" Табакокурение" классный час
Оценка 4.6

" Табакокурение" классный час

Оценка 4.6
doc
14.02.2023
" Табакокурение"  классный час
КЛ.ЧАС ТАБАКОКУРЕНИЕ.doc

 

Сценарий классного часа  в начальной школе

по профилактике табакокурения

«Я умею выбирать»

 

Цель: воспитание критического отношения к вредным привычкам

Задачи: 

  • показать вред табачного дыма для человеческого организма;
  • помочь детям научиться отказываться от предложения закурить.

Дата: 18. 01.2021 год

Классный руководитель: Образцова О.В.

 

Ход занятия.

I.                   Введение в тему занятия. Повторение пройденного материала.

- Ребята, обычно в начале каждого занятия вы узнаёте его тему. Но сегодня мы поступим немного необычно. Тему мы будем узнавать в течение всего занятия, потому что эти слова обозначают не только тему и цель сегодняшнего разговора, но и помогут вам в различных жизненных ситуациях. Эти слова могут стать девизом и внутренним стержнем на протяжении всей вашей жизни.

- Сегодня на занятии мы продолжим разговор об окружающих нас веществах. Мы должны научиться отличать вредные вещества, и выяснить, почему они вредные. Какие вредные вещества вы знаете?

- Что такое наркотик?  (Вещество, которое изменяет работу органов тела и головного мозга)

- Назовите три различных типа наркотиков.  (Сигареты, алкоголь, незнакомое лекарство)

- Какое слово можно составить из «рассыпавшихся» букв? (табак)

- О чём мы будем говорить на занятии? 

II.                Сообщение учеников «Из истории табакокурения»

- Ребята, расскажут интересные факты из истории табакокурения, после чего мы узнаем первое слово нашей темы занятия.

1ученик: Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Египте при раскопках могил фараонов, относящихся к XV в. до н.э., были найдены длинные курительные трубки. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э. в своих трудах рассказывал. Что люди вдыхали дым сжигаемых растений.

В древней китайской литературе находятся свидетельства о курении табака. Однако большинство народов на Земле долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходились без него.

- Сколько веков прошло с тех пор?

2 ученик: Широкое распространение курения началось после открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб открыл новые земли, местные жители радушно встретили пришельцев, принесли им много подарков. В их числе были сушёные листья растения «петум». Местные жители свертывали высушенные листья в трубочку, которую называли «сигаро», также использовали и длинные трубочки  «табако», набитые листьями петума, которые считались священными и лечебными. Жители новых земель угощали Колумба и его спутников «сигаро» и «табако» в знак приветствия, уважения и дружбы. Отказ от курения воспринимался как враждебное недружеское отношение. Первые попытки вызывали у моряков сильный кашель, слёзы, головокружение, пропадал аппетит и сон. Однако постепенно они привыкают к табаку.

3 ученик: Вернувшись в Европу, матросы привезли с собой листья петума. И курение начинает распространяться по Европе. В то время считалось, что табак целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов. Табачные листья используют как лечебное вещество.

  Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. Преподнёс в подарок своей королеве Екатерине Медичи порошок из листьев табака для нюхания. Аромат табачных листьев облегчал головные боли, которые мучали королеву. От фамилии Нико и произошло название основного действующего компонента табака – никотин.

4 ученик: В России курение получило распространение в период царствования Петра I. Он сам был заядлым курильщиком. Однако врачи уже поняли вредное влияние табака на человеческий организм и забили тревогу. Английский король объявил курение вредным и неподходящим занятием для цивилизованного человека. Свой знаменитый труд «О вреде табака» он заканчивает словами: «… привычка, вредная для мозга, опасная для лёгких». Это была первая популярная книга о вреде курения.

     Но выращивание табака и табачная промышленность приносят огромные прибыли плантаторам, фабрикантам и купцам от торговли сигаретами и папиросами. Всё больше людей на Земле приобретают вредную привычку – курение.

- Особенно страшно, когда курить начинают дети.

*(учитель выставляет первое слово темы: «Я»)

III.             Сценка «У Эрфа внутри»

-А сейчас посмотрите сценку, которая покажет вам, что происходит в организме человека курящего табак.

1.Разыгрывание сценки детьми «У Эрфа внутри»

1 ученик: Здоровячок, ты нам говорил, что сигареты – это наркотик, который влияет на организм и на мозг и заставляет их работать иначе. Любопытно было бы узнать, что именно происходит внутри. Что там изменяется?

Здоровячок: Думаю, что нам поможет ответить на этот вопрос Эрф. Уж его-то организм многое нам может рассказать. Всем известно, что он много курит.

 2 ученик: Пошли, (имя 1 ученика)! Мы сейчас с помощью Здоровячка попадём внутрь Эрфа и посмотрим, что там происходит в организме, когда человек курит. Мы подумали, что лучше тебя не найти. Ты же настоящий курильщик. Не возражаешь, если мы зайдём к тебе внутрь и посмотрим?

Эрф: Ладно уж, идите. Только не прыгайте там очень, а то я боюсь щекотки.

Рот Эрфа: Привет, я - рот Эрфа! Добро пожаловать! Гораздо приятнее ощущать, как вы тут ползаете, чем вкус дыма, который я терпеть не могу. Если вы хотите войти, закройте глаза и держитесь за Джуно.

1 ученик: Я чувствую, что мы двигаемся. Мы уже внутри.

Рот Эрфа: Да, да. Вв только посмотрите на мои зубы!

2 ученик: Они все в жёлтых пятнах.

Рот Эрфа: Вот-вот. И запах плохой. А язык шершавый и жёлтый. Никому и вголову не придёт меня когда-нибудь поцеловать.

1 ученик: Я это почувствовал. Ой, (имя) идём отсюда!

2 ученик: Идём, но в какую сторону?

Рот Эрфа: Садитесь на язык и скользите вниз.

Здоровячок: Когда вы соскользнёте вниз с гортани, то увидите две дороги: пищевод, по которому пища поступает в желудок, и дыхательную трубочку, которая ведёт к лёгким. Нам надо в лёгкие.

1 ученик: Ау! Вот и я!

2 ученик: И я! Смотри! Вот такие лёгкие! Что тут такое липкое?

Лёгкие Эрфа: Кхе. Кхе. Эта липкая гадость от сигарет. Называется она смолой. Она забивается в лёгкие и мешает кислороду идти туда, куда нужно.

Кхе, кхе. Теперь, когда вы внутри, вы сможете увидеть схватку.

1 ученик: Какую схватку?

Лёгкие Эрфа: Смотри! Дым борется с кислородом.

Дым: Кыш, отсюда кислород! Я сильнее тебя я и буду путешествовать по организму в этих маленьких лодочках.

Кислород: Ну и хулиган же ты! Разве не понятно, что я нужен организму, чтобы он нормально работал. А ты ему совсем не помогаешь, ты только вредишь.из-за тебя организму труднее работать!

Дым: Кончай болтать и уступи мне место. Обожаю проникать в кровь к Эрфу и захватывать там всё новое пространство.

Кислород (детям): Ну, видели? Я не могу с ним совладать. Он меня просто выталкивает. Всё, что мне остаётся, это смотреть, как он плывёт по крови вместо меня. Мне надо сесть в следующую лодочку. Надо поторопиться, а то дым завоюет все лодки.

Здоровячок: Ребята, давайте сядем в одну из лодочек и посмотрим, что произойдёт.

Лёгкие Эрфа: Кхе,кхе. Надеюсь, с вами все в порядке, когда мешает дым, путешествовать по организму очень трудно.

1 ученик: Ух, как качает! Куда мы плывём?

2 ученик: Советую тебе сесть. А то свалишься за борт. Здесь так темно. Где мы?

Сердце Эрфа: Вы в сердце Эрфа. Это то место, куда приходят все лодочки, а я их толкаю дальше, и они плывут по всему организму, принося кислород даже в самые отдалённые участки тела. Если вы будете стоять, вы действительно выпадете из лодочки от толчка.

1 ученик (садится):Ладно, сяду! Отчего здесь так шумно? Как-будто глухо ударяют чем-то тяжёлым.

Сердце Эрфа: Это закрываются и открываются мои клапаны, которые выпускают кровь. А сейчас особенно много работы.

2 ученик: Почему же?

Сердце Эрфа: Видишь ли, это большая работа все время заставлять кровь двигаться по организму. Для этого мне требуется много кислорода, а дым мешает. Так что, когда Эрф курит мне особенно тяжело выполнять свои обязанности.

1 ученик: Мы можем помочь тебе?

Сердце Эрфа: Нет. Это моя работа. Я ведь одно и рассчитывать мне не накого. Я обязано толкать эти лодочки, если дым всё заполнил.

Вот уж не стал бы дружить с тем, кто утяжеляет мою работу.

Здоровячок: Правильно говоришь. Дым от сигарет не может быть ничьим другом.

1 ученик: Мы что выбрались из сердца?

Сердце Эрфа: Нет ещё, но вы уже на выходе. Счастливого пути!

2 ученик: До свиданья, сердце! Здоровячок, смотри, теперь мы плывем по организму. Почему лодочка впереди нас останавливается?

Кислород: Я здесь выхожу. Мне надо убедиться, что руки Эрфа работают.

Дым: Ха-ха! А я посижу и посмотрю, как это у тебя получится.

1 ученик: Ух, как не нравится мне этот дым! Как он мешает.

Кислород: Нам надо остановиться ещё в нескольких местах, чтобы помочь его организму. Вот его огромные ступни. Им тоже надо помочь. Я здесь вылезу и дам немного кислорода пальцам ног.

2 ученик: А почему здесь так трудно проталкиваться лодочке?

Здоровячок: Обычно лодочки без проблем пробираются по «туннелям», которые называют кровеносными сосудами. Но дым от сигарет сужает сосуды настолько, что даже маленьким лодочкам становиться в них тесно.

2 ученик: Это похоже на то, как садится одежда после стирки. Тогда в неё трудно влезть.

Здоровячок: Вот и сосуды «садятся», а лодочкам приходится с трудом протискиваться в них.

1 ученик: Я уже достаточно насмотрелся, что происходит у курильщика в организме. Хочется выйти на свежий воздух подышать.

2 ученик: И мне тоже!

Лёгкие Эрфа: Если бы вы только знали, как мне хочется подышать свежим воздухом! Но у меня нет выбора. Я могу дышать только тем, что мне даёт Эрф. Кхе, кхе. Опять этот вонючий дым.

Здоровячок: Помогите нам отсюда выбраться, дуньте посильнее. А мы попросим Эрфа больше никогда не курить.

Дети: Фу! Вот здорово, что мы отсюда выбрались! Жаль только, что Эрф сам не может попасть к себе в организм и посмотреть, что там происходит, когда он курит.

2. Обсуждение сценки

-Ребята, давайте же расскажем Эрфу, что мы увидели внутри. Что наделал дым во рту у Эрфа?

- Куда можно попасть изо рта?

- Почему кислороду трудно попасть в лёгкие? (На стенках трахеи остаётся клейкое вещество смола, она мешает проходить кислороду)

- Что делают лёгкие?  (Это место, откуда воздух поступает в кровь, чтобы пройти по всему организму и помочь органам работать.)

- В лёгких мы увидели драку. Кто оказывается в лодках впереди?  (Дым.)

- Что происходит в сердце?  (Сердце заставляет кровь двигаться по организму.  Для этого требуется много кислорода, а дым мешает.)

- Что происходит с кровеносными сосудами Эрфа? (Они сужаются)

- Курение прежде всего поражает дыхательную и кровеносную системы. Одна сигарета выделяет 2 тыс. разных вредных веществ.

Самые вредные – это окись углерода (газ), смола – клейкое вещество, никотин –часть смолы.

IV.             Демонстрация опыта «Курящая машина».

- Сейчас я покажу опыт, который наглядно продемонстрирует, как плохо действует дым сигарет на лёгкие.

(Для получения лучшего эффекта «курящую машину» следует использовать несколько раз, чтобы образовалась смола)

Оборудование:

  • Мягкая пластмассовая бутылка (прозрачная)
  • Трубочка для аквариума или стержень шариковой ручки
  • Вата
  • Изолента  (скотч) или глина (пластилин)
  • Сигарета и спичка

 

Инструкция:

  1. положите вату в бутылку
  2. сделайте отверстие в крышке бутылки и вставьте трубочку, если необходимо заклейте скотчем или замажьте глиной
  3. вставьте в другой конец трубочки сигарету, при необходимости приклейте скотчем
  4. сожмите бутылку, чтобы выпустить воздух, затем вставьте сигарету
  5. сжимайте, как насос, симулируя дыхание
  6. рассмотрите вату и трубочку, понюхайте содержимое
  7. обсудите то, что произошло по таблице 1.

(Вата, трубочка должны окраситься в коричневый цвет от смолы, которая содержится в табачном дыму.)

- Заполним таблицу.

- Из каких частей состояла «курящая машина»?    и т.д.

Таблица 1.

«курящая машина»

Части тела

Эффект

Трубочка

Рот

Загрязняет зубы, язык, лёгкие

Кашель

Горло

Бутылка

Бронхи

Лёгкие

Рак и другие болезни

Кровеносные сосуды

Сужаются

 

V.                Демонстрация снимков лёгких здорового и курящего человека.

 

- Сравните снимки лёгких здорового и курящего человека.

- Чтобы вы могли сказать Эрфу о курении?

(Курение вредно и опасно для здоровья человека.)

- Составьте мудрые слова по теме нашего занятия из «разбросанных» слов.

Дети составляют мудрые слова, затем читают и заучивают все вместе.

- Дым вокруг от сигарет –

  Мне  в том доме места нет!

 

VI.             Физкультминутка

Игра «Дымные стулья»

Появляется дедушка-«курильщик». Он радуется, что хоть кого-то нашёл- устал от одинокой жизни, даже покурить не с кем.

Правила игры:

     Стулья стоят по кругу. Дети двигаются по кругу под музыку, а когда музыка прекращается. Они садятся на любой стул, но каждый раз по обе стороны от дедушки должны оставаться пустыми два стула «курильщика». Если кто-то сделает ошибку, т.е. сядет рядом с «курильщиком», он должен произнести мудрые слова и пересесть на другой стул.

   «Курильщик» - дедушка двигается в направлении, противоположном движению детей и садится на любой стул, когда останавливается музыка.

    В эту игру не следует играть, соревнуясь друг с другом, как при игре «Музыкальный стул», всякий раз, удаляя один стул. Игра всё равно интересная, потому что «курильщик» всё время передвигается, импровизирует, и никого не исключают из игры.

 

VII.          Ролевая игра «Откажись от предложенной сигареты»

Дед –курильщик: Ребятки, давайте покурим!

Дети учатся отказываться от курения. Тем, кто затрудняется говорить, можно предложить заранее заготовленные фразы:

-Нет, спасибо я не хочу курить.

-Нет, мне нравятся сигареты.

-Нет, мне не нравится запах сигарет.

-Нет. Курение вредно для моего здоровья.

- Нет, курение – не лучшее занятие.

Дед –курильщик: А почему вы даже не хотите начинать курить?

Дети:

- От сигаретного дыма зубы становятся жёлтыми и изо рта плохо пахнет.

- Дым затрудняет дыхание, загрязняет лёгкие.

- Дым затрудняет работу сердца.

- Если кто-то предложит мне закурить, я откажусь.

УМЕЮ

 

Учитель: Мы  научились отказываться от предложения закурить, и я выставляю второе слово нашей темы: -

 

 

 

Дед: Ребята, вы меня озадачили. Я, пожалуй, задумаюсь – надо бросать курить.

 

VIII.       Опыт с коктельными трубочками.

- Дедушка, ты так тяжело дышишь.

Дети пробуют дышать

1.через трубочку и нос

2. через трубочку и нос, но одна ноздря закрывается

3. только через трубочку, нос закрывается

4. … «человек задыхается»

 

IX.             Исполнение песни «По секрету всему свету»

    1. Я, я, я секретов не держу.

Всем, всем про куренье расскажу.

Я, я, я не шкаф и не музей –

Хранить секреты от друзей.

    1. Кто, кто, кто не курит и не пьёт,

Тот, тот, тот здоровье бережёт.

Мы, мы, мы хотим вам дать совет,

Как быть здоровым много лет.

Припев:

Ля-ля-ля. Жу-жу-жу.

Ля-ля-ля. Жу-жу-жу.

По секрету всему свету

Про куренье расскажу

Жу-жу-жу.

    1. Я, я, я секретов не держу.

Всем, всем про куренье расскажу.

Да, да куренье – вред мои друзья.

Не тратьте вы здоровье зря!

X.                Итог.

Выставляется последнее слово «ВЫБИРАТЬ».

Дети полностью видят тему и цель занятия « Я УМЕЮ ВЫБИРАТЬ!»

- Прочитаем тему и цель нашего занятия хором.

- Как вы понимаете эти слова?

- Ещё раз прочитайте эти слова шёпотом.

- А теперь, закройте глаза и мысленно произнесите эти слова про себя и оставьте их у себя навсегда.

- Сделайте свой выбор! С кем вы будете дружить? С Эрфом или со Здоровячком?

Выходит первым дед-курильщик, встаёт на сторону Здоровячка, обосновывая свой выбор, говорит: «никогда не буду больше курить!» Затем дети делают свой выбор.

 

 

 

 


Сценарий классного часа в начальной школе по профилактике табакокурения «Я умею выбирать»

Сценарий классного часа в начальной школе по профилактике табакокурения «Я умею выбирать»

Французский посол в Португалии

Французский посол в Португалии

Кислород: Ну и хулиган же ты!

Кислород: Ну и хулиган же ты!

Дети: Фу! Вот здорово, что мы отсюда выбрались!

Дети: Фу! Вот здорово, что мы отсюда выбрались!

Сравните снимки лёгких здорового и курящего человека

Сравните снимки лёгких здорового и курящего человека

I. Исполнение песни «По секрету всему свету»

I. Исполнение песни «По секрету всему свету»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023