Тема урока: «Рождество Христово».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения учащимися первоначальных представлений о традициях празднования праздника Рождество Христово.
Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни, познакомить с одним из двунадесятых праздников Русской православной церкви – Рождеством Христовым.
Задачи урока:
Образовательные:
· ознакомить обучающихся с историей праздника, и основными понятия «Рождество», «Колядовщики», «Колядка»;
· разучить песню, посвященную празднику.
Развивающие:
· развивать исполнительские (вокальные и инструментальные) качества;
· развивать внимание, музыкальную память;
· развивать и обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
· прививать интерес к предмету;
· воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно, в паре;
· воспитывать усидчивость, самостоятельность, культуру поведения.
Формировать УУД:
-Личностные: уметь слушать и выполнять требования учителя.
-Регулятивные: определять цель выполнения задания на уроке.
-Коммуникативные: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке, работать в паре, в группе.
-Познавательные: ориентироваться в учебнике, уметь отвечать на простые вопросы учителя.
Планируемые результаты:
-учащиеся научатся петь колядки, и понимать основные понятия структуры праздника.
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя и товарищей.
Формы работы: работа по индивидуальным заданиям, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.
Ход занятия:
1. Подготовка, организация
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок,
Значит, начинается музыки урок!
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения русского поэта Колесниковича Виктора Александровича
В этот светлый праздник!
В
этот светлый праздник —
Праздник торжества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо
снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится.
И зажжет сердца.
Пусть
улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются
звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
Ø О каком празднике говорится в стихотворении? (ответы детей).
Ø Вы затрудняетесь ответить, тогда я вам хочу предложить найти ответ на этот вопрос в ключевом слове кроссворда, который мы с вами сейчас будем разгадывать. Вы ответите на вопросы кроссворда и определите тему нашего урока.
Кроссворд.
1.
Щиплет уши, щиплет нос,
Значит рядом Дед … (МОРОЗ)
2.
Коль душой и сердцем молод,
Не замерзнешь даже в … (ХОЛОД)
3.
Словно снежная пылинка,
В небе кружится … (СНЕЖИНКА)
4.
Голубой, как небосвод,
На реке замерзший … (ЛЁД)
5.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом (БЕЛКА)
6.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет,
Заплачет она и умрет (СОСУЛЬКА)
7.
Шоколадная конфета –
Это праздника … (ПРИМЕТА)
8.
Снежный ком мы слепим вмиг.
Получился … (СНЕГОВИК)
9.
Снежный праздник к нам идет
Сквозь пургу без санок,
И приносит Дед Мороз
Каждому … (ПОДАРОК)
Учитель: Молодцы, ребята, вы очень быстро разгадали ключевое слово кроссворда. Вы догадались, как будет называться тема нашего мастер-класса? (Рождество Христово).
Тема мастер-класса
«Рождество Христово».
2. Теория
Учитель:- Ребята, какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю).
Учитель: Кто знает, что это за праздник? (ответы детей)
Учитель: Правильно ребята. Рождество – это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В западных странах его празднуют за неделю до наступления Нового года – 25 декабря, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю – через неделю после наступившего Нового года – 7 января. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года.
Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает этот праздник? (ответы детей).
Учитель: что вы знаете из истории этого праздника? Правильно, история этого праздника уходит далеко далеко в прошлое. А насколько далеко мы сейчас с вами увидим.
Видеоролик про Рождество.
Учитель: Рождество Христово – это праздник, который называют матерью всех праздников мира.
Учитель: Чему учит нас этот праздник? (ответы детей).
Праздник учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться друг к другу– одним словом, чтобы мы научились любить окружающих людей.
Учитель: Какие обычаи вам известны с этим праздником? (ответы детей).
Учитель: В рождественском обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество с поздравлениями, песнями, с Вифлеемской звездою на шесте. Это шествие начиналось еще накануне Рождества. А назывался он Сочельник, важным обрядом в сочельник было колядование (пение колядок).
Колядки — это обрядовые песни, которые поют в святочные дни, в том числе и в ночь перед Рождеством. Это песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства, хорошего урожая. А как они исполнялись, мы сейчас с вами услышим и увидим.
Видеоролик про колядки.
Учитель: исполнение колядок — старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями. На Руси днем ходили колядовать дети, а поздним вечером колядовали взрослые. Колядовать начинали вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым.
Колядование начиналось с трех человек, которые призывали желающих коледовать присоединяться к ним.
Во главе колядующих шел звездарь. Это человек, который идет первым и несет символ Рождества Вифлеемскую звезду.
_____________________________________________________________________
Сегодня мы с вами ребята, как раз будем создавать прообраз Вифлеемской звезды!!!
_____________________________________________________________________
Учитель: На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.
Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.
Учитель: Давайте послушаем как исполнялись колядки?
Слушание колядок.
Учитель: Какое настроение нам передают колядки?
Дети: (веселое, игривое).
Учитель: Как они исполняются?
Дети: (весело, напевно, задорно, хочется танцевать).
Учитель: К какому жанру мы с вами отнесем колядки?
Дети: (рнп).
Учитель: Чем сопровождалось исполнение колядок?
Дети: Народными инструментами.
Учитель: А какие русские народные инструменты использовали при колядовании? (ответы детей).
Учитель: Правильно.
Учитель: Я сейчас вам предлагаю поиграть в игру, определи русский народный инструмент на слух. Итак, внимание!!!
Игра. Угадай музыкальный инструмент.
Учитель: Молодцы ребята!!! Все старались от души, спасибо вам за активное участие!!! Ну а теперь мы переходим к созданию основных элементов, без которых не проходило ни одно Рождество. Сегодня мы будем с вами рисовать маски, Вифлеемскую звезду, и тарелочки.
3. Идет практическая работа!!!
Рисуем маски, Вифлеемскую звезду, и тарелочки.
_________________________________________________________________
4. Заключительная часть.
Молодцы ребята потрудились на славу, а давайте мы сейчас с вами устроим настоящее колядование с масками, с песнями, с подарками.
Театр эскпромт. Коляда!!!
5. Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ.
Очень жалко, но наш мастер-класс подходит к концу. Ребята понравилось вам сегодня на занятии, и нам понравилось работать с вами. Вы большие молодцы!!! Посмотрите, сколько мы с вами сегодня сделали: познакомились с историей и обрядами праздника Рождество Христово, послушали и проанализировали исполнение колядок,
и сейчас я предлагаю вам самим сделать оценку нашего занятия, а оценивать вы будете, наряжая елку, которая стоит в нашем классе, и тоже является одним из главных элементов Рождества.
Ваша задача украсить елку игрушками, если занятие прошло на позитивной нотке, в ярких красках, то вы украшаете елку только красными игрушками, ну а если кому то, что - то не понравилось, или не удалось сделать на занятии, то украсить елку вы можете игрушками других цветов.
(звучит музыка, дети украшают елку).
Вот и подошло к концу наше занятие, выражаем огромную благодарность всем, кто принимал активное участие, давайте поаплодируем друг другу за проделанную работу и посмотрим историю нашего мастер-класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.