Пушкина
- Любви все возрасты покорны. («Евгений Онегин») - С корабля на бал. («Евгений Онегин») и т.д.
6. Современный кинематограф
Восток - дело тонкое, За державу обидно (из к/ф «Белое солнце пустыни»)
Птичку жалко (из к/ф «Кавказская пленница»)
Я не трус, но я боюсь, Невиноватая я (к/ф «Бриллиантовая рука»)
Украл, выпил – в тюрьму. Романтика! (из к/ф «Джентльмены удачи») Вывод по главе 3: основные источники крылатых выражений – Библия, античные мифы, исторические факты, высказывания исторических личностей, классические литературные произведения, современный кинематограф.
В целях изучения того, знают ли крылатые выражения и употребляют ли их в речи обучающиеся нашей школы, я провела опрос-анкетирование среди обучающихся 4 классов, где были и задания, проверяющие их знание крылатых выражений. В опросе приняло участие 38 человек. Проанализировав ответы обучающихся, я пришла к следующим выводам. Все четвероклассники знают, что такое крылатые выражения, но меньше половины из них могут сказать, для чего они нужны, какова их роль в речи. Почти четверть вообще не использует в своей речи крылатые выражения, а остальные если и используют, то редко. Четвероклассники очень мало знают крылатых выражений, а если и знают, то не всегда верно понимают их значение. Большинство ровесников не смогли написать значение данных им крылатых выражений, хотя они весьма популярны и широко распространены. Большинство опрошенных затруднилось в определении литературных источников некоторых часто употребляемых крылатых выражений. Половина из опрошенных понимают, что крылатые выражения обогатили бы их речь, сделали ее выразительной, но другая половина не видит в этом необходимости.
Вывод по главе 4: Есть четвероклассники, которые знают крылатые выражения, их происхождение, верно понимают их значение, правильно используют в речи, но таких очень мало.
Моя работа по данной теме состояла из нескольких этапов: поиск, изучение и анализ теоретического и практического материала, проведение анкетирования четвероклассников, анализ результатов, составление общих выводов. В результате исследования я пришла к следующим выводам:
1. Крылатые выражения – это фразеологические единицы, обладающие устойчивостью, воспроизводимостью, целостностью, образностью, афористичностью, эмоциональностью, меткостью, широкой употребительностью, вошедшие в речевое употребление из определенного источника.
2. Крылатые слова сохраняют национальное самосознание народов мира.
3. Основные источники крылатых выражений – Библия, античные мифы, исторические факты, высказывания исторических личностей, классические литературные произведения, современный кинематограф.
4. Подростки знают мало крылатых выражений, затрудняются в определении их значений и источников, редко употребляют их в речи.
Результаты исследования могут быть использованы школьниками для общения, для подготовки к урокам по фразеологии, для внеурочной деятельности. Результаты исследования поставили передо мной перспективу создания дальнейших проектов по популяризации крылатых слов и обогащению речи моих ровесников (возможно, видеоролик, буклет или тематический блог).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.