« Общая характеристика элементов VII группы - галогенов»
Оценка 4.7

« Общая характеристика элементов VII группы - галогенов»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
19.09.2023
« Общая характеристика элементов VII группы - галогенов»
Для чего нам нужны знания о свойствах галогенов в разных состояниях? Заинтересуем наших учеников.
Конспект урока Галогены.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 

урока химии

в 9-м классе

на тему:

« Общая характеристика элементов VII группы - галогенов»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель химии

1 категории

Князева Ирина Викторовна.

 

 

 

 

2022

                  Цель урока:

 Дать общую характеристику галогенов и рассмотреть их      физические и химические свойства в сравнении.

Задачи урока:

 1) Продолжить формирование умений сравнивать свойства простых веществ;

                                            2) Закрепить общие представления о неметаллах и их свойствах;

                                            3) Развивать умения и навыки в  составлении уравнений химических реакций с участием неметаллов.

                  Тип урока:    урок усвоения новых знаний

                  Методы урока:  беседа, рассказ, самостоятельная работа

.

                Методы обучения:  сочетание репродуктивного и частично-поискового, исследовательского, использование элементов технологии проблемно-диалогического обучения.

 

                  Оборудование:  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, лабораторная посуда, алюминий (порошок), кристаллический йод,  мультимедийная система, компьютер.

ХОД  УРОКА:

1.      Организационный момент. (1-2 мин)

Приветствие друг друга, настрой на работу, сообщение темы и целей сегодняшнего урока.

2.      Проверка домашнего задания.  (10-12 мин)

1)      Вызвать по очереди учащихся, приготовивших сообщения, презентации о галогенах.

Все остальные приготовились заполнять таблицу, анализируя выступления своих товарищей и кратко конспектируя за докладчиками.

 

Что я знал?

Что узнал?

Что хочу узнать?

 

 

 

 

 

3.      Подготовка к объяснению нового материала

( Мотивация к изучению новой темы). (5 мин)

Вызвать двух желающих написать электронные формулы всех галогенов в столбик по возрастанию порядкового номера (групповая форма предлагается из-за сложности задания).

Формулировка темы и целей урока:  опираясь на электронные формулы пяти галогенов на доске, где видно ступенчатое увеличение радиуса атомов, в форме беседы предложить проанализировать, как это отражается на химической активности элементов и их вытеснительной способности.

 

4.      Изучение нового материала. (10 мин)

1.      Положение в ПСХЭ и строение их атомов.

Галогены F, Cl, Br, I, At – элементы 7 группы главной подгруппы Периодической системы хим. элементов.

O     на внешнем уровне 7 электронов;

O     увеличивается радиус атомов;

O     ослабевают неметаллические свойства;

O     окислительная способность уменьшается.

 

Фтор – самый сильный окислитель (с.о.-1)

У остальных: с.о. -1, +1, +3, +5, +7

 

Помимо фтора, хлора, брома и йода в этой группе есть еще один элемент, относящийся к галогенам – это астат. Он был предсказан самим Д.И. Менделеевым как эка-йод, он является радиоактивным элементом, поэтому в школьном курсе не изучается. 

 

2.      Галогены  - простые вещества и нахождение их в природе.

Объяснение дополнять нарезкой роликов, показывающих, как выглядят простые вещества в лаборатории, и слайдов презентации, демонстрирующие природные минералы галогенов.

Раздать  по рядам пробирки с кристаллическим йодом, пока ученики изучают внешние признаки галогена, приготовить  в ступке измельченные кристаллы йода, порошок алюминия и задать вопрос, как они предполагают, будет протекать реакция между двумя этими простыми веществами? (направляя обсуждение в нужное русло). Продемонстрировать опыт взаимодействия, дать задание – составить уравнение соответствующей реакции:

            2 Al + 3 I2 =  2 Al I3

 

Отвлекитесь от своих записей.

 

Физкультурная пауза на снятие мышечного спазма и расслабление глазных мышц. (1-3 мин.)

 

5.      Первичное закрепление материала. (7 мин.)

 

Химические свойства галогенов.

а) взаимодействие с простыми веществами:

Так как из курса 8 класса учащиеся имеют представление о взаимодействии галогенов с газом водородом, в качестве смены вида деятельности вызвать

3 учащихся к доске с заданием написать уравнения взаимодействия галогенов

с водородом на скорость:

(с водородом Н2   общая формула всех реакций    Н2 + Г2 = 2НГ)

Фтор взаимодействует с водородом в любых условиях со взрывом, хлор – со взрывом только при поджигании или облучении прямым солнечным светом, бром реагирует с водородом только при нагревании и без взрыва. Эти реакции экзотермические, реакция же йода с водородом слабо эндотермическая, она протекает медленно даже при нагревании.    

б) с металлами – образуются соли – галогениды металлов.

Так фтор уже при обычных условиях реагирует с большинством металлов, а при нагревании реагирует даже с Au, Ag и Pt, известными своей химической пассивностью.

Остальные галогены реагируют с металлами в основном при нагревании. Так, в колбе, наполненной хлором, красиво вспыхивают и сгорают кристаллики измельченной сурьмы:

      2Sb + 3Cl2 = 2SbCl3  

  (просмотр видеофрагмента опыта сурьмы с хлором)

                2Sb + 5Cl2 = 2SbCl5

 

Самостоятельное задание – написать уравнения реакций взаимодействия железа с хлором, меди с бромом.

6.      Рефлексия.  Выставление оценок. (5-6 мин.)

 

Для чего нам нужны знания о свойствах галогенов в разных состояниях?

Для  закрепления полученных понятий предложить обсудить слайд с « кейсом» с жизненной ситуацией на слайде презентации.

Оценить выступавших с сообщениями о галогенах, отвечавших у доски,  составлявших электронные формулы, уравнения реакций, комментирующих и активно высказывающих версии.

7.      Домашнее задание:  (1мин.)

Записывают домашнее задание § 23.

 Выполнить упр. 1-3 средний уровень; упр. 4 усложненное.

Творческое задание - составить учебный проект «Галогены  в моём доме».

Спасибо за работу на уроке.

И поставьте смайлик о впечатлении от урока.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.

 

 

 

 

Литература:

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.

   Химия 9  класс (базовый уровень)

2.  сайт school-collection.edu.ru

3. Канал молодых ученых: https://youtu.be/kCAbiSepFCI?feature=shared

https://youtu.be/SKiY37B4dOo?feature=shared

https://youtu.be/gU7FaA45vmU?feature=shared

https://youtu.be/inMs67xTfIo?feature=shared

4. Электронное издание "Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория"

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/VX

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Физкультминутка

Вращательные движения кистями рук, предплечья, вращение и потягивание головы с целью восстановления мозгового кровообращения.

Два –три упражнения на снятие спазма глазных мышц.

Проводится на 15 минуте урока.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Презентация «Галогены».


 

Скачано с www.znanio.ru

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Цель урока: Дать общую характеристику галогенов и рассмотреть их физические и химические свойства в сравнении

Цель урока: Дать общую характеристику галогенов и рассмотреть их физические и химические свойства в сравнении

Изучение нового материала. (10 мин) 1

Изучение нового материала. (10 мин) 1

Так как из курса 8 класса учащиеся имеют представление о взаимодействии галогенов с газом водородом, в качестве смены вида деятельности вызвать 3 учащихся к доске…

Так как из курса 8 класса учащиеся имеют представление о взаимодействии галогенов с газом водородом, в качестве смены вида деятельности вызвать 3 учащихся к доске…

Литература: 1. Габриелян О

Литература: 1. Габриелян О
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2023