МКУ «Управление образования
местной администрации Прохладненского муниципального района КБР»
Отдел информационно-методического сопровождения
Целый день играем – речь мы развиваем!
(конспект НОД «В лес за приключениями» по речевому развитию детей старшего возраста на заседание РМО педагогов дошкольного образования СПДО и музыкальных руководителей)
Подготовила:
Махортова И.М., воспитатель высшей категории СПДО МКОУ «СОШ с. Прималкинского»
11.2019 г.
Конспект НОД «В лес за приключениями» по речевому развитию детей старшего возраста.
Форма проведения: занятие-путешествие
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: воспитание у детей культуры речевого этикета на основе формирования морфологической стороны речи.
Программные задачи:
Образовательные:
· продолжать учить детей правильно использовать в речи грамматические формы
· подбирать определения к словам
· конструировать предложение с заданным словом
· употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
· развивать фонематический слух
· формировать связную речь детей.
Развивающие:
· формировать интонационную выразительность речи
· развивать диалогическую речь в процессе театрально – игровой деятельности, зрительное и слуховое восприятие, память, наглядно-образное мышление, воображение детей
· развивать представление о нравственных качествах
· поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь
· продолжать формировать навыки учебной деятельности.
Воспитательные:
· воспитывать у детей желание заботится о природе, чувство доброты, ласки к разным животным
· развивать коммуникативные умения и навыки
· воспитывать самостоятельность, активность, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Оборудование НОД: проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация, маркеры игрового пространства: оформление леса, запись MP3.
Материалы:
- демонстрационный: интерактивная доска, слайдовая презентация.
- раздаточный: шапочки зверей, контуры диких животных, краски, кисточки, салфетки, стаканчики с водой, подставки для кисточек.
Предварительная работа: над предложением, словом, слогом, звуком, составление описательных рассказов по игрушкам, беседы о правилах поведения в лесу, составление рассказов по опорным схемам, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Угадай чего не стало», «Какой, какая, какое», «Кто у кого» и др.,
Методы и приёмы:
1.Информативно – рецептивный – (правильного поведения персонажа).
2.Словесный метод - (создание мотивации для деятельности детей, художественное слово, индивидуальное чтение стихотворения, вопросы воспитателя, ответы детей, указания).
3.Игровой метод - (театральное представление, д/и «Какой, какая», д/и. «Составь предложение с заданным словом» Д/и «Назови ласково», д/и «Назови первый звук»
4.Наглядный — презентация
5. Практический метод – рисование тычком.
6. Рефлексия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь;
Регулятивные УУД:
· умение осуществлять действие по заданному правилу;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать внимание, рассматривая картинку-слайд;
Познавательные УУД:
· ориентировка в пространстве;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач);
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
· строить монологические высказывание и диалоговую речь;
· эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнера по общению;
· умение слушать собеседника;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· формулировать собственное мнение и позицию
Ход:
1. Организационный момент:
Слайд 1. Заставка.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Я предлагаю вам, отправится в сказочный лес. В лесу мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания. Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя.
Дети: Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас играть
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Идем по залу, доходим до леса.
2.Основная часть:
Слайд 3.
Воспитатель: Ребята, так как мы с вами в сказочном лесу, нам необходимо превратиться в сказочных обитателей этого леса. Помогут нам такие слова:
Раз, два, три – вокруг себя повернись,
В кого хочешь – превратись!
(дети «превращаются» в лесных жителей – находят шапочки зверей и надевают их, воспитатель надевает шапочку совы.)
Воспитатель: Спрашивает, кто кем стал.
Дети: Называют животное и выполняют подражательные движения.
Воспитатель: Я - Мудрая сова. Буду приходить вам на помощь во время ваших лесных приключений. ( Предлагает сесть на пенёчки, скамейку)
Слышится музыка из кинофильма «Золотой ключик».
Появляется Черепаха Тортилла. В руках у неё «Книга старинных советов».
Слайд 5.
Черепаха: Затянуло бурой тиной
Гладь волшебного пруда …
Прежней тётушки Тортиллы
Уж не будет никогда.
Я теперь в лесу целитель
Исцеляю птиц, зверей.
От депрессий, ран и хворей
Исцеляйтесь поскорей!
Я своей волшебной книгой
Очень сильно дорожу.
Тем, кто хочет исцелится,
Я рецепты подскажу!
Воспитатель: Мои лесные зверята, вы узнали кто это?
Дети: Черепаха Тортилла.
Мудрая Сова: Она целительница сказочного леса. В её книге есть рецепты не только от ран и болезней, но и от страха, грусти, печали и даже от зла. Черепаха Тортилла помогает всем. А вы бы хотели обратиться к Черепахе за помощью?
Дети: Да, хотели бы.
Мудрая Сова: Какие рецепты вы бы попросили у неё?
(зайцы подходят к Мудрой Сове)
Заяц (первый): Я хочу попросить рецепт от страха. Меня зовут Зайка – Побегайка, а это мои братишки. У меня длинные уши, короткий, пушистый хвост, задние лапы длиннее передних. Днем я сплю, спрятавшись под кустами, а в сумерках отправляюсь на поиски корма. Спасаясь от погони, запутываю следы, петляю. Весной и осенью я меняю свою шубку – линяю. (Раздаётся хруст ветки – зайцы вздрагивают).
Заяц: (испуганно) Ой, вот столько я всего боюсь.
Мудрая Сова: Ну что ж, зайчики, идите к тётушке Тортилле и попросите у неё смелости.
Слайд 6.
Зайцы: (подходят к черепахе)
Здравствуй, тётушка, Тортилла!
Черепаха Тортилла: Здравствуйте, что вы хотите, милые?
Заяц (второй): Мы хотим рецепт от страха.
Помоги, нам, Черепаха!
Черепаха Тортилла: От вашей лесной болезни
Знаю я рецепт полезный…
Потрудитесь, не будет страха!
(находит в « Книге рецептов и советов» рецепт, карточка №1)
Заяц: спасибо, Черепаха.
(зайцы возвращаются к остальным)
Заяц (третий): Вот рецепт от страха,
Что дала нам Черепаха!
Слайды 7.
Карточка №1. (Морфология) Д/и «Какой, какая».
Дети: подбирают определения.
Медведь: (выходят медведи)
Я папа – медведь, а это моя медвежья семья. Зимой мы спим в берлоге, а летом лакомимся мёдом, малиной, рыбой, овсом. Когда мы ходим, то переваливаемся с лапы на лапу, поэтому нас называют косолапыми. Мы очень любим музыку, только вот музыкального слуха у нас нет.
Мудрая Сова: Отправляйтесь к черепахе, я думаю, она сможет вам помочь.
Слайд 8
Медведи: (под музыку идут к черепахе).
Черепаха, как помочь
Музыкальной сделать дочь?
Наступил медведь на ухо –
С музыкальным плохо слухом,
Танцевать желают ноги…
Очень ждём твоей подмоги.
Уж на празднике на нашем
Для тебя споём и спляшем!
Черепаха Тортилла:
Помогу, как не помочь
Музыкальной сделать дочь.
Вот рецепт. Он пригодится
Только надо потрудиться.
Слайд 9.
Карточка№2. (Синтаксис) Д/и. «Составь предложение с заданным словом»
Дети: составляют предложения.
Физминутка (проводит ребенок)
Дети выполняют движение по тексту.
У нас славная осанка,
Все свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята.
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка!
Вот свернулся Ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся –
Ёжик сладко потянулся!
(к Черепахе подходят Ёж, Лиса, Сорока)
Слайд 10.
Все вместе: Нынче мы к тебе все вместе
Принесли из лесу вести.
Ёж: Новость важную сорока
На хвосте нам принесла.
Что она совсем недавно
Зайца от лисы спасла.
Сорока: (вспоминая, добавляет)
Под кустом дрожал от страха,
Вспоминал про Черепаху.
Ёж: А теперь – иные вести.
Их послушай с нами вместе.
(игра – инсценировка)
Сорока: Шла лиса. Сидел косой
Кушал булку с колбасой.
Начала лиса просить:
Лиса: Дай кусочек откусить.
Сорока: А Зайчонок лапы в бока:
Заяц: Ты же съела колобка,
У вороны сыр
украла…
И тебе, Лиса, всё мало?
Вот ни капельки не дам,
Колбасу я съем и сам. (убегает)
Черепаха Тортилла: Да, смелым стал наш Зайчик!
Лиса: Заяц мне сказал:
«От страха, избавляет Черепаха…»
Я подумала, что ты
Сможешь дать мне доброты.
Помоги мне доброй стать,
Добротой в лесу блистать…
Ёж: Мне – веселья обрести,
От тоски меня спаси.
Черепаха Тортилла: Помогу, как не помочь…
Злость, тоску прогоним прочь.
Вот рецепт. Он пригодится,
Только надо потрудиться.
(Черепаха даёт задание Лисе, Ежу, Сороке)
Слайды 11.
Карточки №3 (словообразование) Д/и «Назови ласково»
Дети: выполняют задание.
Слайд 12.
Мудрая Сова: Кто же ещё хочет попросить совета у Черепахи Тортиллы?
Волк: Я хочу.
Слайд 13.
(Под музыку идёт к Черепахе)
Волк: Здравствуй, тётушка Тортилла!
Черепаха Тортилла: Здравствуй! Что ты хочешь милый?
Волк: Встретил я в лесу зверей…
Черепаха Тортилла: Веселятся все, поют,
Угощенье раздают?
Волк: Угу!
Черепаха Тортилла: Ёж с Медведицей болтают,
А Лиса в лесу блистает?
Волк: Угу.
Красоты и доброты, говорят,
Дала им ты!
Подсказала мне кума –
Не хватает мне ума,
Помоги ума добыть –
Обещаю умным быть.
И не есть зверей совсем –
Может, и тебя не съем.
Черепаха Тортилла: Помогу и дам совет:
Для ума ученье – свет.
Так воспользуйся советом –
И наполнишь разум светом.
(черепаха даёт задание волку)
Карточка №4. (Фонетика) Д/и. «Назови первый звук».
Дети: Произносят первый звук.
Слайды 14.
Мудрая Сова: Ну что, маленькие друзья, вы все попросили помощи у Черепахи Тортиллы?
Дети: Да.
Продуктивная деятельность
А сейчас выходите на полянку и на память о нашем путешествии мы оставим свои портреты.
Дети подходят к столам.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчики обеих рук – в кулачке.
- Мальчик-пальчик, где ты был?
Показывают большой палей правой руки.
- Долго по лесу ходил!
Показывают большой палец левой руки.
Встретил я медведя, волка,
Дети соединяют по очереди указательный, средний,
Зайца, ёжика в иголках,
Безымянный палец и мизинец правой руки с большим.
Встретил белочку, синичку,
Дети соединяют по очереди указательный, средний,
Встретил лося и лисичку.
Безымянный палец и мизинец левой руки с большим.
Всем подарки подарил,
Сжимают и разжимают все пальцы.
Всяк меня благодарил.
Сжимают и разжимают все пальцы
Дети: На столах контуры зверей. Дети методом тычка закрашивают их.
Слайд 15.
Мудрая Сова: Раз, два, три – вокруг себя повернись,
В ребятишек превратись.
Слайд 16.
Дети: снимают маски и говорят: Я не Медведь, а Саша и т.д.
Воспитатель: Подводит итог.
Кто сегодня нам помогал в лесу?
Рефлексия.
Воспитатель: Если вам было интересно в волшебном лесу, и легко выполнять все задания, то подойдите к веселому смайлику, а если вам было не интересно и скучно, то подойдите к грустному смайлику.
Дети: выбирают смайлик и подходят к нему.
Слайд 17.
Дети: прощаются, идут в группу.
Приложение
Карточка №1. (Морфология)
Д/и «Какой, какая».
Цель: продолжать учить подбирать определения к словам.
Ход.
Медведь (какой?) – косолапый, неуклюжий, бурый, сильный, опасный, большой…
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная, осторожная…
Заяц (какой?) – трусливый, быстрый, длинноухий, белый, серый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый …
Ёжик (какой?) – колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький, ушастый, круглый…
Карточка№2. (Синтаксис)
Д/и. «Составь предложение с заданным словом»
Цель: Продолжать учить детей конструировать предложение с заданным словом, употребляя в речи несклоняемые существительные.
Ход.
Составить предложения с данными словами: металлофон, музыкальный треугольник, пианино, бубен, барабан.
Карточки №3 (словообразование)
Д/и «Назови ласково»
Цель: учить употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Заяц – зайчишка
Лиса – лисичка
Медведь – мишка
Белка – белочка
Карточка №4.
Д/и. «Назови первый звук». (фонетика).
Цель: закреплять умение выделять первый звук в слове.
Ход.
Воспитатель (бросает мяч) произносит слова, интонационно подчеркивая первый звук в слове.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.