« Н Исследовательская работа по краеведению Народные гуляния как традиция, исторически сложившаяся советскую эпоху»
Оценка 4.7

« Н Исследовательская работа по краеведению Народные гуляния как традиция, исторически сложившаяся советскую эпоху»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл—11 кл
10.12.2024
« Н      Исследовательская работа по краеведению     Народные гуляния как  традиция, исторически сложившаяся  советскую эпоху»
В работе дается информация , связанная с народными традициями празднования в советскую эпоху , во время существования колхозов и совхозов
Народные гуляния работа конференция.doc

 

Районная краеведческая конференция школьников Городецкого района «Традиционные обряды и праздники»

Тема:

« Народные гуляния как  традиция, исторически сложившаяся в советскую эпоху»

 

Содержание.

1.             Пояснительная записка. 1 стр.

2.             Актуальность. Проблема. Социологический опрос. 2-3 стр.

3.             Цель работы. Задачи.3-4 стр.

4.             Основная часть. 4-11 стр.

·    Празднование Троицы.

·    Праздник Слащи.

·    Летние народные гулянья в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах: Стрелка. Гульбина. Камешки.

5. Заключение. 12 стр.

6. Список источников и литературы. 13 стр.

7. Приложения. 14 стр.

В каком народе живёшь,

такого обычая и держишься.

Пояснительная записка.

Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.  А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки, а также наши дедушки и бабушки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.  На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Тема данной работы « Народные гуляния как традиция, исторически сложившаяся в советскую эпоху». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж  менее всего мы  склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений  нельзя ни производить, ни ввозить,  и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,  что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое,  и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:


- мира  в семье,

- любви к ближнему,

- сплочённости,

- нравственного добра,

- скромности, красоты, истины,

- патриотизма.


 

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа, в частности той местности, откуда я родом, где родились мои родители, дедушки и бабушки.

 Мы попробовали произвести небольшой социологический опрос среди учащихся нашей школы по вопросу имеющейся у них информации, касающейся знаний о русских праздниках, обычаях и традициях. Были получены такие результаты:

Только 3% не знают никаких народных обычаев и обрядов. Остальные назвали следующие:

Крещение (75%), свадьба  (80%), Пасха   (86%), Рождество (77%), проводы в армию (35%), Масленица (82%),  Троица (43%),  венчание (27%), святки  (29%),  рождественские подарки  (24%).  Во многих семьях соблюдают следующие обычаи, обряды, праздники: Пасху   (67%),  Рождество (59%),  Масленицу  (56%),  Новый год  (98%), день именин (а не день рождения)   (12%). Знают Рождественские обычаи (56%).

            В нашей местности соблюдаются такие обычаи, как Масленица (78%),  Пасха (70%),  Колядки  (32%), венчание – (28%).  Народные гуляния как вид народного праздника известен только, связанный с празднованием Масленицы- 99%, о летних народных гуляниях, проходивших в нашей местности, опрашиваемые не знают ничего.

           

Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и обряды и, что обычаи и обряды не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране. Однако такие популярные формы празднования как народные гуляния, которые еще не совсем ушли в прошлое , молодому поколению мало известны. А ведь это – часть жизни их бабушек и дедушек, которую вычеркнуть из истории страны нельзя. Поэтому информацию, которую сейчас еще можно получить от живых свидетелей не просто важно собрать, но и сохранить и передать нашим будущим потомкам.

Цель данной работы: исследовать особенности и черты летних народных праздников, народных гуляний, существовавших в нашей местности и выяснить, как сохранялись они  во времена узаконенного атеизма (советская эпоха), насколько они сохранились в современном мире.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • - ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;
  • - исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
  • - исследовать обычаи и традиции, появившиеся в 30-е года 20 века в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах Нижегородской области. Провести параллель с русскими обычаями и традициями наших древних предков.
  • - осмыслить роль и значение обычаев в жизни этноса[1] в наше время.

 

 На всякий случай – свой обычай.

пословица

Основная часть

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные  обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю  народа, его  культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые  он  собрал  на  протяжении  веков как  результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на   планете  Земля. Каждый этнос  своим существованием  обогащает  её  и  совершенствует.

               В своей работе я хочу коснуться обычаев и традиций русского народа, в частности, попытаюсь исследовать , как сохранялись традиции в моей местности, какие из них возникали вновь, какие сохранились сейчас. Речь пойдет о летних народных праздниках: Троица, народные гуляния в Городецком, Сокольском и Ковернинском районах Нижегородской (Горьковской) области, которые между собой граничат.  Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном  комплексе народных обычаев, найти в них первичную  основу,  определить её материальные корни и её  первоначальные  функции.  Очень часто в истории русского государства происходило  не только влияние , но и давление, а иногда и попытка  искоренения русский традиций и  обрядов, той властью, которая вставала во главе страны. Это происходило и в глубокой древности, когда происходил процесс принятия на Руси христианства. Многие языческие праздники и традиции новая религия не принимала, а  власть запрещала. Не будучи в силах искоренить языческие мифы, церковь видоизменяла их, давала христианское толкование древнеславянским обрядам, вкладывала в народные праздники богословское содержание. Поэтому в любом сколько-нибудь крупном православном празднике под его христианской оболочкой неизменно можно найти многие народные и языческие обычаи и традиции.

Очень сложное время пришлось пережить русским обычаям и традициям  во времена строительства советского государства, когда религия и все ее составляющие были под запретом. Разрушались монастыри храмы, церковнослужители объявлялись  вражеским элементом, тысячелетние народные традиции высмеивались, молодое поколение росло и воспитывалось  в этой обстановке. Однако, как и в прежние времена , русский народ сумел сохранить народные обычаи, иногда прибегая  к хитрости: где-то скрывая, где-то заменяя религиозный смыл новым содержанием, где-то создавая новые. Интересным наблюдением оказались  летние праздники, которые проходили примерно в одно и то же время в Нижегородской области  у ближайших соседей : Городецкого, Ковернинского и Сокольского районах.  Одним из распространенных летних праздников в дореволюционное время считался Праздник Святой Троицы

            Троица, как и Пасха, - один из самых любимых в народе праздников. И несмотря на то, что после революции народно-церковные праздники советская власть пыталась заменить официально-государственными, традиции и обычаи продолжали жить. Как? Да хотя бы в знаменитой песенке про березку, которая во поле стояла. Но каким образом она связана с праздником Троицы?
Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей. До Рождества Христова Пятидесятница имела совсем другое значение. Древние иудеи праздновали Пятидесятницу в память о том, как Моисей получил на Синайской горе десять заповедей от Бога – это произошло на пятидесятый день после иудейской Пасхи (когда иудеи вышли из Египта). 
Христиане же вкладывают в него совсем другой смысл. После Вознесения Христова, через пятьдесят дней после Пасхи, апостолы вошли в тот самый дом в Иерусалиме, где проходила Тайная вечеря. Этот небольшой дом на узенькой улочке, расположенной на горе Сион, сохранился и по сей день. В нем, на первый взгляд, нет ничего особенного. Но почему-то именно там не остается никаких сомнений в реальности священных событий, которые с ним связаны. 
Когда апостолы вместе с Богоматерью вошли туда, внезапно послышался шум, словно от порыва сильного ветра во время бури. Вслед за этим посреди дома появились языки огня, которые, разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Принятый апостолами Дух помог им выстоять и в теологических спорах, и под пытками, и перед лицом смерти. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви. 
В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Ее символом стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие. 

 Троица была почитаема и любима и нашими земляками. Вот как об этом рассказывает Городецкий краевед Л.А. Климова.

В июне месяце на Руси во многих местах наступала русальная неделя(древнеславянский праздник - Семик),который заканчивался Троицей. У нас в Городце до 50-х годов нашего столетия существовал обычай завивать берёзку. Девушки украшали березку цветными лоскутками, лентами. В песнях величали березку, нося ее по нижней части Городца. Семик отмечали в четверг перед Троицей. В центре празднества был обряд с березкой.
Утром девушки собирались у колодчика на Б.Тихвинской(на Передней улице) и с песнями отправлялись на Щадрину гору : 



Пойдемте, девушки,

Во луга-лужочки!

Завивать зеленые веночки

На добрые годочки :

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На гречиху черную,

На капусту белую,

Всем на зависть дебелую!



Девушки пришли в березовый перелесок(что у педучилища),стали хороводы водить и петь : 



Береза моя белая!

Береза моя кудрявая.

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой трава шелковая!

Близь тебя, березонька,

Красны девицы

В Семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки 

Венки плетут.



Девушки нагибали ветки у березки и привязывали цветными лоскутками(сплетали) с 
травой. Украшали березку лоскутками, завивали венки из березовых веточек и водили хороводы под песню "Во поле березонька стояла». В конце хоровода девушки кумились под песню "Покумись, кума, покумись" : 



Аграфена-купаленка

Семигодоваленка.

У нас сегодня праздник : 

Семик да Троица.

Кума с кумой не ссорится.

Кума с кумой покумится,

Весь век не бранится

До нову году,

До соснову гробу.

У старообрядцев эта песня звучала так : 

Аграфена-купаленка

Семигодоваленка.

У нас сегодня праздник : 

Семик да Троица

Пресвятая Богородица.

Кума с кумой не ссорится.

Кума с кумой покумится,

Весь век не бранится

До нову году,

До соснову гробу.



Покумившись таким образом, иногда девушки становились подругами, а иногда кумами на всю жизнь. Венки для красы ставили на подоконники.
Девушки ели "семик" ,кашу пшенную, яичницу в перелеске под березой или дома у березки. После еды девушки шли по Торговой улице(сейчас ул. Горького) с ярко украшенными веточками березки и пели :



Завязала белая береза

От корня до корня,

До самой вершинки.

Люди ныне все добры,

Вы откройте сундуки,

Вынимайте пятаки : 

Вам потешки,

А нам орешки.


(девушкам давали пряники, конфеты, семечки, орешки)
Семик отмечался девушками, живущими от Кукушкиной горы до д.Каратай(до педучилища).
В воскресенье в Троицу девушки развивали березку, шли на .Спасское озеро или Волгу и бросали венки в воду(предварительно с венка снимали все украшения),предугадывая себе судьбу.

Бросали венки со словами(хором) : 

Опускаю венок в воду,

Плыви, венок, от берега до берега.

Плыви и не тони, и мне милого посули.



1-я девушка :
А мой веночек. Глядь, доплыл.
И мне милого посулил.

 

 

2-я девушка : 

Ах, мой веночек утонул,

Знать меня милый обманул.



В Троицу массовое гулянье было у Троицко-Никольского собора , украшенного березовыми веточками и пели только "Царю Небесному".
Зато веселились от души недалеко от чайной "Муравейник" (где КБО). Работали качели, карусели, в бисере лошади, чучелки, кибитки. Все шумело, вертелось под гармонь. В д. Воротилово во время Троицы украшали ветками березы дома : окна, двери, крыльцо, а иконы выносили в гумно и там молились, стоя на можжевеловых ветках.

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Об этом очень хорошо написал Иван Шмелев: 
“Пахнет, как на лужку, где косят. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце… Неужели зайдет Господь во Святой Троице?.. Ограда у Казанской зеленая, в березках… Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно… Теплятся в зелени лампадки… На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним… Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад… И там, в алтаре, тоже – совсем другое. Там, в березках, невидимо смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно… Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные…” 

Сейчас многие обряды позабыты. Верующие .как и раньше,  ходят в храм на праздничную службу.  В деревнях можно увидеть  в наличниках окон , в дверных проемах  березовые веточки, также считается общепринятым, что до Троицы рвать ветки березки для веников греховно., многие этой традиции придерживаются до сих пор. Теплый Троицын день – теперь повод собраться дружной компанией в кругу родственников или просто знакомых.

 Интересно было узнать, что сразу после Троицы  в советское время , когда в полной мере почитание  религиозного праздника было под запретом, проводились народные гуляния, которые в жизни наших земляков имели важное значение.
Народные гулянья как традиция стали складываться в 30-е годы прошлого столетия. Народные гулянья вселили в себя весь широкий размах русской души, хлебосольство, удаль и мастерство.  Из книги Л.А. Климовой я узнал, что история возникновения народных гуляний уходит далеко в прошлое нашего края, меняя формы и содержание.

«В девятую неделю после Пасхи проходило местное народное гулянье "Слащи" в Авдеевском лесу у кургана-холма, где, по преданию, покоились останки городчан, погибших в неравной схватке с татарской ордой.
Над братской могилой родственники и друзья погибших творили поминовение, молились, ели "кутью"(разваренные в медовой сыте зерна пшеницы),пили медовуху.
Поминальная тризна сначала справлялась ежегодно, затем с перерывами.
Шли века...Память о печальном событии постепенно выветрилась, и изначальные поминки представляли собой уже народное гулянье.
Существуют два объяснения по поводу названия гулянья "Слащи".По мнению земского врача-краеведа Груздева, название "Слащи" произошло от большого разнообразия медов на тризне. У древних людей здесь было без числа бортей(диких пчел),залиться медом могли все присутствующие на тризне, позже их сменили различные сласти.
Местные ж старожилы уверяют, что гулянье было на градской земле помещика-владельца Слащевского.
В прошлом веке "Слащи" звали молодежь игры играть, хороводы водить, песни петь, любовь вызывать. Мужчины боролись между собой : скидывали рубахи и, сцепись парно, топтались на месте, пока кто-то не оказывался победителем.
В начале нашего века в Слащевское воскресенье с утра в Авдеевский лес торопились и стар, и млад : кто на лошадях, а кто и пешком.
Девушки несли с собой узелки с нарядами, чтобы с "перерядами" пройтись рядами по "дорожине",вокруг которой стояли мамаши с сыновьями, присматривая своим чудам невест.
Здесь шла бойкая торговля сластями : пряниками до 20 сортов, длинными конфетами, напоминающими собой свечи, мороженым, орешками, различными напитками, квасами, среди которых выделялся местный "музюшный"(можжевеловый)квас.
Гуляющие пели, плясали. Случалось, что мужчины шли "стенка на стенку" и тогда "буянов" отправляли в житницу, стоявшую посередине в д.Авдеево.
Праздничное гулянье "Слащи" продолжалось до 1952 г., пока там не разместилась воинская часть,и по воле местных властей гулянье было перенесено на новое место, где сейчас "Узольская  жемчужина", но там оно не прижилось. Редко кто теперь знает об этом народном гулянье».

Однако сама традиция не пропала. Следом за Троичным воскресеньем, почти в одно и то же время (20-е числа июня) ,проводились народные гулянья в соседствующих между собой районах : Городецком, Ковернинском, Сокольском. Основная суть праздников была похожей, однако имелись и существенные различия. Само народное гулянье имело своё название и географию. В Городецком районе празднования проходили на территории Тимирязевского сельского совета(пос. Тимирязево) и называлось Стрелкой.
Гулять на Стрелку. Идти на Стрелку. Вероятно, такое название связано с наименованием лес, прозванного в народе Стрелкой, само гулянье и проходило на поляне, около этого леса.
В Ковернинском районе гулянья проходили на берегу реки Узола, где была чистая и прозрачная вода, легко просматривалось каменистое и песчаное дно. Отсюда, возможно, и название праздника - Камешки. Жители деревень Семино,Язвицы,  Воротнево, Кулигино, Глибино, Мокушино, были основными участниками на Камешках.

В соседнем Сокольском районе праздник охватывал деревни : Радость, Осиповка,Давыдово, село Билбаш. А назывался он Гульбина. Название связано со значение самого слова. В словаре В. Даля слово "гулять, гуливать" обозначает "разгуливать, прогуливаться, ходить, иногда и ездить без дела. Ничем путным не заниматься,лентяить".Указано также значение слова "гульба" - прогулка, попойка, распутство; иногда праздношатательство, либо прохлада, забава". Возможно, название народного праздника Гульбина произошло в результате переосмысления однокоренных слов. Праздники с такими названиями встречаются и в других районах Нижегородской области, например, в Семёновском.
Время возникновения праздников примерно одинаково - 30-е годы 20 века, главными организаторами были председатели колхозов и сельский актив.
Отдых колхозников после посева, перед сенокосом и уборкой стал носить коллективный и традиционный характер. Содержание массовых гуляний также менялось. В самом начале в народных гуляниях  была политическая идея : убеждённость в правильном пути, выбранным новым государством, успех в колхозных делах и другое, а позднее всё это уходило на задний план, и основной идей стала обычная народная жизнь : хлебосольство, народные песни и частушки. Завершением праздника, зачастую, были же не  просто драки, а настоящие бои - деревня на деревню, один род на другой, с применением подручных средств обороны : доски от забора, палки, сучья деревьев. Однако в конце драки шло примирение и праздник продолжался.
Причины такого поведения могли быть абсолютно случайными. Уже хорошо подвыпивший народ к вечеру готов был выпустить могучий русский дух. Не хватало только небольшой искры для огромного пожара. Неосторожно сказанное слово, фраза, замечание, спор, да и просто подозрительный взгляд могли послужить той самой искрой. Нарядные рубахи, надетые по случаю праздника, рвались в клочья. Утихомиренные после драки, уставшие люди возвращались по домам уже глубоко за полночь. Народное гулянье обсуждалось в деревне ещё долго, и почти весь год готовилось и планировалось новое : сшить самые лучшие наряды для всей семьи(для детей в том числе),узнать самые лучшие рецепты, чтобы приготовить такое блюдо, какого нет ни у кого, подзаработать денег, чтобы в праздничной автолавке (передвижной магазин) купить в этот день всё, чего хочется, не думая об экономии.

Люди старшего поколения с теплотой в сердце хранят память о тех народных гуляньях. Особенно памятен 1941 год, когда о войне многие узнали, прямо гуляя на празднике, радость и счастье в этот день сменили слезы и печаль. Во время войны о гуляньях никто и не вспоминал. Продолжилась традиция уже после победы, и то, спустя несколько лет, когда немного смогли выбраться из нищеты и голода.

 Из воспоминаний жительницы пансионата «Буревестник» Романычевой Галины Марковны , 1938 г.р.,  (пенсионерка, место рождения д. Марково, Емельяновского сельского совета).

«Стрелку, конечно же, помню хорошо... Вся жизнь с ней связана, с детства по старость. Это был наш родной любимый праздник. Собиралось народу тьма, со всех деревень : Яблонное, Перевесное, Артюшино, Васильевское,Вязовое.  Из самого Городца приезжали. Шли в лесок Стрелка, там на большой поляне расстилали покрывала и устраивались большими компаниями. Хорошо, если была гармонь, а то и так пели песни, частушки, рассказывали анекдоты. Угощение было самое простое : картошка, помидоры, огурцы, мясо. Самым изысканным блюдом была "красная икра". Это не такая, как сейчас, в банках, очень дорогая. Такой и представить не могли. А варили сами из самых простых продуктов : кильки в томатном соусе и манки. Не каждая хозяйка могла похвастаться, талант нужен был сварить такую "икру». Сейчас никто и не умеет. Сначала компании гуляли как бы по-отдельности, детей брали с собой, наряжали во всё лучшее. У них был как бы свой праздник, бегали гурьбой, играли. Угощение : лимонад и щербет (городецкого пищекомбината) покупали в автолавках. Потом компании ходили друг к другу, общались, объединялись. Если что не так, так и драка могла вспыхнуть. Как без неё -  и праздник не праздник. Тогда уж глядеть сбегались все. Тут уж была не драка, а война, с досками, палками. Пока рубахи не раздерут друг на друге, носы не поразбивают. Зато потом все: и побитые, и победители садились всем гуртом за один стол, а и другие все потихоньку перемещались к центру. Был общий стол на траве. Самые последние уходили уж почти на рассвете. Долго потом обо всём судачили. А и сейчас бы, наверное, сходила посмотреть, а только нынешней молодёжи такой праздник не нужен. А мы уж старики...А какие наряды на праздник готовили?!Тогда ведь надеть и купить было нечего, а и не на что. Отрез на платье ещё зимой покупали, если повезёт, крепдешин, креп-жоржет, сатин - такие ткани были, прозрачные, легкие.
Думали-гадали, какой фасон сшить, к портнихе на примерку раз 5-6 сходишь, чтобы подошло всё. Всю зиму заботились, весной уж не до того, а летом - надевать пора! А на другой год другое платье выдумывалось. Вот так и жили».

Из воспоминаний о праздновании  народного гуляния Камушки. Рассказ записан со слов жительницы с Строчково  Судариковой Ольги Алексеевны 1952 года рождения, (пенсионерка, место рождения д. Ново-Покровское  Ковернинского района).

 «Это народное гулянье празднуют уже более века. Издавна на Руси повелось либо перед какими-то трудовыми днями, либо  после тяжелых трудовых дней давать отдушину чувствам, эмоциям, показать всю широту души русской в гуляньях, играх. Камешки празднуют на второе воскресенье после Троицы. Само название этого праздника, как  камешки перекатываются с одного поста на другой.

В субботу начинают съезжаться родственники, идут приготовления кушанья. Раньше в деревне с вечера ставили тесто на пироги. О, пироги, они были разнообразные – это и ватрушки с повидлом, украшенные цветным горошком, рубленым мармеладом, всяческими переплетениями, вкуснятина и красота вместе. Затем с зелёным луком, с рисом и яйцом, с луком и яйцом, просто кулебяки, пончики. Одним только запахом, утром идущим из труб, можно было насытиться.

Наступало воскресенье. Почти у каждого дома толпились кучки людей, терпеливо ждавших приглашения к столу. Слышались переливы гармоник, распевы девушек и деревенских баб. Кто лучше, а главное ,задорнее споёт Сормача, дразнящие частушки и просто плавные распевные песни.

Само гулянье начиналось уже ближе к вечеру. Порядком подзаправившись, люди начинали выходить на улицу под кренделёк (под ручку) по четыре, по шесть человек, обязательно с гармонистом, прохаживались вдоль улицы из конца в конец с песнями. В это время деревня становилась на фоне молодой пышной зелени удивительно красочной. Перемешанный запах цветущей черёмухи и всяких сладостей казался ещё более насыщенным. Можно было зайти просто в любой дом, где тебя принимали как самого доброго гостя,  и кругом угощенья, угощенья. Показав свой наряд, девушки и парни начинали перепляс с частушками, где-то играли и плясали шестёрку, где-то слышался вальс, всё шумело, кричало, кружилось. Какой же это праздник, если нет драчунов? Молодые парни запросто, на кулаках начинали выяснять отношения между собой, либо отбивая приглянувшуюся  девушку у друга, либо вспомнив какую-то старую обиду. Спор могли продолжить и более старший возраст, тут уж не обходилось без женщин, которые не уступали в словесной перепалке никому. Но как-то всё само собой проходило гладко и все мирно опять продолжали гулянье. Лишь утром кто-то из хозяев мог обнаружить разобранный забор  или раскиданную поленницу дров, что напоминало о прошедшей ночи.

Шло время, всё меняется, на смену гармонике пришли магнитофоны, телевизоры. Праздник стал справляться более организованно. Стали в клубах ставить концерты силами своих же артистов из села и приглашённых из города. Правление колхоза и сельсовета на берегу реки устанавливали столы, на них были выставлены изделия, приготовленные своими руками – это была настоящая ярмарка во всём своём цвете, от Золотой хохломы  до тонкого кружева, от незатейливого пирога до сочного торта.

Не было времени скучать. Тут устроили настоящую борьбу на бревне с подушкой, а бревно-то остроганное, круглое, попробуй устоять на нём, да ещё и попади подушкой в соперника. Упал – проиграл, в борьбу вступает другой и так далее.  А там перетягивают канат. А вот и футбол, настоящий, с кучей ярых болельщиков. Более спокойный волейбол. Устал ходить, присядь тут на скамеечку и скоморох к тебе подойдёт с лоточком – перекуси. Не мешают этому веселью не надоевшие комары, не собравшиеся тучи.

Поздний вечер, гулянье чуть стало тише, ушли кто в дом, кто в местный клуб. Там начались танцы -  дискотеки, всё забывается, усталости никакой. Долго потом ещё звучит в ушах задорная музыка, а утром на работу, где в перерыве также бурно будет обсуждаться тот или иной эпизод и хватит этого разговора, этого задора до следующего года. Где опять можно будет показать себя, на что ты способен, свою силу, ловкость, кулинарное искусство, либо как садовод. Хотим, чтобы жил в народе этот огонёк и не забывались народные гулянья.»

 

Частушки , записанные со слов жительницы г.Городца Питерской Марии Ивановны 1936 г.р.,

 ( пенсионерка,место рождения д. Ново-Покровское  Ковернинского района).

Частушки Сормача:


Я, бывало, запевала,

 Запевалочкой была,

 А теперя запевалочка

 Товарочка моя.

 

Открой мамочка калиточку,

Пусти, пусти меня,

Не последний ли годочек

Беспокою я тебя

 

Некрасивой уродилась,

Ну так что поделаешь,

 За красой-то не за ягодкой,

В лесок не сбегаешь

 

Лихорадочку не знала,

Чёрт по бережку пронёс,

Кабы трубы, да колёса –

 Настоящий паровоз.

(лихорадочка – изменщица)


 

Частушки - перебранки между девушками:


Я хотела выйти замуж –

Мать корову не даёт,

А жених такой попался –

Без коровы не берёт!

 

Топись печь, топись печь,

Топись и галанка.

Я у мамы дочь одна

И то атаманка.

 

 Я у мамы дочь одна –

Ничего не делаю.

Только знаю, завлекаю,

Да измену делаю.

 

Меня милый не целует,

Ой, какой он молодец!

Свои толстые губёнки

Бережёт на холодец!

 

Ты подруга из-за друга

Не сердися на меня.

Нынче времечко такое –

Любишь ты – гуляю я!

 

Я гуляла у реки,

Потеряла каблуки.

Оглянулася назад,

Каблуки мои лежат.


 Воспоминания , записанные со слов жительницы д. Ново-Покровское  Ковернинского района Воробьевой Веры  Ивановны 1926 г.р.,( пенсионерка, место рождения д. Ново-Покровское  Ковернинского района).

 «Танец шестёрка сам по себе очень интересен. И называется он так потому, что танцевать его можно в три пары, можно, конечно, и  в две пары, но будет не так. И фигур в этом танце тоже шесть, каждый танцующий называет свою фигуру, например, первая, вторая и т.д.. Сначала идёт как бы приветствие пар, обмен приветствием, девушки задорно ходят вокруг парня, чётко бьют каблучками, кружатся, меняясь партнёрами наискосок, а и парни выходят в центр, гордо подняв голову и как два петуха, прижавшись друг к другу плечо к плечу делают перепляс, только успевают переходы делать. Затем начинаются фигуры. У каждой фигуры свои движения, пары меняются»

 

В 90-е годы, когда не только страна, но и хозяйство переживало время распада, летние народные гулянья стали потихоньку угасать. В настоящее время праздник Стрелка исчез совсем, Камушки и Гульбина ещё частично сохранились, но уже совсем не в таком масштабе, а скорее как дань традиции.
Однако, в обществе поменялось отношение к религии, к народным праздникам и обрядам. Какое-то время это было даже данью моде. Поэтому стали возрождаться, чуть было не ушедшие совсем в историю, традиции русского народа, которые веками складывались и находились под запретом после революции 1917 года. Широко в народе празднуется Масленица, Рождество становится, как и Новый год, семейным праздником, возвращаются обряды, связанные с празднованием Троицы и другое.
Однако, летние народные гулянья, возникшие в годы советской власти и просуществовавшие около 80 лет, должны остаться в памяти народной, как часть её истории.

Обычай не клетка – не переставишь.

пословица

Заключение

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради себя.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

            Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.


Список источников и литературы:

 

  1. Л.А. Климова. Обычаи и традиции Городецкого района.
  2. Даль «Словарь живого великорусского языка»
  3. Русский праздник:  Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
  4. И.С. Шмелев «Лето Господне»
  5. Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
  6. Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
  7. http://www.prostranstvo.ru.
  8. http://folklorus.narod.ru/
  9. http://www.slavya.ru/

   


Приложения

Анкета

                                      Несколько вопросов  об обычаях и обрядах.

 

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?___________________________________

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие__________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?____________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой?   Если да, то какие  именно__________________________________________________________________________

5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

Без обрядов_______________________________________________________________________

Современный гражданский обряд____________________________________________________

Гражданский обряд с элементами народной свадьбы____________________________________

Традиционный обряд с религиозным оформлением брака________________________________

6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с жизнью ваших бабушек и дедушек. Что вы знаете о народных гуляниях,?__________________________________________________________________________

7. Какие народные обычаи ты чтишь? __________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

8. Какие современные обычаи тебе известны? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

Фотографии из личного архива жительницы пансионата «Буревестник» Романычевой Галины Марковны , 1938 г.р.,  (пенсионерка, место рождения д. Марково, Емельяновского сельского совета).

 

 

 

                             

 

 

 

Празднование Стрелки 1952 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Празднование Стрелки 1956 год.                         

 

 

                                 

 

 

 

 

Празднование Стрелки 1954 год.

 

 

 

 

 

Фотографии из личного архива жительницы с Строчково  Судариковой Ольги Алексеевны 1952 года рождения, (пенсионерка, место рождения д. Ново-Покровское  Ковернинского района).

 

 

 

 

Народные гуляния. Камешки. 1973 год. Начало гуляния в деревне Ново-Покровское.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

Народные гуляния. Камешки. 1982 год . На сцене сельского клуба.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация                                  

Районная краеведческая конференция школьников

Районная краеведческая конференция школьников

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью

Поэтому информацию, которую сейчас еще можно получить от живых свидетелей не просто важно собрать, но и сохранить и передать нашим будущим потомкам

Поэтому информацию, которую сейчас еще можно получить от живых свидетелей не просто важно собрать, но и сохранить и передать нашим будущим потомкам

Очень сложное время пришлось пережить русским обычаям и традициям во времена строительства советского государства, когда религия и все ее составляющие были под запретом

Очень сложное время пришлось пережить русским обычаям и традициям во времена строительства советского государства, когда религия и все ее составляющие были под запретом

Пойдемте, девушки, Во луга-лужочки!

Пойдемте, девушки, Во луга-лужочки!

Девушки ели "семик" ,кашу пшенную, яичницу в перелеске под березой или дома у березки

Девушки ели "семик" ,кашу пшенную, яичницу в перелеске под березой или дома у березки

Сейчас многие обряды позабыты.

Сейчас многие обряды позабыты.

Камешки. Жители деревень Семино,Язвицы,

Камешки. Жители деревень Семино,Язвицы,

Как без неё - и праздник не праздник

Как без неё - и праздник не праздник

Не было времени скучать. Тут устроили настоящую борьбу на бревне с подушкой, а бревно-то остроганное, круглое, попробуй устоять на нём, да ещё и попади подушкой…

Не было времени скучать. Тут устроили настоящую борьбу на бревне с подушкой, а бревно-то остроганное, круглое, попробуй устоять на нём, да ещё и попади подушкой…

Затем начинаются фигуры. У каждой фигуры свои движения, пары меняются»

Затем начинаются фигуры. У каждой фигуры свои движения, пары меняются»

Список источников и литературы:

Список источников и литературы:

Приложения Анкета

Приложения Анкета

Фотографии из личного архива жительницы пансионата «Буревестник»

Фотографии из личного архива жительницы пансионата «Буревестник»

Фотографии из личного архива жительницы с

Фотографии из личного архива жительницы с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024