Технологическая карта ООД для детей с ОВЗ «Составление описательного рассказа про белого медведя с опорой на схему». Ахтямова Лилия Закировна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик», улица Рогачева 45, город Бердск Новосибирская область, 633003, телефон 89538788685, e-mail: ahtyamoval@mail.ru
Ключевые слова: ОВЗ, технологическая карта, белый медведь, образовательная деятельность, описательный рассказ, схема рассказа.
Аннотация: тематическое занятие проводится с детьми подготовительной группы дошкольного возраста по
теме «Составление описательного рассказа про белого медведя с опорой на схему». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять описательный рассказ по собственной схеме. Происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Сценарий образовательной деятельности для детей с ОВЗ
Подготовительная группа
Тема: «Составление описательного рассказа про белого медведя с опорой на схему»
Интеграция видов деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности, признаки, действия, связывать между собой предложения;
· Развивать умение использовать схематические изображения для составления связного высказывания предложений;
· Формировать связную речь детей при составлении описательного рассказа;
· Расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие;
· Развивать память, внимание, творческое воображение, логическое и образное мышление;
· Развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников, умение внимательно
слушать воспитателя, прививать любовь к животным.
Предварительная работа: Беседа «Кто живет на Севере?»; знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.; чтение рассказов: Л.Белоусовой «Белый медвежонок», Х.Линкольн «Как медвежонок солнце искал».
Чтение загадок и стихотворений о белом медведе, аппликация «Белый медведь и северное сияние» ( методом граттаж); сочинение сказок про белого медведя и оформление в книжки-малышки.
Планируемый результат: дети проявляют речевую активность, с готовностью вступают во взаимодействие со сверстниками и педагогом в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.
Средства, оборудование, материалы: ноутбук, проектор, экран, макет из картона белый медвежонок, глобус ; фломастеры, листы бумаги для зарисовки схем на всех детей; «снежные» шарики, доска, музыка «Волшебный полет» группы «Спейс».
Технологическая
карта образовательной деятельности
№ |
Этап образовательной деятельности |
Ход образовательной деятельности |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||
1. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
||
Организационный момент |
Воспитатель приглашает детей встать в круг : «Собрались все дети в
круг |
Дети встают в круг и выполняют упражнение.
|
|
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности |
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что я вам принесла! (воспитатель показывает глобус) - Знаете, что это такое? - Это глобус – миниатюрная модель Земли, на которой расположены материки, страны, моря и океаны, горы и пустыни. - Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. - Кто может показать где находится Север на глобусе? - Север расположен вот здесь и называется Арктика. (Воспитатель показывает на глобусе местонахождение Арктики) - Как вы думаете, какая на Севере погода?
- А вы знает какие животные там живут?
- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? Слайд 2 -Правильно, но сегодня мы полетим на самолете! -Заведем моторы! Полетели! (звучит музыка) - Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Слайд 3 Посмотрите сколько тут снега и льда. Давайте возьмём в руки бинокли и осмотрим ледовые поверхности - Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым слоем льда, дуют сильные, холодные ветры, метут метели. Лёд в Арктике никогда не тает. Целую зиму длится полярная ночь. Слайд 4 - Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно- исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных
|
Дети отвечают: -Глобус.
Дети показывают где находится Север на глобусе.
-Холодная, снежная, морозная, вьюжная. - морж, тюлень, песец, черно-бурая лисица, нерпа, северный олень, белый медведь, полярный волк. - На поезде, автобусе, собачьих упряжках, ледоколе, самолете.
Дет произносят: Л-л-л-л-л Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны.
Дети смотрят в бинокли (большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносятся к глазам.) |
|
2. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
|
||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности |
Слайд 5 Воспитатель: - Кого же мы встретим здесь? Отгадайте загадки: 1. В Арктике кто живет, Обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет Рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день С легкостью! Ведь он – 2. Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. 3. Кто зимой холодной 4. Летает бесшумно ,кругом голова. 5.Там где холод, снег и лед. Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый. А еще рыбак умелый. Воспитатель: -В Арктике очень холодно. Предлагаю погреться. Физкультминутка «Северная страна» Здесь всюду холод, лед и тень, Полгода — ночь, Полгода — день, Из льда здесь люди строят дом,
И океан покрыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь.
|
Ответы детей:
- Тюлень
-Северный олень -Полярный волк
- Сова
- Белый медведь
Дети выполняют: Обнимают себя за плечи. Закрывают глаза ладонями. Открывают глаза. Соединяют руки на головой –«крыша». Разводят руки в стороны. Ставят ладонь козырьком над глазами. Делают махи руками. Подражают походке медведя. Руки на поясе, стоят смирно. |
|
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности |
Воспитатель: - Дети, я предлагаю составить
рассказ о белом медведе. Порадуем мишку, составим рассказ про него?
|
Ответы детей: -Да!
|
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
|
Воспитатель задает вопросы:
1 Кто это? Это животное домашнее или дикое? (на первой карточке нарисован медведь). 2 Где живет белый медведь?
3 Какой он, белый медведь? Назовите слова- признаки.
4 Какое тело у белого медведя? Чем оно покрыто?
5 А какие части тела у медведя? - Какая голова у медведя? Опишите ее.
- Какие у белого медведя лапы?
6 Чем питается белый медведь?
7 Что еще умеет делать медведь? Назовите слова – действия.
8 Еще мы нарисуем книгу, догадались почему?
|
Дети отвечают на вопросы и рисуют схему. - Белый медведь –это дикое животное. -Он живет далеко на севере в Арктике, где много снега и льда ( рисуют снежинку). - Медведь большой, белый, сильный, хищный, ловкий. (рисуют знак «?»). -Тело длинное, большое, покрыто густой длинной белой шерстью. (рисуют шерсть) - Голова, туловище, ноги,хвост. - Голова у медведя вытянутая, треугольной формы. На голове есть два черных глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши маленькие, овальные. Шея длинная. - Лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью. (рисуют букву «Ч»(части тела) - Он ловит рыбу, собирает морские водоросли, птичьи яйца, охотится на тюленей, пингвинов. (рисуют рыбу, водоросли) - Медведь умеет охотиться, нырять, плавать, бегать, ходить, съезжать с горки. ( рисуют горку и волны) - Белых медведей осталось очень мало, охота на них запрещена, поэтому они занесены в Красную книгу. (рисуют книгу) |
|
2. |
Самостоятельное применение нового на практике (выполнение работы) |
Воспитатель: - Ребята, мы не просто рисовали, это схема по которой вы сможете составить рассказ про белого медведя. Каждый рисунок на схеме подскажет о чем говорить. - Кто хочет рассказать о белом медведе по схеме?. -Чтобы наши глазки хорошо видели я предлагаю вам сделать зрительную гимнастику «Снежки» В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз снежки вы опустите, И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево. «Нарисуйте» круг умело. Снежок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. |
Самостоятельный рассказ детей с опорой на схему. Дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.
|
3 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. |
Воспитатель задает вопросы: -Какое задание мы с вами выполняли? -Что вы использовали при составлении рассказа? -Чей рассказ вам понравился больше всех? - А мне понравились все рассказы. - Белому медведю тоже понравились ваши рассказы и в знак благодарности он дарит вам конфеты. -А сейчас возвращаемся домой. Пристегнули ремни! Набираем высоту! Мы вернулись в детский сад. |
Дети отвечают на вопросы: - Составляли рассказ. -Схему. -Алисы, Данила.
Дет произносят: У-у-у-у Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны.
|
|
Рефлексия
|
Воспитатель: - Что вам понравилось на занятии? - Что нового узнали? Воспитатель хвалит детей.
|
Проявляют радостное и восторженное настроение от полученных знаний и результатов творческой деятельности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.