Обращение.Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знакипри обращении.Употребление обращений.
Цель урока:1. Систематизировать и обобщить знания об обращении.2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
1. Что называется ОБРАЩЕНИЕМ?
2. С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСИТ ГОВОРЯЩИЙ ОБРАЩЕНИЕ?
3. КТО (ЧТО) ЯВЛЯЕТСЯ АДРЕСАТОМ РЕЧИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ?
4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые?
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Прощай, письмо любви!
Прощай: она велела…
Ах ты, старый конюх, неразумный,
Разгадаешь ли ты, старый, загадку?
Интонация звательная.
Обращение =
звательный падеж в древнерусском языке.
«Пойди, КНЯЖЕ, с нами в дань»
(«Повесть временных лет»),
«Милостивый государь БАТЮШКО!»
(из письма царевича Алексея
к царю Петру).
адресат речи:
фамилия, имя, отчество лица
наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям
кличка животного
неодушевлённые предметы
Лингвистическая задача Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч?
Домашнее задание.
Задание на выбор:
1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите.
2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.