« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»
Оценка 5

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

Оценка 5
doc
22.05.2020
« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»
Концепция Вэнго М.В..doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа – интернат»

 

 

 

Концепция

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

 

 

 

 

 

Воспитатель старшей группы:

 Вэнго Мальдюне Вэсаковна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю.

Я знаю, где и как я могу это применить»

 

         Сложившиеся на сегодняшний день в России новые экономические  условия  ставят перед обучающимися  школ новые цели и задачи.

        Общая цель современного образования – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Детей следует учить:

·         самостоятельно мыслить;

·         выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты;

·         оценивать полученные результаты;

воспитывать:

духовность на основе использования традиций, обрядов и ремесел ненцев. Воспитанники вместе с воспитателями и другими педагогами ведут углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, помогающий воспитать патриота, изучая традиции ненецкого народа в разное историческое время, культуру, его фольклор.

 

Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека

будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый

будет находить радость

в своем труде.
                                   

                                       Роден

 

Цель: Духово-нравственное воспитание через приобщение детей к культуре ненецкого народа, воспитание гордости за культурные традиции этого субэтноса, подготовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой жизни, к овладению профессиями.

Мудрый ненецкий народ

Свято в сердце бережёт

Все традиции былые –

Детям их передаёт.

                     А. А. Арефьева.

 

Каждый год на вооружение человеку приходят новые технологии – информационные, телекоммуникационные, производственные. В связи с этим к рабочему человеку предъявляются всё новые требования: работник должен выполнять не только профессиональные обязанности, но и уметь программировать, проектировать, планировать творческую работу.

 

В своей работе использую метод проектов, который отражает реальность современной жизни.

Задача этого метода заключается в воспитании человека, умеющего работать, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять.

Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет воспитанникам выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки.

Выполняя проекты, школьники (воспитанники) осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который постоянно наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель, воспитатель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить: правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структуировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её изобилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетентности.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учениками, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Так как организовать учение через желание ученика? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет сделать это?

Коммуникативная компетентность становится ценность современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у ученика умения для формирования (продуктивного общения у ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Компетентность в чём – либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.

Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, хорошо забытые старые) методы, позволяющие по – новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико – ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы учения / обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Отличием новых условиям поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.

К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Прежде всего, каждый для себя должен ответить на вопрос: «Почему меня заинтересовал метод проектов?» Необходимо выяснить, какие из актуальных проблем не решаются старыми, традиционными методами, с каких позиций необходимо рассмотреть метод проектов как возможное средство их решения [8]..

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране.

            Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

            Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией прак­тической деятельности по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в моде­ли, изделии (продукте труда).

            Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная твор­ческая работа выполняется учащимся или их группой под руководством (или с помощью) учителя или воспитателя.

            Метод проектов позволяет активно развивать у обучающихся (воспитанников):

основные виды мышления, творческие способности,

стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми материалами»…

            Метод проектов - это комплексный обобщаю­щий процесс рационального сочетания репродуктив­ной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

            В настоящее время метод проектов широко при­меняется в школах многих стран мира главным обра­зом потому, что он позволяет органично интегриро­вать познания учащихся из разных областей, приме­нить их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности.

            В нем синтезиру­ются, тесно переплетаются научно-технические, тех­нологические, естественнонаучные, гуманитарные, предпринимательские, экологические и другие зна­ния, которые в процессе проектирования и изготовле­ния объектов становятся важными и личностно значи­мыми для обучающихся (воспитанников), направленными на освоение ими нового практического опыта.

             Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти возможности, позволяя сделать учебно-воспи­тательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной школы.

           

1.1  История  метода  проектов

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ  в сельскохозяйственных  школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ – идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.

Идея трудового воспитания подрастающего поколения была выдвинута английским гуманистом Т. Мором. Он предложил ввести во всех школах обязательное изучение земледелия и практическое занятие на полях, окружающих город. По его мнению, каждый гражданин обязан был овладеть, по крайней мере одним ремеслом.

Французский просветитель Ж.Ж. Руссо придавал большое значение воспитательной роли труда в развитии личности, сформировал ряд требований к организации обучения учащихся  тому или иному ремеслу. Он указывал, что в процессе труда дети должны создавать не предметы роскоши, а общеполезные вещи. Труд должен быть совместим с достоинством человека, соответствовать полу воспитанника, не быть вредным, отупляющим, активизировать работу ума.

Но всё же принято считать, что новая философия построения образовательного процесса берёт  своё начало в трудах Джона Дьюи, - именно этот американский учёный и педагог сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Последователем Джона Дьюи стал  его ученик – профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

 В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С,Т. Шацкого в 1905 году была организована  небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу; в результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько – ни будь серьёзных попыток возродить его в школьной практике. И только в 80 – е годы прошлого столетия в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришёл из – за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем) [13].   

Идеал воспитания ребёнка, выдвинутый Руссо: руки воспитанника должны работать как руки ремесленника, а голова в это время – мыслить как голова философа. Идеи Т. Мора и Ж.Ж. Руссо были подхвачены прогрессивно мыслящими педагогами. Труд как основу гармонического развития личности, рассматривал В.А. Сухомлинский. Он убедительно доказал, что не всякий труд воспитывает. «Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, становится повинностью, которую им (подросткам) хочется побыстрее отбыть» [12].  

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране.

Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов [8].

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и виды метода проектов

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону школьного дела. Пробившие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного  образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких проектов, обнаруженных в арсенале мировой  и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Учебный проект с точки зрения воспитанника – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися (воспитанниками) в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей.

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия?

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Обучающиеся (воспитанники), решив основную задачу проекта, т. е. замыслив способ решения проблемы,  значительное время и много сил тратят на подготовку некоего продукта, который собираются показывать, предъявлять на всеобщее обозрение, - нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы).  Это есть продукт работы над проектом – фактически один из результатов осуществления учебного проекта.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей – тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.

Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно.

Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно – важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта [13].

Представляя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности».

На разных этапах от учащихся требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов назовем их специфическими. Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проектная деятельность воспитанников.

ü  Создание системы диагностики (обследование знаний и умений детей)

ü  Анализ диагностики;

ü  Беседы с детьми на предложенную тему;

ü  Анализ самостоятельной деятельности детей.

 

 Технология направлена на самореализацию (социализацию), интерес, мотивацию, самостоятельность, креативность, активность воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организационные умения                                                              Информационные умения

 

 

 

 

 

 

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.

Идя  к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять      разрозненные сведения. Он   черпает     из           разных           предметных областей только необходимые знания и использует их только в той        деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя – помочь           ему это сделать.  

Проект с точки зрения воспитателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать  и   развивать  специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

-                проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

-                целеполаганию и планированию деятельности;

-                самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

-                презентации  хода своей деятельности и результатов;

-                умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-                поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания и из информационного поля;

-                практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-                выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

-                проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКИ, 2004.

 

2. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым»№ 10/2005г.

 

3. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

 

4. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»

 

5. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

 

6. Хомич Л. В. Религиозные культы ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера (сб. музея антропологии и этнографии. – Т. 33). – Л. : Наука, 1977. – С. 5–28.

 

7. Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. –Л. : Наука, 1976. – 189 с.

 

8. Истомин И. » Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Анкета для обучающихся (воспитанников) «Моё отношение к работе над проектами»

 

1.Твоё отношение к теме:………..

   Понравилось заниматься

   Мне было трудно

   Это не для меня   

2.Сколько времени занимало выполнение проекта?

3.Хочешь ли ты знать больше, чем даётся на уроке?

(да, нет)

4.Какие виды - проекты тебе больше нравятся?

   индивидуальные

   работа в группе

   другое

5.Хотелось бы продолжать в данном направлении?

(да, нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 


Работы воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа – интернат»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа – интернат»

ВВЕДЕНИЕ «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю

ВВЕДЕНИЕ «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю

Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет воспитанникам выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки

Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет воспитанникам выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки

Прежде всего, каждый для себя должен ответить на вопрос: «Почему меня заинтересовал метод проектов?»

Прежде всего, каждый для себя должен ответить на вопрос: «Почему меня заинтересовал метод проектов?»

Труд должен быть совместим с достоинством человека, соответствовать полу воспитанника, не быть вредным, отупляющим, активизировать работу ума

Труд должен быть совместим с достоинством человека, соответствовать полу воспитанника, не быть вредным, отупляющим, активизировать работу ума

Сущность и виды метода проектов

Сущность и виды метода проектов

Обучающиеся (воспитанники), решив основную задачу проекта, т

Обучающиеся (воспитанники), решив основную задачу проекта, т

Проектная деятельность воспитанников

Проектная деятельность воспитанников

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего

Список литературы 1.Сергеев

Список литературы 1.Сергеев

Приложение 1 Анкета для обучающихся (воспитанников) «Моё отношение к работе над проектами» 1

Приложение 1 Анкета для обучающихся (воспитанников) «Моё отношение к работе над проектами» 1

Приложение 2

Приложение 2

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»

« Изучение этноса и культурных традиций народов Севера через проектную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020