«Твой голос
важен»
Сценарий
информационно-правовой
игры
для юношества
Игра представляет собой форму правового просвещения, рассчитанную на учащуюся молодежь. В процессе игры создается модель предвыборной кампании, в ходе которой все участники выбирают «Президента».
Цель игры: Формирование и стимулирование активной гражданской позиции учащейся молодежи, разъяснение её гражданских и политических прав, формирование основ политической грамотности и компетенции по основным вопросам правосознания и правовой культуры.
Участники игры:
- команды-соперники, в состав которых входят:
1. Кандидат в Президенты,
2. Имиджмейкер (РR),
4. Член избирательной комиссии для подсчета голосов,
и группа поддержки (не более 5 чел)
- избиратели;
- Ведущий,
- Председатель участковой избирательной комиссии,
- Помощник.
Обязанности ведущего:
следит за регламентом игры;
организует игровые группы;
дает пояснения по ходу игры.
Обязанности Председателя участковой избирательной комиссии:
проверяет и опечатывает урну для голосования;
организует проведение голосования;
контролирует объективность подсчета голосов избирателей;
заполняет протокол по результатам голосования;
опечатывает посчитанные бюллетени.
Обязанности помощника:
раздает материалы для голосования (бюллетени);
участвует в подсчете голосов избирателей.
Игровой материал:
— карточки с ролями;
— чистые листы для работы в командах;
— избирательные бюллетени;
— урна для голосования;
— ручки.
Интерьер аудитории и оформление:
— стол для избирательной комиссии;
— столы для команд (оформлены табличками с названиями партий);
— стенды для размещения агитационных материалов команд;
— «кабинка» для голосования, расположенная рядом с урной для
голосования
Участники игры и их педагоги заранее получают материалы с домашним заданием (см. Приложение 1.)
Распределение ролей в команде Кандидата происходит заранее: Кандидат в президенты, Имиджмейкер, Член участковой избирательной комиссии.
Команды заранее оформляют свои агитационные стенды.
Начало игры.
(Звучит музыкальная заставка - С. Трофимов «Я живу в России»)
Ведущий: В марте прошлого года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Осенью этого года в нашем крае будут проходить выборы Губернатора. Мы выбираем Президента, Губернаторов, депутатов в местную, краевую и Государственную Думу. Почему выборам всегда уделяется такое пристальное внимание в нашей стране и во всём мире?
Потому что через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — должны быть антиподом гражданской войны и силового решения вопроса о власти.
В демократическом государстве практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимое единогласие или общее согласие по спорным вопросам между всеми гражданами и социальными слоями. Этого никогда не может быть в развитом обществе. Важно, чтобы все могли выразить свою волю (какой бы она ни была), а государственная власть должна быть создана и действовать в соответствии с этой волей всего народа.
Выборы — это борьба и состязательность кандидатов, поэтому в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам.
Сегодня здесь, в нашей библиотеке мы попытаемся смоделировать основные моменты избирательной компании, в ходе которой все присутствующие в этом зале тайным голосованием выберут своего «Президента». Все, сидящие в зрительном зале сегодня избиратели, т.е. электорат, и кто знает, может именно ваш голос станет решающим для победы того или иного кандидата.
Сегодня в нашем зале присутствуют гости:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Предоставляем им слово:
Ведущий: И так, на ваш суд, дорогие избиратели, будут представлены кандидаты в Президенты от трёх партий (представители трёх учебных заведений), участвующих в наших выборах, и один самовыдвиженец. Команда каждого кандидата в Президенты состоит из самого кандидата, его имиджмейкера, и члена избирательной комиссии. У каждого из участников команды своя задача:
сначала общими командными усилиями вам, избиратели, будут представлены эмблема, девиз и основные принципы партии от которой баллотируется каждый кандидат.
Затем имиджмейкер коротко и красноречиво представит вам самого Кандидата, образно нарисует вам его словесный портрет, учитывая его успехи, достижения, личные качества и характер.
После этого выступит сам Кандидат в Президенты от каждой партии со своей предвыборной программой обещаний. Вы внимательно прослушаете все программы, возьмёте себе на заметку особо заинтересовавшие вас моменты: что обещает решить и каким способом.
Потом, после выступления последнего Кандидата, начнутся наши дебаты (т.е. публичный обмен мыслями), когда вы сможете задать волнующие вас вопросы по названиям и принципам партий, и собственно по предвыборной программе Кандидата. Отвечать на ваши вопросы будет сам Кандидат. Допускается помощь имиджмейкера.
Задача наших дебатов простая: для избирателей - определить свои симпатии к определённому Кандидату, за кого хотелось бы отдать свой голос. А для Кандидатов в Президенты и их команд – сформировать свой электорат (т.е. круг своих сторонников, тех, кто разделяет их позицию и готовы проголосовать только за них).
По окончании дебатов все избиратели нашего читального зала получат в избирательной комиссии бюллетени, в которых отмечают крестиком или галочкой квадрат напротив фамилии наиболее понравившегося вам Кандидата. Обратите внимание, что проголосовать вы можете только за одного кандидата, две и более пометки сделают ваш бюллетень НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ и он не будет учитываться при подсчёте голосов.
После того, как проголосуют все, находящиеся в этом зале, в том числе и сами Кандидаты и участники их команд, члены избирательной комиссии приступят к подсчету голосов. Вот здесь вступают в свои права члены избирательной комиссии от каждого Кандидата, они должны гарантировать точность и правильность подсчёта голосов за каждого Кандидата. Они будут следить за объективностью наших выборов. Председатель избирательной комиссии объявит нам результаты голосования и назовёт победителя.
Для начала нашей избирательной кампании необходимо провести жеребьёвку, чтобы определить порядок выступления наших кандидатов.
Ведущий проводит жеребьевку: Кандидаты в Президенты выбирают порядковый номер для себя и своей команды.
Ведущий: Мы определились с порядком выступления, и теперь представляю Кандидатов и их представителей: (по спискам, поданным заранее)___________________________________________________
Ведущий: Задание 1. Представить и «защитить» эмблему и слоган партии в любой форме (наглядно-агитационной, стихотворной, музыкальной, театральной и т.д.) Возможно привлечение группы поддержки (не более 5 человек). Время для выступления 5 мин.
(Для справки: партия – это политическая организация, которая отражает интересы определенных групп или слоёв общества, состоит из наиболее активных представителей данных групп или слоёв и создаётся партия для достижения определённых политических целей: получения власти, изменения политического строя и т.д.)
Команды выступают по очереди, согласно жеребьёвке.
И для связи с народом, т.е. общественностью, была придумана профессия пиарщика-имиджмейкера. PR — public relations — связи с общественностью. В чем же заключаются его функции? Любой менеджер по связям с общественностью должен создать благоприятный имидж, портрет фирмы или персоны в обществе. Как и любой дипломат (а без дипломатичности в пиаре делать нечего), PR-менеджер должен умело обходить подводные рифы и несокрушимо стоять на своем: наш президент — самый-самый. Сегодня самая горячая тема для политологов – как создать имидж нового «искреннего политика», за которого проголосовали бы избиратели? Какие идеи он должен исповедовать? Старые образы «крепкого хозяйственника», «своего парня» и «скандального обличителя» уже не работают – им не верят. Нужна «искренность» для того, чтобы избиратели поверили и отдали свои голоса. Но какой она должна быть, чтобы между властью и обществом исчез кризис доверия, ведь мы уже не верим никому, по данным опроса 45% россиян отмечают главной проблемой конфликтные отношения между властью и народом. Итак, PR-менеджер или имиджмейкер — это тот, кто из поражения способен сделать победу.
Задание 2. Имиджмейкер представляет Кандидата. Выступление проходит без участия Кандидата и группы поддержки и должно содержать информацию о деловых и личностных качествах Кандидата, его талантах и увлечениях, добрых делах и поступках. Форма выступления любая, позволяющая выполнить главную задачу – создать положительный имидж Кандидата с целью привлечения избирателей, готовых отдать за него свои голоса. Время выступления – 3 – 5 мин.
Ведущий: «Президент должен быть очень сильным человеком, который без колебаний использует всю предоставленную ему власть; но, как раз поэтому, я полагаю, что народ должен зорко следить за ним», - это слова американского президента Теодора Рузвельта (1858—1919).
Еще одна цитата: «Цель ораторского искусства – не истина, а убеждение!» И ещё: «Много говорить и много сказать — не одно и то же», предупреждал нас древнегреческий драматург Софокл, а мудрейшему Сократу принадлежит фраза: «Заговори, чтобы я тебя увидел», ведь именно в речи проявляется сущность человека.
О том, что можно и нужно сделать, чтобы наша жизнь стала лучше, нам сейчас красноречиво поведают сами Кандидаты в Президенты.
Задание 3. Кандидат в Президенты сам представляет свою предвыборную программу. В программе необходимо отразить все задачи, которые Кандидат планирует решить, став Президентом. Цель выступления – агитация своих избирателей, формирование своего электората. Время выступления – 5 – 7 мин.
Ведущий: Правильно решить проблему можно тогда, когда люди в состоянии свободно обсудить её. Дебаты – это умение говорить и слушать, убеждать и аргументировать, задавать вопросы и отвечать на них. Дебаты учат уважать чужую точку зрения, выбирать и сравнивать. Конкуренция идей – это нормально и даже хорошо.
Задание 4. Кандидаты (в порядке очерёдности – «вопрос – ответ», где на один и тот же вопрос отвечают все кандидаты, по очереди) отвечают на вопросы избирателей по программе Кандидата, эмблеме партии, о поставленных в программе задачах и способах их решения. Проходит в режиме живого импровизированного общения с аудиторией избирателей (как сторонников, так и противников), без предварительных заготовок.
Ведущий: А теперь приступаем к процедуре голосования. Сначала голосуют сами кандидаты и их представители, затем постепенно (по порядку рядов) все присутствующие. Заходите в кабинку, ставите свою отметку на бюллетене и опускаете его в урну для голосования.
(Председатель избирательной комиссии демонстрирует пустую урну для голосования, опечатывает её, а помощник и члены избирательной комиссии раздают бюллетени. Избиратели и конкурсанты голосуют за своего кандидата).
(В это время звучит музыкальная пауза или аудитории предлагаются тесты и викторины см. Приложения 2, 3, 4)
После окончания голосования участковая избирательная комиссия уходит подсчитывать голоса. Избирателям предлагается небольшой концерт или викторина.
В финале Председатель избирательной комиссии объявляет победителя – Президента и его партию. Вручает ему удостоверение и Благодарственные письма всем участникам игры и педагогам.
Ведущий: Как говорили древние мудрецы: «Счастлив тот народ, у которого исписаны ещё не все страницы в книге его истории». Может быть, кто-то из вас напишет свою страницу в истории нашей страны. Дерзайте! И помните: сила единиц в поддержке нолей!
Приложение 1. Информационно-правовая игра для юношества
«Твой голос важен» (домашнее задание)
Для участия в игре, моделирующей выборы «Президента» необходимо подобрать команду участников из 3-х человек и заранее распределить роли:
1. Кандидат в Президенты
2. Имиджмейкер (РR)
3. Член избирательной комиссии для подсчета голосов
Домашнее задание для участников игры:
1. Придумать эмблему и слоган партии, от которой выступает Кандидат. Представить и «защитить» эмблему и слоган в любой форме (наглядно-агитационной, стихотворной, музыкальной, театральной и т.д.) Участвуют все 3 участника, возможно привлечение группы поддержки (не более 5 человек). Время для выступления 5 мин.
2. Личность Кандидата. Имиджмейкер представляет Кандидата. Выступление проходит без участия Кандидата и группы поддержки и должно содержать информацию о деловых и личностных качествах Кандидата, его талантах и увлечениях, добрых делах и поступках. Форма выступления любая, позволяющая выполнить главную задачу – создать положительный имидж Кандидата с целью привлечения избирателей, готовых отдать за него свои голоса. Время выступления – 3 – 5 мин.
3. Предвыборная программа. Кандидат в Президенты сам представляет свою предвыборную программу. В программе необходимо отразить все задачи, которые Кандидат планирует решить, став Президентом. Цель выступления – агитация своих избирателей. Время выступления – 5 – 7 мин.
4. Дебаты. Кандидат отвечает на вопросы избирателей по своей программе, эмблеме партии, о поставленных в программе задачах и способах их решения. Проходит в режиме живого импровизированного общения с аудиторией избирателей (как сторонников, так и противников), без предварительных заготовок.
После этого все участники игры и избиратели получают бюллетени для голосования и отдают свои голоса за наиболее понравившегося Кандидата. В подсчёте голосов участвуют члены избирательной комиссии от каждого Кандидата. Президентом избирается Кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Команды могут оформить стенды наглядной агитации любыми печатными материалами в поддержку своего Кандидата.
Приложение 2.
Ведущий проводит блиц-опрос аудитории, помогая и раскрывая вопросы при затруднениях.
Вопросы:
1. По какому закону государства мы живем и должны жить?
(Конституция Российской Федерации)
2. Когда была принята последняя Конституция Российской Федерации?
(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)
3. Кто и с какого возраста может участвовать в выборах в Российской Федерации?
(Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств).
Активное избирательное право, то есть право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет.
Пассивное (быть избранным) избирательное право предусматривает различный возраст:
— Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации с 35 лет.
— Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — гражданин с 21 года.
— Быть избранным в органы местного самоуправления — с 21 года.
— Верхнего возрастного предела нет.
4. Кто был первым Президентом России?
(Борис Николаевич Ельцин)
5. Кто сейчас является Президентом Российской Федерации?
(Владимир Владимирович Путин)
6. Кто может стать Президентом Российской Федерации?
(Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации с 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет)
Приложение 3.
Тест «Смогу ли я быть президентом?»
Психологический тест поможет лучше разобраться в себе, составить свой психологический портрет и сделать первые шаги на пути самосовершенствования.
Варианты ответов: «да», «иногда, в средней степени», «нет».
За каждый ответ «да» начисляется 3 балла, за ответ «иногда, в средней степени» - 2 балла, за ответ «нет» - 1 балл.
1. У вас яркая, афористическая речь?
2. Вы умеете быстро и четко отвечать на сложные каверзные вопросы?
3. У вас хорошая память на факты и лица?
4. У вас хорошее здоровье, вы увлекаетесь каким-либо спортом?
5. Вы можете быстро принимать ответственные решения?
6. Вы обладаете высокой стрессо-помехоустойчивостью?
7. Вы много читаете и способны обрабатывать большое количество разнообразной информации за короткое время?
8. Вы хорошо переносите смену часовых поясов?
9. Вы легко засыпаете на новом месте?
10. Пообещав что-либо, вы всегда держите слово?
11. Вы можете оказать в просьбе, не обидев при этом человека?
12. Вы настойчивы и требовательны, в первую очередь к себе?
12-19 баллов. Удовлетворительные показатели
Вы, наверное, и без всяких тестов понимаете, что вам пока не стоит выдвигать свою кандидатуру, по крайней мере, на ближайших выборах. Весьма вероятно, что вам стоит серьезно поработать над своей физической формой и энергетикой. Путь к этому лежит через повышение организованности и самоконтроля. А может быть, вы принципиально не желаете никем и ничем управлять? Такая позиция тоже заслуживает уважения, но, перефразируя известное выражение, может сказать- президентом можешь ты не быть, но управлять собой обязан. А кстати, как много вы читаете? Наш великий соотечественник Д. Писарев, живущий в XIX веке, говорил, что думающий человек должен читать около ста страниц в день.
20-28 баллов. Средние показатели.
Может быть, вам имеет смысл добавить в вашу жизнь больше определенности? Знаете ли вы, чего хотите от себя и от жизни? Как у вас обстоят дела с личной президентской программой? Вероятно, вы целенаправленно стремитесь управлять вашей жизнью и потому довольно часто ощущаете себя постоянным участником своеобразной избирательной кампании, сравнивая себя с другими, более успешными, на ваш взгляд, людьми. Такое соревнование с другими может отнимать слишком много сил, поэтому плодотворнее, проводя ежедневную работу над совершенствованием своей личности, сравнивать себя с самим собой- свои сегодняшние успехи с успехами вчерашними.
29-36 баллов. Высокие показатели.
Не знаем, как с президентской работой, но с нынешней вы наверняка прекрасно справляетесь. И еще неизвестно, какая работа тяжелее. Судя по вашим ответам, вы активная и цельная личность, не бросающая слов на ветер и обладающая множеством иных достоинств. Вероятно, вы умеете сами, не дожидаясь, пока это сделают другие, ставить перед собой значительные долговременные цели и добиваться исполнения, спрашивая, в первую очередь, с самого себя. Видимо, ваши близкие и коллеги ценят и уважают вас как сильного человека, который может не только сам чего-то добиваться в своей жизни, но и помогать другим.
Приложение 4. О выборах с улыбкой.
Есть шутка под названием: «Шесть признаков того, что скоро выборы». Это:
· по телевизору день и ночь рекламируют людей, у которых, судя по всему, растут за спиной крылья;
· в ваш почтовый ящик начинают приходить какие-то газеты, а вы их не выписывали;
· вы вдруг понимаете, что все это время о вас кто-то заботился;
· на заборе вместо надписи: «Свалка мусора запрещена» появилась надпись: «Вместе спасем город!;
· в газетах начинают появляться заголовки вроде «Богатство и честь в одном лице!», «Мы верим тебе, Сюсюкин!», «Как реформа энергетики позволит нам оздоровить экологию и улучшить социальный фон».
Записки агитатора:
***
«Расклеивал листовки. Когда клей кончился, отдал остаток листовок (250 штук) торговке пирожками с условием, что она в них будет заворачивать свою продукцию. Так еще 250 человек узнают о нашей партии!»
***
«Возили агитировать в пригородные села. Вместе с другими агитаторами убегал от стада коров. Видимо, животные не одобрили пункты программы нашей партии по сельскому хозяйству».
***
Знаешь, я уверена, - говорит жена кандидата в депутаты мужу, - все честные люди проголосуют за тебя.
- Признаться, я бы предпочел, чтобы за меня проголосовало большинство.
***
Умирает человек, попадает на небо. И видит огромное дерево с колокольчиками.
Спрашивает у святого Петра:
- Что это такое?
- Это дерево лжи. Как только кто-то кого-то обманывает, звенят колокольчики.
Тут звякнуло несколько колокольчиков. Святой Петр:
- Вот видишь: это продавцы товары рекламируют.
Зазвенела чуть не половина колокольчиков.
- Это бизнесмены налоговые декларации сдают.
Тут раздался оглушительные звон, все дерево задрожало.
- О, началась предвыборная кампания…
***
— За кого лучше голосовать: за бедных политиков или
за богатых?
— За бедных нельзя — у них ничего нет, им все надо — будут воровать..
— Значит, за богатых?
— У нас все большие капиталы нажиты нечестно — олигархи привыкли воровать и во
власти будут…
— Так за кого же голосовать???!!!
— Вот это и есть свобода выбора…
***
Сидит ворона на суку, во рту сыр. Внизу лиса бежит:
— Ворона, ты на выборы пойдёшь?
— Нет!
Сыр выпадает. Ворона сидит и думает:
— Если бы я сказала "да" что-нибудь изменилось бы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.