Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Покров
Петушинского района
Владимирской области
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель МБОУ СОШ №1 Тимофеева Н.А.______________ Печать Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Творческой направленности.
хорового объединения
«ГАРМОНИЯ»
Уровень программы: стартовый
Возраст учащихся: 9–15 лет
Срок реализации: 1 год (38 часов)
Автор-составитель:
Ляшенко Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г.Покров,2020
Содержание программы
I. Комплекс основных характеристик программы ………………….3
1.Пояснительная записка ………………………………………………..3
1.1 Актуальность……………………………………………………………3-4
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………5-6
1.3 Возраст и категории обучающихся ……………………………………7
1.4 Уровневость программы………………………………………………..7
1.5 Формы работы…………………………………………………………...7
1.6 Продолжительность реализации………………………………………..7
1.7 Планируемые результаты ………………………………………………8-11
2. Содержание программы…………………………………………………12
2.1 Учебный план……………………………………………………………..12
2.2 Содержание учебного плана……………………………………………12-14
2.3 Образовательные и учебные форматы…………………………………15
2.4 Формы аттестации и оценочные материалы…………………………...16-17
II. Комплекс организационно-педагогических условий ……………..18
1. Материально-техническое обеспечение ………………………………..18
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение………………..18-19
3. Список литературы………………………………………………………..19
Приложение 1(календарно-тематическое планирование)……………...20-24
I. Комплекс основных характеристик программы.
1.Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Новизна программы:
Новизна программы дополнительного образования хорового объединения заключается в следующем: программа реализуется через интеграцию со специалистами учреждения и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому школьнику в соответствии с ФГОС.
Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся в данном кружке, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
Актуальность программы:
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть вокально-хоровыми умениями и навыками, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние была создана данная образовательная программа дополнительного образования школьников.
Программа работы хорового объединения составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведение
При организации учебно-воспитательного процесса используется:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
4. Постановление от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Постановление Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
6. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 1 города Покров.
Дополнительная образовательная программа составлена на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
1. «Хор» Т.Н. Овчинниковой/ М. Просвещение, 1986.
2. «Школьный хор» Струве Г./ М. Просвещение, 1981г.
3. «Поем вместе» Гумель И.В. г.Санкт-Петербург,2011г.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Педагогическая целесообразность программы.
Для детей пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в хоровом кружке - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
Ø певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля, хора;
Ø координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
1.2. Цель и задачи программы.
Главная цель программы – создание условий для творческого развития учащихся 2-8 классов и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность в хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений) и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения.
Цели школьного хорового кружка – приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить пению и развивать певческие способности.
Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи обучения:
Ø формировать голосовой аппарат,
Ø углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни.
Задачи развития:
Ø развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный, интонационно-ритмический слух, чувство ритма, интонацию, эмоционально-чувственную сферу, художественный и эстетический вкус обучающихся;
Ø развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность детей
Задачи воспитания:
Ø воспитывать любовь к пению, к родному языку и поэзии, музыкально-образное мышление. Создание благоприятного психологического климата, направленного на успех и формирование основ сценической культуры.
В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения и пения без сопровождения, а так же навыкам сольного исполнения.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
личностные:
Ø формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
Ø формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
Ø формировать у учащихся стремление к самореализации;
Ø обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
Ø способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
метапредметные – формировать у учащихся умения:
Ø самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
Ø самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
Ø использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Ø владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
Ø самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
Ø продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Ø работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
образовательные (предметные):
Ø формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как специфическую форму познания и преобразования мира;
Ø расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
Ø формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
Ø формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности;
Ø способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы школьных образовательных организаций была определена возрастная категория детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. На обучение в коллектив принимаются дети от девяти до пятнадцати лет. При этом ребенок должен обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, иметь здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, а также должен проявлять интерес к избранному виду деятельности. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
1.3. Возраст и категории обучающихся
Группы комплектуются по возрастному принципу: младший хор – 9-11 лет, старший хор -12 – 15 лет без ОВЗ. При зачислении в объединение ребёнок должен не только обладать элементарными вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене.
Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей и важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.
Занятия проводятся в каждой группе по 1 часу в неделю. Численный состав группы от 20 человек позволяет создать оптимальный вариант для занятий: вызывает доверительную атмосферу, даёт возможность концентрировать внимание учащихся, позволяет им более полно реализовать себя, поделиться своими открытиями, упрощает смену деятельности детей.
1.4. Уровневость программы
Уровень стартовый.
1.5. Формы работы
Основной формой образовательного процесса является групповое занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Основными методами обучения являются:
1.Словесные. Устное изложение. Беседа. Анализ текста, структура музыкального произведения.
2.Наглядные. Показ и прослушивание материала в записях на различных носителях. Показ, исполнение педагогом. Работа по образцу.
3.Практические. Тренинг, повторение пройденного. Вокальные упражнения.
Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин. - 2 раза в неделю, по 1 академическому часу в каждой группе, с перерывом между занятиями 10 минут.
1.6. Продолжительность реализации
Общее количество учебных часов – 38 часа.
1.7. Планируемые результаты
Реализация программы должна обеспечить:
Ø развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
Ø развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
Ø развитие навыка пения по нотам;
Ø умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
Ø навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
Ø формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
Ø способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен
знать и понимать:
Ø специфику певческого искусства;
Ø основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
Ø многообразие музыкальных образов и способов их развития.
уметь:
Ø эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
Ø исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
Ø устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты.
Личностные результаты:
Ø формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
Ø становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
Ø формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
Ø овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
Ø развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
Ø формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
Ø формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
Ø формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
Ø удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные:
Учащиеся научатся:
Ø логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Ø применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
Ø рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
Ø адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
Ø научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
Ø удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
Ø планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;
Ø договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Ø выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
Ø мобилизовать силы и волеву саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
Ø формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
Ø действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
Ø слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Ø понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
Ø использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
Ø опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
Ø совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений
Ожидаемые результаты:
В результате обучения пению в хоровом кружке учащийся должен:
знать, понимать:
Ø особенности и возможности певческого голоса;
Ø гигиену певческого голоса;
Ø понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
Ø понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им
Ø основы музыкальной грамоты;
Ø различные манеры пения;
Ø место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
Ø правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Ø петь короткие фразы на одном дыхании;
Ø в подвижных песнях делать быстрый вдох;
Ø петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен, каноны, песни а капелла;
Ø петь легким звуком, без напряжения;
Ø уметь делать распевки;
Ø ясно выговаривать слова песни;
Ø к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию в любой из песен, выученных за учебный год;
Ø правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
Ø правильно формировать гласные в сочетании с согласными.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
беседа |
|
2 |
Вокально-хоровая работа |
63 |
40 |
|
|
2.1 |
Дыхание |
5 |
5 |
слушание |
|
2.2 |
Дикция, артикуляция |
6 |
6 |
слушание |
|
2.3 |
Вокальные упражнения |
15 |
15 |
слушание |
|
2.4 |
Творческие задания |
25 |
20 |
5 |
слушание |
2.5 |
Работа над репертуаром |
5 |
5 |
слушание |
|
2.6 |
Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио |
7 |
5 |
2 |
слушание |
3 |
Слушание музыки |
10 |
10 |
слушание |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
2 |
2 |
беседа |
|
76 |
36 |
40 |
|
2.2. Содержание программы.
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Инструктаж по технике безопасности, формирование коллективов. Подбор репертуара для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям.
Музыкальная подготовка.
Хоровое сольфеджио. Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Слушание музыки. Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Вокально-хоровая работа:
Певческая установка и певческая позиция. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Отработка полученных вокальных навыков. Распевание. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. Основы нотной грамоты.
Музыкальный звук. Высота звука.
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.
Сценическая культура и сценический образ.
С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Репертуар.
Формирование репертуара – важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего детей пению. Через умело составленный репертуар детское подростковое хоровое исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру. Основа любого репертуара должна состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям; легко воспринимаются типы интонирования; структура мелодики детских песен лучше всего развивает в естественной детской позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более сложных произведений. Необходимо включать в репертуар песни русских и современных композиторов. Некоторые песни должны исполняться а капелла. Песенный репертуар подбирается с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля
2.3.Образовательные и учебные форматы
На занятиях по хору используются такие формы работ как:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов, а так же делают электронные презентации, создают клипы выбранный репертуар и использованием ИТК.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Сотрудничество с педагогами по хореографии и актерскому мастерствую по постановки концертного номера.
Заключительное занятие, подведение итогов – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей, студия звукозаписи.
Занятия проходят по группам.
Каждое занятие строится по схеме:
1. Настройка (подготовка, разогрев голосового аппарата) певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием:
Ø дыхательная гимнастика (3 мин.) - по системе Стрельниковой;
Ø речевые упражнения (3 мин.) – для активизации дикции, артикуляции;
2. Постановка голоса, вокальная техника:
Ø распевание(4 мин.) – работа над техническими вокальными навыками;
Ø пение вокализов (6 мин.) – упражнения на комплекс технических вокальных навык;
Ø работа над произведением (20 мин.) – работа с микрофоном, фонограммой (-), ноутбуком, диктофоном, синтезатором; разбор произведения на технические вокальные трудности, работа на преодоление этих трудностей и доведения результата до автоматизма (мышечное запоминание).
3. Подведение итогов:
анализ занятия – результат «успеха» решение задач на занятии, подведение итогов.(2 мин.); задание на дом (1 мин.).
2.4.Формы аттестации
В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся.
Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).
Периодический контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует знания, но и воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение (наблюдение, диагностические методики).
Оценочные материалы
Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно
выполнять задания, предусмотренные программой.
Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.Материально-техническое обеспечение программы
Дидактические материалы: раздаточные материалы, фото, задания, упражнения.
Методические материалы:
Ø методические пособия по постановке дыхания;
Ø практические упражнения (звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре, постановка вибрато и т.д.);
Ø литература по вокальному и хоровому искусству;
Ø литература по педагогике и психологии;
Ø программы, сценарии концертов;
Ø дидактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий;
Ø атрибуты для занятий (музыкально – дидактические игры, пособия)
Ø звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон )
Ø сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Техническое оснащение занятий: компьютер; мультимедийный проектор; аудиосистема.
Материально-техническое оснащение.
Ø Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Ø Наличие репетиционного зала (сцена).
Ø Музыкальный центр, ноутбук.
Ø Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Ø
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Ø Сборники для занятий по вокалу.
Ø Методические пособия.
Наглядные пособия:
Ø Плакаты
Ø Схемы
Ø Иллюстрации
Ø Дидактические игры
Ø Детские музыкальные инструменты
Ø СД и ДВД диски
Ø Аудиокассеты
Ø Презентации
Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы)
1. ВКМ Online – Всемирная команда музыкантов. Режим доступа – http.//vkmoline.com/
2. Журнал «Педагогический мир». Режим доступа – http.//pedmir.ru/
3. Сообщество вокалистов Start Vocal. Режим доступа – www.startvocal.ru.
3. Литература
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,5 Мб). – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Емельянов, В. В. Развитие голоса. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,1 Мб). - СПб,2002.
3. Как научиться петь. Основы вокальной техники. [Текст] – М.: Благо, 2002. – 128 с.
4. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. [Текст] / К. Никольская-Береговская. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 192 с.: ил.
5. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. [Электронный ресурс] / текстовые данные (5,2 Мб) - М., 1981.
6. А.В. Свешников [Текст]: [Сборник статей] / Сост. В. Подольская; общ. ред. К. Птицы. – М.: Советский композитор, 1970. – 152 с.: ил.
7. Энциклопедический словарь юного музыканта. [Текст] - М.: Педагогика, 1985. – 416 с.:
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время прове дения занятия |
Форма занятия |
Коли чество часов |
Тема занятия |
Место прове дения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
|
|
|
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция |
2 |
сентябрь |
1 |
Разучивание песни: «Твои ученики» Ю. Чичков, М. Дербенев. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
3 |
сентябрь |
1 |
Разучивание песни «Я возьму этот большой мир» Э.Рождественский. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
4 |
сентябрь |
1 |
Сценодвижение. Работа над сценическим образом. Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
5 |
Сентябрь Октябрь |
1 |
Работа над дикцией, интонационные упражнения. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
6 |
Октябрь |
1 |
Вокальные упражнения, дикция, интонация. Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
7 |
Октябрь |
1 |
Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
8 |
Октябрь |
1 |
Вокальные упражнения. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
9 |
Октябрь |
1 |
Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни: А. Куреляк «Сердце матери» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
10 |
Ноябрь |
1 |
Сценическая отработка номера. Разучивание песни: А. Куреляк «Сердце матери» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
11 |
Ноябрь |
1 |
Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни: Ю. Вережников «Под Новый год». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
12 |
Ноябрь |
1 |
Сценическая отработка номера. Разучивание песни: Ю. Вережников «Под Новый год». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
13 |
Ноябрь |
1 |
Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
14 |
Декабрь |
1 |
Сценическая отработка номера. Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
15 |
Декабрь |
1 |
Вокальные упражнения. Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
16 |
Декабрь |
1 |
Подготовка к новогодним праздникам. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
17 |
Декабрь |
1 |
Подготовка к новогодним праздникам. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
18 |
Декабрь |
1 |
Участие в новогодних мероприятиях. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Исполнение |
|||
19 |
Январь |
1 |
Партии в хоре. Разучивание песни: Н.и И. Нужины «Защитники Отечества» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
20 |
Январь |
1 |
Партии в хоре. Разучивание песни: Н.и И. Нужины «Защитники Отечества» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
21 |
Январь |
1 |
Партии в хоре. Разучивание песни: В. Ударцев «Подари улыбку» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
22 |
Февраль |
1 |
Партии в хоре. Разучивание песни: В. Ударцев «Подари улыбку» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
23 |
Февраль |
1 |
Работа над дикцией. Разучивание песни:А. Воинов « 8 марта - женский день». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
24 |
Февраль |
1 |
Работа над дикцией. Разучивание песни:А. Воинов « 8 марта - женский день». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
25 |
Февраль |
1 |
Вокальные упражнения.Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
26 |
Март |
1 |
Работа над репертуаром. Работа над подвижностью голосов. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
27 |
Март |
1 |
Работа над репертуаром. Работа над подвижностью голосов. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
28 |
Март |
1 |
Работа над тембровой окраской голоса. Разучивание песни: « Эти запахи Победы». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
29 |
Март |
1 |
Работа над тембровой окраской голоса. Разучивание песни: « Эти запахи Победы». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
30 |
Март Апрель |
1 |
Исполнение песни « Эти запахи победы». Концерт. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
31 |
Апрель |
1 |
Работа над подвижностью голосов. Разучивание песни: «Школьные качели». |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
32 |
Апрель |
1 |
Работа над подвижностью голосов. Разучивание песни: Ю. Купцова «Дети солнца» |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
33 |
Апрель |
1 |
Исполнение песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
34 |
Апрель |
1 |
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
35 |
Май |
1 |
Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
36 |
Май |
1 |
Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
37 |
Май |
1 |
Исполнение песен, изученных на занятиях, по желанию учащихся. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
38 |
Май |
1 |
Обобщающий урок: Удивительный мир музыкальных образов. |
МБОУ СОШ № 1, кабинет, сцена |
Беседа, лекция, исполнение, слушание |
|||
Итого: 76 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.