Воспитательное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию. Воспитатель Игнатова А.В. Тема. «ЗОЖ и привычки человека». Цель. Уточнить полезные и вредные привычки человека, осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека, определить соотношение понятий « здоровый образ жизни» и « привычки человека». Популяризация ЗОЖ, Форма. Ситуативный практикум. Ход занятия. Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами нужно обсудить интересную тему «Здоровый образ жизни и привычки человека». Каждый из вас проанализирует свой образ жизни, определится в правильности своего выбора и постарается это доказать. Я думаю, что у всех это получится. Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!” А великий комедийный актер Эд Уин мудро заметил: «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». – Что же самое ценное в жизни человека? (Здоровье) А ведь важнейшим фактором сохранения здоровья является правильно организованное питание и здоровый образ жизни.
Здоровье – это кладезь.
Его нельзя купить,
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте, уж не то.
Не порадует работа,
Да и денег не скопить.
Конечно, без здоровья
Трудно
людям жить. Но
далеко на все люди ведут здоровый образ жизни. И что же этому мешает? (
привычки) Привычка — натура вторая,
Она дарит пользу и вред.
Себе нас она подчиняя,
Стать поводом может для бед.
Непросто расстаться нам с нею,
В ней навык, удобна нам тем.
Ума в нас иной раз сильнее,
Стать может началом проблем.
Когда что-то мы по привычке,
Не думая, в жизни творим.
И словно от брошенной спички,
Огонь вспыхнет и мы сгорим.
Огонь ссор, скандалов, обиды,
Что вызвал привычный пустяк.
И вот уж за дымом не видно,
Что ждёт впереди бед овраг.
Привычка — натура вторая... Скажите,
почему привычка – это вторая натура и какие у человека могут быть привычки?(ответы – рассуждения детей).
Воспитатель. Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.
Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!
Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка”)
Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.
Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.
Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.
Полезными привычками мы можем назвать такие, как:
Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты. ( Видео « 5 мифов о вредных привычках). Воспитатель. В этом видео говорится о том, что все зависит от ваших мыслей, ваших решений и вашего выбора. Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека. Чтец.
|
На пороге тысячелетия Наступает момент, когда Мы за все бываем в ответе, Перелистывая года. Чтец. Человек покоряет небо, Чудо технику изобретает Но, приобщившись к дурным привычкам, О здоровье своем забывает. |
Чтец. Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз-
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить.
Здоровье нужно сохранить.
Воспитатель. Ребята, вы подготовили пословицы и поговорки о вредных привычках и против них. Давайте их прочитаем.
(Дети читают пословицы и поговорки, объясняют их значение) Например:
Сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.
Ситуация первая: Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. При этом он демонстративно отпивает из банки и говорит, как это легко и просто, какое приятное состояние вызывает пиво. Говорит, что никто ничего не узнает: родители на работе, а учителя далеко. Как вы поступите?
Ситуация вторая: В школьном туалете к тебе подходит старшеклассник и, протянув сигарету предлагает закурить. Ты отказываешься. Он начинает смеяться над тобой, говоря, что ты «маменькин сыночек». Что вы будете делать? ( Рассуждения детей) Ролевая игра: «Умей сказать « нет».
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «НЕТ»». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
Я приглашаю 2 человек, которые, разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом, и решать, кто победил в словесной дуэли.
Диалог№1
Леша. Давай закурим!
Женя. Я не могу.
Леша. Почему?
Женя. Родители увидят.
Леша. А мы отойдем за угол.
Женя. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Леша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Женя. А я сигареты без фильтра не курю.
Леша. А у меня с двойным фильтром.
Женя. Да я спички забыл.
Леша. У меня есть зажигалка.
Женя. Соседи из окон нас увидят.
Леша. А мы пойдем в подвал.
Женя молчит, не зная, что сказать.
Воспитатель. Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре? Ответы – рассуждения)
Воспитатель. Как это ни странно, Женя, ни разу ни сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Леша от него отстал. Ведь если Леша его друг, то он должен уважать его желание. Иначе, об какой дружбе речь. Отговорки Жени, сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой ответ, таким образом, возникает впечатление, что он вот — вот согласится. Если вы решили отказаться , выбирайте самое весомое, с вашей точки зрения объяснение и настаивайте на нем.
А теперь давайте послушаем другой диалог 2 девочек.
Диалог №2
Альбина. У меня есть сигареты давай покурим.
Вика. Ой, нет, я не могу!
Альбина. А почему?
Вика. От меня будет пахнуть табаком.
Альбина. Ну и что?
Вика. Родители узнают.
Альбина. А ты к ним не подходи.
Вика. Моя собака учует. Она не выносит запаха табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала . потому, что я курила.
Альбина. А ты надушись.
Вика. Тогда родители обо всем догадается.
Катя не знает, что еще предложить.
Воспитатель .Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге? ( ответы – рассуждения)
В этом диалоге Вика настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае . Если бы Альбина продолжала настаивать, это было бы неуважение к семье Вики. Поэтому диалог прекратился.
Теперь послушайте третий диалог.
Диалог№3.
Сережа. На кури.
Дима. Я не буду.
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Просто так.
Сережа. Ну, иди отсюда.
Дима уходит .Воспитатель - Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение!
-ПОМНИТЕ! Смелый не тот, кто научился курить, пить, принимать наркотики, а тот, кто сумел от этого отказаться и помог это сделать другим.
Здоровье человека зависит от многих факторов – природных и искусственных, от вида деятельности самого человека. На здоровье влияет природная среда: солнечная активность, смена атмосферного давления, смена температуры, влажности воздуха. Сейчас я вам предлагаю разделиться на 2 группы и поработать умственно. Вам предложены различные факторы, а вы должны правильно отнести одни – к тем, которые способствуют здоровью человека, а некоторые к тем, которые наносят вред здоровью человека. Чья группа быстро и правильно с этим заданием справится.
Рациональное питание
Режим труда и отдыха
Движение
Эмоциональное равновесие
Закаливание воли
Умение делать добрые дела
Пожелание добра и здоровья
Интеллектуальные нагрузки Вредные привычки
Медлительность
Переедание, особенно на ночь
Неуравновешенность Спорт
Хорошее настроение
Режим труда и отдыха
Зависть
Плохая экология
Не соблюдение личной гигиены
Плохие поступки и дела
Плохие привычки
Здоровый сон . Представители групп зачитывают свои ответы. Подведение итогов – кто быстрее и правильно справился с заданием. Просмотр видео – социальный ролик « У каждого есть выбор». Чтец. Порокам, что заводят в Ад, Мы скажем дружно "Нет! ".
Пусть расцветает счастья сад,
Жизнь длится сотни лет!
Если сам себе ты враг,
То открыты все пути
На тот свет скорей уйти.
Только много интересных
Чтец. Есть вещей на свете, честно.
Жизнь прекрасна! Так зачем
Разрушать ее нам всем?
Брось алкоголь и сигареты тоже,
Забудь про них и после подытожишь.
Про наркоту даже не думай парень,
Иначе твой сойдет на нет сценарий.
Чтец. Вся жизнь на излом, весь мир сошел с ума,
Словно без условий снова началась война.
Все города уже поработил едкий дым,
От дыма сигарет мы задохнуться не хотим.
Что-же будет дальше, дети-то растут,
Свежий воздух не вдохнуть, мы задыхаемся тут.
Чтец. Вариантов нет и быть не может,
Кроме тебя самого никто не поможет.
Нет ничего дороже, здоровье не купить,
Здоровым образом я начинаю свою жизнь.
Глобальная проблема никому не интересна,
Политики как кулинары каждый месит свое тесто.
Мы с вами вместе должны всем доказать,
Бросим курить сейчас, ненужно завтра ждать.
Чтец. Попробуй откажись, ты ничего не теряешь,
Наоборот многое обратно приобретаешь.
Здоровый образ жизни должны все начать,
Здоровый образ жизни должен в устах звучать.
Забудь о вредных привычках,
Пора заняться вновь здоровьем!
Начни с зарядки и пробежки,
Почувствуй ветер головою!
Чтец. Беги навстречу переменам,
Играй в футбол, хоккей и шашки,
В каком неважно виде спорта,
Себя найдёшь, свои отмашки!
Здоровье требует заботы,
Внимания, порой леченья!
Следи за жизненным режимом,
Питанием полезным, ценным. Воспитатель. Итак, ребята, какой вы считаете нужен и важен образ жизни для человека и всего человечества? - Здоровый образ жизни!
А в завершении нашей беседы мы соберем с вами Коллаж - «Какой путь выберешь ты?». У вас на столе лежат журналы и газеты, с помощью которых мы будем составлять наш Коллаж, выбирая слова и картинки, вырезая и приклеивая их к нашему коллажу.
Дети под музыку изготавливают Коллаж.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.