1.1. Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Образовательная программа начального общего образования МОУ «Ферзиковская СОШ» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих способностей личности. Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя и программу коррекционной работы. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с такими детьми. Программа коррекционной работы поможет каждому учителю правильно действовать и помогать детям с ОВЗ.
Программа коррекционной работы ФСОШ.docx
1.1. Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Образовательная программа начального общего образования МОУ «Ферзиковская
СОШ» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих
возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих способностей
личности. Основная образовательная программа начального общего образования включает
в себя и программу коррекционной работы. Данная программа разработана в соответствии
с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении
основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе
своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень
психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке
алгоритма действий педагога при работе с такими детьми. Программа коррекционной
работы поможет каждому учителю правильно действовать и помогать детям с ОВЗ.
Цель программы: обеспечение психологомедикопедагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной
организации.
Основные задачи программы коррекционной работы:
своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с
ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального
общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным и другим вопросам.
Программа коррекционной работы при получении начального общего образования
определяет компонент коррекционноразвивающей работы в образовательной деятельности
на уровне начального общего образования. Программа определяет возможные пути
коррекции недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, преодоление трудностей и оказание помощи в освоении ООП
НОО.
Принципы формирования программы
Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и системный
подход к анализу особенностей развития и коррекции развития, т. е. нарушений детей с
ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
1 взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участие в
данном процессе всех участников образовательных отношений.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Программа состоит из следующих разделов:
1.Перечень, содержание и план реализации индивидуальноориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в
образовательное учреждение и освоение ими основной образовательной программы
начального общего образования;
2.Систему комплексного психологомедикопедагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего ПМП обследование детей с
целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики
развития детей, их успешности в освоении ООП НОО, корректировку коррекционных
мероприятий;
3.Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе:
безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий,
технических средств обучения коллективного и
дидактических материалов,
индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
4.Механизмы взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
школы и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов
общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности;
5.Планируемые результаты коррекционной работы.
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в
2 образовательное учреждение и освоение ими основной образовательной программы
начального общего образования;
На уровне начального общего образования группа школьников с ОВЗ неоднородна:
1 учащийся имеет диагноз: сахарный диабет ( З.А.2а класс (уч. 1)),
1 учащийся имеет диагноз … (Б.М. 3б класс (уч. 2)),
1 учащийся имеет диагноз …слух ( П.Е. – 3б класс (уч. 3))
Все дети имеют статус детейинвалидов:
учащийся 1 до 01.04.2017 (п. 5 ИПР № 212 от 6 апреля 2015)
учащийся 2 до 01.02.2016 (п. 5 ИПР № 32 от 20.01.2014)
учащийся 3 до 01.06.2016 (п. 5 ИПР № 266 от 14.05.2015)
В соответствии с ИПР обучаются в обычной классной среде учащийся 1 и 3, учащийся
2 обучается на дому. Дети 1 и 2 обучаются в школе с 1 класса.
Учащийся 3 прибыл в школу с п/о Камчатка приемная семья.???
На уровне начального образования проводится работа по формированию личности
обучающегося,
закладывается фундамент общеобразовательной подготовки и
социализации, необходимой для продолжения дальнейшего образования, полноценного
включения обучающегося в жизнь школы, и как следствие жизнь общества. Все
обучающиеся дети с ОВЗ получают цензовое образование, соответствующее уровню
образования здоровых сверстников.
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий:
Индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия
способствуют
освоению обучающимися с ОВЗ программы основного общего образования, они
подразумевают:
Учащийся 1
Мероприятия
Содержание
Сроки
Ответствен
ный
Введение в содержание
обучения специальных
разделов:
индивидуальные
дополнительные занятия
по предметам;
корригирующая
гимнастика;
развитие эмоционально
волевой сферы;
логопедические занятия;
индивидуальная
психологическая
поддержка;
использование
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
3 специальных методов
приемов и средств
обучения для достижения
образовательных
коррекционно
развивающих задач
дифференцированный
подход с учетом
индивидуальных
особенностей каждого
ребенка:
требуется
форма получения
образования:
индивидуальный учебный
план
индивидуальное
расписание
объем изучаемого
программного материала
обеспечение особой
пространственной и
временной организации
образовательной среды.
Очная
Не требуется
Не требуется
требуется 100
%
теоретически
й матер.
требуется
Контроль
эмоционально
го поведения
ребенка,
контроль
самочувствия,
контроль
физических
нагрузок
Ограничение
физических
нагрузок на
уроках
физкультуры
Обеспечение
особого
режима
питания.
В
легкодоступн
ом месте
запас
индивидуальн
ого питания
(сок
в
одноразовой
упаковке),
контроль за
запасом
питания при
выходе
на
экскурсию,
организованну
ю внеурочную
деятельность
(по
согласованию
с
В течении
урока
и
перемены
Учитель
Сорокина С.
А., психолог
Кузнецова С.
А.
постоянно
Постоянно
Учитель
Сорокина С.
А.
4 родителями).
Индивидуальн
ый стол (при
питании
в
столовой)
постоянно
При запросе
родителей,
постоянно
Постоянно
Учитель
Сорокина С.
А.
контроль
уровня
сахара,
физических
нагрузок,
режимом
питания
расширение области
жизненных компетенций:
Развитие способностей к
самообслуживанию
Развитие способности к
передвижению
Развитие способности к
ориентации
Развитие способности к
общению
Развитие способности к
трудовой деятельности
Развитие способности к
контролю за своим
поведением
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Требуется
Не требуются
индивидуализировать
обучение в большей
степени, чем требуется
для нормально
развивающегося ребенка.
Учащийся 2
Мероприятия
Содержание
Сроки
Ответствен
ный
Введение в содержание
обучения специальных
разделов:
индивидуальные
дополнительные занятия
по предметам;
корригирующая
гимнастика;
развитие эмоционально
волевой сферы;
логопедические занятия;
индивидуальная
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
5 психологическая
поддержка;
использование
специальных методов
приемов и средств
обучения для достижения
образовательных
коррекционно
развивающих задач
дифференцированный
подход с учетом
индивидуальных
особенностей каждого
ребенка:
Не требуется
требуется
форма получения
образования:
индивидуальный учебный
план
индивидуальное
расписание
требуется
требуется
требуется
Учитель
Сказкина И.
В. Чибова О.
В., Пивнева
Н. А..,
психолог
Кузнецова С.
А.
В течении
урока
и
перемены
До
01.09.2015
При запросе
родителей
меняется,
постоянно
постоянно
Контроль
эмоционально
го поведения
ребенка,
контроль
самочувствия,
контроль
физических
нагрузок
Очнозаочная.
Приказ об
организации
учебная
в
нагрузка
день – 3 часа
Отсутствие
физических
нагрузок
объем изучаемого
программного материала
обеспечение особой
пространственной и
временной организации
образовательной среды.
расширение области
жизненных компетенций:
Развитие способностей к
самообслуживанию
Развитие способности к
передвижению
Развитие способности к
ориентации
Развитие способности к
общению
Развитие способности к
трудовой деятельности
Развитие способности к
требуется 100
%
теоретически
й матер.
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Требуется
контроль
Постоянно
Учитель
6 уровня
физических
нагрузок
Сказкина И.
В..
Чибова
О. В.
Не требуются
контролю за своим
поведением
индивидуализировать
обучение в большей
степени, чем требуется
для нормально
развивающегося ребенка.
Учащийся 3
Мероприятия
Содержание
Сроки
Ответствен
ный
Введение в содержание
обучения специальных
разделов:
индивидуальные
дополнительные занятия
по предметам;
корригирующая
гимнастика;
развитие эмоционально
волевой сферы;
логопедические занятия;
индивидуальная
психологическая
поддержка;
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
требуется
Не требуется
требуется
использование
специальных методов
приемов и средств
обучения для достижения
образовательных
коррекционно
развивающих задач
дифференцированный
подход с учетом
индивидуальных
особенностей каждого
ребенка:
Постоянно,
1 четверть
Групповая
работа с
классом по
принятию
проблемы
ребенка, как
помочь ему в
критической
ситуации
В течении
урока
и
перемены
Учитель
Чибова О.
В., психолог
Кузнецова С.
А.
Контроль
эмоционально
го поведения
ребенка,
контроль
самочувствия,
контроль
7 физических
нагрузок
постоянно
контроль
уровня
физических
нагрузок
Постоянно
Учитель
Чибова О.
В., Марушко
В. А.
Очная
Не требуется
Не требуется
требуется 100
%
теоретически
й матер.
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Требуется
Не требуются
форма получения
образования:
индивидуальный учебный
план
индивидуальное
расписание
объем изучаемого
программного материала
обеспечение особой
пространственной и
временной организации
образовательной среды.
расширение области
жизненных компетенций:
Развитие способностей к
самообслуживанию
Развитие способности к
передвижению
Развитие способности к
ориентации
Развитие способности к
общению
Развитие способности к
трудовой деятельности
Развитие способности к
контролю за своим
поведением
индивидуализировать
обучение в большей
степени, чем требуется
для нормально
развивающегося ребенка.
Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ состоит из
мероприятий,
–
предметниками, педагогом – психологом, педагогами дополнительного
образования, классным руководителем, медицинским работником,
социальным педагогом.
проводимых
специалистами:
учителями
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в
освоении ООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий
Мероприятие
Сроки/исследуемая группа
Ответственный
8 Мониторинг комфортности
учащихся с ОВЗ в классном
коллективе
Мониторинг уровня
обученности, уровня
качества знаний
Мониторинг развития
жизненноважных
компетенций
25.09.15 (учащийся)
25.10.15(родители ученика)
25.11.15 (коллектив уч ся)
25.01.16 (учащийся)
25.03.16 (родители класса)
25.05.16 (родители ученика)
2528.10.15 – отчет кл.рук. по
итогам 1 четверти;
2528.12.15 –отчет кл.рук. по
итогам 2 четверти;
2025.03.16 –отчет кл.рук. по
итогам 3 четверти;
2023.06.16 отчет по итогам 4
четверти)
Сентябрь входной мониторинг на
остаточные умения за предыдуший
год;
Май – выходной на прирощенные
умения
Чибова О. В.,
Кузнецова С. А.
Кл. руководитель,
Чибова О. В.
Кл. руководитель,
Чибова О. В.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей
с ОВЗ
Специальные
условия обучения и
воспитания детей с
ОВЗ:
создание
безбарьерной среды
их жизнедеятельности
использование
специальных
образовательных
программ
использование
специальных методов
обучения и
воспитания
использование
специальных
учебников, учебных
пособий,
дидактических
материалов,
использование
технических средств
обучения
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
Не требуется
9 коллективного и
индивидуального
пользования
предоставление услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего детям
необходимую
техническую помощь
Не требуется
Не требуется
Не требуется
педагогапсихолога,
социального педагога,
Механизмом реализации коррекционной программы является взаимодействие,
предусматривающее общую целевую и единую стратегическую направленность работы с
учетом вариативно – деятельностной тактики учителей начальных классов, в т.ч. учителей
предметников,
школьного доктора,
обеспечивающих системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями
здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности,
реализующееся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Такое
взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребенка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; составление (по
индивидуальному запросу) комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебнопознавательной, речевой, эмоциональноволевой и
личностной сфер ребенка. Формой организованного взаимодействия специалистов школы
является психолого медикопедагогический консилиум, который предоставляет помощь
ребенку и его родителям (законным представителям). В качестве механизма реализации
коррекционной работы в школе выступает социальное партнерство, которое предполагает
профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (организациями
различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнерство включает: сотрудничество с учреждениями образования и
другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с
родительской общественностью.
Планируемые результаты коррекционной работы
Планируемые результаты коррекционной работы основываются на планируемых
результатах освоения обучающимися образовательной программы начального общего
образования школы и портрете выпускника начальной школы. Достижение результата
коррекционной работы с каждым отдельным учащимся должно выражаться в:
1. Снижении уровня тревожности учащихся в образовательной деятельности;
2. Повышении мотивации к обучению детей с ОВЗ;
3. Повышении качества усвоения предметных программ;
4. Формировании социальных и коммуникативных компетенций;
10 5. Адаптации учащихся в классном коллективе, вовлечении в общественную жизнь;
6. Повышении уровня самоорганизации и воспитанности;
7. Росте достижений учащихся.
Личностные результаты для учащихся с ОВЗ такие же, как и для всех обучающихся,
осваивающих основную образовательную программу основного общего образования в
школе.
Приращение личностного потенциала осуществляется через:
развитие самоосознания, умения находить выходы из трудных ситуаций, нести
ответственность за свое здоровье. Дети учатся объяснять самим себе, что они могут
сделать для того, чтобы помочь себе (и другим) справиться с трудной ситуацией, как это
можно сделать. В результате появляется уверенность в своих силах, повышается
самооценка.
правильно сформировавшееся отношение к учению, понимание его общественной
значимости, стремлении быть успешным в учебной деятельности (присутствие
заинтересованности в получении хороших отметок ). При выполнении учебного задания,
требующего активной мыслительной работы, стремления его понять и осмыслить.
адекватно развитое представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, сформированной способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию
специальных условий для пребывания в лицее, своих нуждах и правах в организации
обучения; осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Психодиагностическое исследование
личностных УУД. Основные параметры
измерения. Самоопределение
Измерители
Внутренняя позиция школьника и мотивация учения Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова,
Способность адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием
Самооценка и индивидуализация
Самосознание
Тревожность
А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин)
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.
Г. Лусканова)
Методика «Характера атрибуции успеха/
неуспеха»
Методика определения уровня самооценки
«Лесенка»
Методика «Я – концепция»
«Задание на учет мотивов героев в решении
моральной дилеммы» (Ж.Пиаже)
«Задание на норму справедливого распределения»
Тест «Рисунок человека»
Тест тревожности (В. Амен, Р. Тэммл, М. Дорки)
Диагностика уровня школьной тревожности
Филлипса
Метапредметные результаты для всех учащихся с ОВЗ
обучающихся, осваивающих основную образовательную программу
11 начального общего образования в школе:
регулятивные,
познавательные и коммуникативные - освоение основных форм
рефлексии, развитие коммуникативных навыков, направленных на
формирование умения договариваться с людьми, согласовывать с ними
свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Развитие навыков сотрудничества.
Психодиагностическое исследование метапредметных
результатов
Основные параметры измерения
Измерители
Регулятивные УУД
Логические
Социальная адаптация
Коммуникативные УУД
познавательные
Комфортность в школе
УУД
Методика «Кодирование» (11 субтест теста
Векслера)
Прогрессивные матрицы Равена
Общий уровень развития общения
Методика
«Рукавички»,
Методика «Кто прав?»
Методика В.Кореневской, рисуночный тест
«Школа»
«Совместный
рисунок»,
«Моральные дилеммы»
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
различные формы просветительской деятельности
беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, –
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
(лекции,
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Цель и задачи коррекционной работы достигаются только при
тесной работе и усилиях всех участников образовательного процесса.
12
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
1.1. Программа коррекционной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.