Урок родного (хантыйского) языка
6 класс
Тема урока: «Личные формы глагола. Народный праздник «Медвежьи игрища».
Цель урока: формирование умений использовать в речи личные формы глагола 1 лица, единственного числа настоящего и прошедшего времени.
Задачи:
· формировать умения строить высказывания с использованием структурной модели предложения «я думаю…, мне кажется…, я согласен с …, я считаю…» и сознательно выбирать требуемые грамматические формы глагола;
· совершенствовать навыки применения личных форм глагола 1 лица единственного числа настоящего и прошедшего времени в устной и письменной речи в соответствии с правилами грамматики;
· ввести в активный запас слова, отражающие реалии праздника «Медвежьи игрища»;
· раскрыть особенности и значимость народного праздника «Медвежьи игрища»;
· формировать навыки сравнительно-сопоставительного анализа на основе текста;
· повышать уровень речевого коммуникативного развития учащихся;
· способствовать воспитанию устойчивого интереса к родному языку, народным традициям и культуре.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Структура урока: создание проблемной ситуации, целеполагание, актуализация знаний, работа учащихся по выполнения учебных задач (овладение умениями и навыками), работа по выполнению творческих задач (усвоение знаний), рефлексия.
Оборудование: презентация №1 «Славянский праздник Комоедицы», презентация №2 «Хантыйский праздник Медвежьи Игрища», презентация №3 «Способы образования глаголов 1 лица единственного числа настоящего и прошедшего времени», карточки с заданиями №1-3, деревянные палочки для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации
Работа с интерактивной доской. Актуализация знаний по теме «Народные праздники».
Задание: соотнесите иллюстрации «народных праздников», названия праздников и слова, обозначающие атрибуты этого праздника.
- Справились с заданием?
- Нет, не справились, потому что не нашли слов к празднику «Медвежьи игрища».
- Действительно, слов, отражающих реалии этого праздника в словариках к заданию нет, мы с ними еще не знакомы. Сегодня на уроке мы будем говорить о народном празднике «Медвежьи игрища». Узнаем слова, которые отражают атрибуты этого праздника, узнаем важность и значимость праздника для народа.
3. Целеполагание
- Мы продолжаем знакомиться с народными праздниками ханты. Темой урока является «Народный праздник «Медвежьи игрища». Также выясним способы образования форм глагола 1 лица, единственного числа настоящего и прошедшего времени, для того, чтобы научиться составлять рассказ об этом празднике.
4. Актуализация знаний по теме «Народные праздники»
- История этого праздника необычна. С давних времен люди почитали медведя, считали хозяином леса. Встретив в лесу, старались обходить стороной. И медведь не трогал человека. Почитали медведя не только северные народы. «Медвежьи игрища» родственны белорусскому празднику «комоедицы». Почитали хозяина леса - медведя и на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес, бог - покровитель скота - волосатый, косматый, отсюда и слово “волхв” (колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру). Весенний праздник Комедиа (медвежий праздник) есть и у древних греков, от него пошла и античная комедия. «Комос» по-гречески — «медведь».
4.1. Мини-исследование
Презентация № 1 «Праздник ханты «Медвежьи игрища», Презентация № 2 «Славянский праздник «Комоедица».
- Давайте попробуем провести исследование и выяснить, чем же так близки народные праздники славян и ханты. Результаты исследования занесем в таблицу «Народные праздники: общее и отличительное». Материалом для исследования будут презентации «Праздник ханты «Медвежьи игрища» и «Славянский праздник «Комоедица».
4.2. Работа по группам с таблицей «Народные праздники» по письменной инструкции
«Народные праздники: общее и отличительное» |
||
Славянский праздник «Комоедица» |
Праздник ханты «Медвежьи игрища |
|
общее |
||
1. |
|
|
2. |
|
|
отличительное |
||
1. |
|
|
2. |
|
|
Инструкция:
1 шаг – просмотреть материал презентации «Праздник ханты «Медвежьи игрища» / «Славянский праздник «Комоедица»
2 шаг – узнать, в честь кого проводился праздник, кем он является для народа
3 шаг – записать иносказательные названия медведя
4 шаг – выяснить, в какое время года проводилось празднование
5 шаг – определить, сколько дней длились игрища
6 шаг – выяснить, с какого обряда начинался праздник
7 шаг – определить, как и за что просят прощения у медведя
8 шаг – записать слова, обозначающие атрибуты этого праздника
9 шаг – сделать вывод: является ли этот праздник значимым для народа
10 шаг – записать свои наблюдения и выводы в таблицу.
4.3. Подведение итогов
– Ребята, по всем ли пунктам удалось получить информацию. Дает ли эта информация полное представление о празднике.
– Дополнить таблицу нам поможет карточка №1.
4.4. Работа с карточкой №1.
– Прочитайте текст и выпишите слова, обозначающие атрибуты праздника «Медвежьи игрища»
Карточка №1. Текст «Медвежий праздник»
И вот задумано было восстановить этот полузабытый праздник. Для такого случая из самой просторной избы, как положено, вынесли все лишнее. В передний угол поставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, резную деревянную посуду, великолепный старинный инструмент со струнами из оленьих жил — санквылтап, что значит «звенящий».
Центр комнаты свободен для танцев и представлений. Густая бахрома шапочки скрывает лицо «шамана», в руках у него появляется бубен, в который он бьет все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца.
После ритуальной части начинается костюмированное представление: звенит санквылтап, скачут, вертятся, курлыкают, кудахчут фигуры в берестяных масках с длинными острыми носами, изображая ставящего капкан охотника, вытягивающего сеть рыбака, лесных жителей, оленей, петухов.
Обязательным атрибутом медвежьих игрищ является небольшая палочка, на которой ставят зарубки – по одной на каждую исполненную в честь медведя песню. По окончанию медвежьих игрищ палочка вместе с другими сакрально-ритуальными предметами: масками, стрелами, ритуальными халатами, рукавицами и шапками хранится в священном амбаре.
Миловский А.С.
Мотивация учащихся к выполнению предложенных заданий
– Ребята, во время пения «Медвежьих игрищ» специально приставленный человек отмечает число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, изготовленной из молодой лиственницы. Так во время празднования в Калтысянах, священном месте для всех ханты, в этом году было сделано 80 зарубок. На этот праздник съехались ханты со всех уголков нашего округа.
Сегодня мы с вами попробуем оценить свою работу в классе при помощи «палочки». На ней вы карандашом (палочки и простые карандаши на столе у детей) будете делать отметку «зарубку» после каждого правильно выполненного задания.
Физминутка
5. Повторение и закрепление способов образования форм глаголов 1 лица единственного числа настоящего и прошедшего времени.
– Ребята, автор презентации «Праздник ханты «Медвежьи игрища» оставил свои впечатления после знакомства с праздником в записке (карточка №2), но он не смог правильно написать по-хантыйски. Давайте разберемся, что и почему у него не получилось.
– Автор записки не смог поставить в нужную форму глаголы.
– Мы сможем ему помочь, если вспомним, как образуются глаголы 1 лица единственного числа настоящего и прошедшего времени.
5.1. Работа с таблицей «Способы образования глаголов 1 лица единственного числа настоящего и прошедшего времени» (презентация №3)
Глаголы настоящего времени |
|
1 лицо |
Единственное число |
ма + =l-mм |
|
Глаголы прошедшего времени |
|
1 лицо |
Единственное число |
ма + - mм |
Задание: Приведите примеры глаголов настоящего времени / прошедшего времени, используя выделенные глаголы из текста (карточки №1).
5.2. Работа с карточкой №2
Задание: пользуясь таблицей, поставьте глаголы в нужную форму в записке автора презентации, выделите суффиксы
Карточка №2 «Праздник «Медвежьи игрища»
Я (считать), что «Медвежьи игрища» - самый важный народный праздник.
Я (мочь) объяснить значение праздника.
Я (смочь) правильно вести себя во время обрядовых действий праздника.
Я (понимать), почему нельзя произносить слово медведь, почему о нем говорят «вортолнут» – в лесу живущий.
Я (узнать) о том, почему нельзя говорить «убит медведь», а нужно говорить «низведен медведь».
Я (понять), почему этот праздник священный для народа.
– Согласны ли вы с его утверждением.
6. Творческая работа. Создание текста с использованием речевых конструкций «мне кажется…, я думаю…, я считаю…»
– Праздник «Медвежьи игрища» был самым значимым для обско-угорских народов. Величию и святости древнего праздника посвящены стихи Ювана Шесталова, полотна замечательных мансийских и хантыйских художников Константина Панкова и Геннадия Райшева. Таежные предания и легенды увлекали историков и этнографов.
– «Медвежьи игрища» являются достоянием народа ханты. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений.
В третьей части медвежьих игрищ исполняются "нях арат" – "смешные (шутливые) песни". Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки из повседневной жизни, в которых зрители часто оказываются активными участниками происходящего действия.
Примечательна четвертая часть медвежьих игрищ, посвященная лесным божествам – менквам и называется "песни менков". Исполнители этого цикла песен также выступают в берестяных масках, но, в отличие, от "шутливых" – надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала "маски" показывают сюжет, как люди неправильно себя ведут в лесу, на воде, или на святых местах и за это наказываются. Затем исполняется песня-наставление, где регламентируются нормы поведения.
Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой высоко оценил мастерство исполнителей пантомимических сценок. В письме к А.П. Чехову он писал, что театр вогулов (манси) – это «истинное произведение искусства».
Задание: прочитайте текст письма Л.Н. Толстого на карточке №3 и попробуйте дать свою оценку народному празднику «Медвежьи игрища», используя слова-подсказки «я думаю…, мне кажется…, я согласен с …, я считаю…»
Карточка №3
«...недавно я прочел рассказ о театре у дикого народа вогулов. Одним из присутствовавших описывается такое представление: один большой вогул, другой маленький, оба одеты в оленьи шкуры, изображают один — самку оленя, другой — детеныша. Третий вогул изображает охотника с луком и на лыжах, четвертый голосом изображает птичку, предупреждающую оленя об опасности. Драма в том, что охотник бежит по следу матки с детенышем. Олени убегают со сцены и снова прибегают. Такое представление происходит в маленькой юрте. Охотник все ближе и ближе к преследуемым. Олененок измучен, жмется к матери, мать лижет ему рану. Охотник натягивает другую стрелу. Зрители, как описывает присутствующий, замирают, и в публике слышатся тяжелые вздохи и даже плач. И я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства». Л.Толстой, т. 30, стр. 147.
7. Подведение итогов урока. Озвучивание двух-трех работ учащихся.
8. Рефлексия.
Литература:
1. Медвежьи игрища казымских хантов / сост. Кравченко (Молданова) О.А. – Ханты –Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
2. Миловский А.С. // Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – 190 с.
3. Кулемизин В.М., Лукина Н.В. // Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма.1992. – 136 с.
4. Ругина Вилена // «Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41
5. http://www.hnh.ru/travel/2011-02-19-3
6. http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
7. http://www.yazychestvo.ru
Приложение:
Народные праздники |
||
Славянский праздник «Комоедица» |
Праздник ханты «Медвежьи игрища |
|
общее |
||
1. |
У славян Комом назывался проснувшийся медведь. Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Комоедица - очень древнее празднование, олицетворяющее почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми праздничными блинами. Также, Комы – это обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Комы торжественно относили в лес, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. Отсюда и пословица «Первый блин комам». |
Медведь в миропонимании ханты — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. |
2. |
Славянские предки отмечали Комоедицу в священный День весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. |
Он приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. |
3. |
Веселое 2-недельное празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после. |
|
4. |
Название зверя было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «мёдведь» — ведающий мёд. «Мёдведь» древнее название, «медведь» - иносказательное, это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п. |
Нельзя также произносить, называть по имени медведя |
5. |
Праздник начинается с обряда “Пробуди”. После пробудей (обряда пробуждения медведя) участники праздника поднимают шум вокруг берлоги, где укрылся ряженный в медведя. Начинаются игрища, пляски, кулачные забавы. Люди, вооружившись горящими головнями, идут “будить медведя”. В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). “Медведь” не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда “медведь” начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью “ногу”. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая “медвежью” песню: |
Прогремели семь положенных выстрелов, и замелькали в воздухе снежки — в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. |
6. |
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: “Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой”. Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. |
Одаривают подарками |
7. |
Жгли костры, через которые прыгали и после обязательно умывались снегом или талой водой. |
|
8. |
Комы - обрядовые блины (всегда пекли 22 березня, выливая жидкое тесто по солнечному кругу (часовой стрелке)) |
|
9. |
Примечание: Ком - медведь “команика” - медвежья ягода (она же ежевика, снобориха “Комы” - блины, которые пекут 22 марта |
|
отличительное |
||
1. |
20 или 21 марта |
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. |
2. |
Иносказательно говорили только о звере |
Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов, входило около 500 слов. Самого его называли «зверь», шкуру — «изготовленная матерью мягкая одежда», снег — «белая пыль», ружье — «гремящая вещь», медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение. |
3. |
Медведя «будили», водили вокруг берлоги хоровод, кричали, бросали в него ветки, снежки, прутья |
Медведя убивали в старину рогатиной. |
4. |
Сами умывались снегом или талой водой (полагая, что талая вода придаёт лицу красоту, присущую расцветающей Природе) |
В целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не простого зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и, чтобы душа убитого вортолнута не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а затем умилостивить ее, задобрить — в этом традиционный смысл Медвежьего праздника. |
6. |
Комы, обрядовое угощение, торжественно выносили лес и выкладывали на пень-колоду, призывали на трапезу Хозяина Леса, просили его не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. |
Голову медведя вносили поставили «священный» стол и угощали. |
5. |
Проводились праздничные забавы: взятие городка, игрища, пляски, кулачные забавы. Участниками являлись все. |
Проводились ритуальные, священные и театрализованные представления. В представлениях участвовали только мужчины. |
Литература
1. Медвежьи игрища казымских хантов / сост. Кравченко(Молданова) О.А. – Ханты –Мансийск: ГП «Полиграфист»,2004.
2. Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – 190 с.
3. Кулемизин В.М. Лукина Н.В. //Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма.1992. – 136 с.
4. Ругина Вилена.//«Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41
5. http://www.hnh.ru/travel/2011-02-19-3
6. http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.