Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
Рекомендуемая литература:
№ 1 §39,40 № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/14.php § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
08 .02.2016 № 0951, №1451 Рабочий лист ФИО _________________________
сдать по окончанию пары
1/60 « Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Идеология Просвещения и значение её распространения. Практическое занятие
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/08.php§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
Основные понятия: Просвещение, деизм
План:
Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках.
1.1 Просвещение: эпоха и идеология.
Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение её распространения.
1.2.Учение о естественном праве и общественном договоре. Дж. Локк. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо.
1.3.Sapere aude! --- имей мужество пользоваться собственным умом. И. Кант
*2. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо.
*3. Крупнейшие писатели, художники, композиторы.
Вопросы и задания:
1. Почему научная революция XVII в стала основой для идей Просвещения?
2. Объясните, почему Просвещение по-разному развивалось в странах Европы. Приведите примеры
3. Каким образом Просвещение связано с развитием капитализма?
4.Охарактеризуйте особенности идеологии Просвещения.
5. Объясните девиз эпохи: "имей мужество пользоваться собственным умом"
6. Какие культурные идеалы и ценности стали образцом для Просвещения? Назовите причины этого.
7. Объясните, каким образом три стиля – классицизм, романтизм и сентиментализм - соотносятся с Античностью?
8. Почему в обществе XVII – XVIII вв. появилась потребность в новом образе человека.
9. Перечислите качества характера человека, которые были востребованы в эпоху Просвещения.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий):
Характеристика причин и основных черт культуры, её главных достижений и деятелей в науке и искусстве.
Составление характеристик деятелей Просвещения.
Ход работы:
Исследуем текс рабочих листов. Подчёркиваем ответы на вопросы и задания в тексте. – 20 минут.
Устно отвечаем на вопросы и задания – 20 минут.
1.1 Особенности идеологии Просвещения.
Именно Возрождение стало предпосылкой развития этой идеологии. Просвещение – это идейное 8 и общественное движение к. XVII – XVIII вв. в странах Европы и Америки, характеризующееся прежде всего представлением о разуме как критерии познания и истины.
В XVII в. произошла научная революция: стремительно менялись представления о мире, месте науки в жизни общества, производства. Популярность науки возросла нас только, что в Англии создали специальное научное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства – Академию наук. Оказывалась государственная поддержка научным изданиям. Рост авторитета науки всё больше убеждал в безграничных возможностях человеческого разума. Но наука ещё не делилась на отдельные области знаний (математика, физика философия и пр.)
В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всём следует прислушиваться только к нему. Однако подчеркнём, что в отличие о многих деятелей Возрождения просветители не всегда были атеистами. Учёные XVIII в утверждали, что Бог, сотворив мир, не участвует в его бытии и не вмешивается в ход истории: представления о мире и Боге они строили на основе деизма (религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений...), родоначальником которого считается лорд Г. Чербери («Трактат об истине, 1624)
В европейских странах Просвещение приобретало своеобразные национальные черты.
Развитие науки.
Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв.,
как Фрэнсис Бэкон, Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Ренэ Декарт
и другие. Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложилась
целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в
природе, С начала XVIII в. техника стала фактором, определяющим могущество
государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной
силой общества.
Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их
числу, например, относится Лондонское
королевское общество, созданное
в 1662 г., и Французская
королевская академия наук, созданная
в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного
обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных
ценностей, стали развиваться идеи светского просвещения общества как условия
его благополучия, С этим связано зарождение рационализма. Это философское направление
противопоставляло мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием
истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей, возникающих
в голове человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об отношении
мышления к бытию. Так, Спиноза был материалистом. Лейбниц идеалистом. Декарт придерживался дуалистических
взглядов, признавая существование одновременно материализма и идеализма.
Большую роль в развитии науки сыграли труды экономисте. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся
представителей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны
заключается в массе произведенных в ней товаров. Учёный утверждал, что
стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к
благосостоянию. Большую роль в развитии экономики играет свободная конкуренция.
Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно
распадается на рабочих, капиталистов, землевладельцев.
!!! Научная революция XVII в. явилась трамплином для культурного взлёта в эпоху Просвещения, наука в это время стала доказательством широких возможностей разума. Философия выполняла функцию генератора идей и мыслей, прогресса в целом.
Среди английских просветителей особенно выделялся Джон Локк. . В своём главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690) он опроверг феодально – патриархальные взгляды на Божественное право абсолютной королевской власти и сформулировал теорию конституционной парламентской монархии. Эти идеи стали обоснованием социально- политического строя, утвердившегося в Англии после «Славной революции». Локк разработал теорию разделения государственной власти на законодательную и исполнительную ( включая судебную и «федеративную»), актуальную для современного общества и государства. Он утверждал, что права человека неотчуждаемы.
9
Вопросы и задания:
1. Объясните, что в трудах учёных отражает черты Просвещения.
2. Что нового они внесли в понимание современных им общества, природы?
3. Как взаимосвязаны процессы развития капитализма в Европе и эпоха Просвещения?
4. Назовите понятия, которые раскрывают новые явления в обществе.
1.2.
Идеология Просвещения.
Просвещение — это идейное движение, направленное против феодализма и
выступавшее за торжество разума, просвещения, науки.
Наибольшего развития просветительская мысль достигла во Франции.
Выдающий французский писатель Франсуа Мари Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер, являлся одним из крупнейших
деятелей эпохи Просвещения. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», где
обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против
сословного неравенства, но считал необходимым наличие социального неравенства,
утверждал идею «просвете иной монархии». Ирония Вольтера обличала церковь,
суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.
Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и развитии
государства. Монтескье не верил в божественное происхождение государства и
считал, что возвышение Бога оправдывает деспотизм. Учёный выступал против
теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что
государственная власть существует для народа и соответствует его характеру.
Монтескье доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и
контролировать их.
Важнейшим условием существования справедливого государства Монтескье считал
разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Известный просветитель Жан
Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он
подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства,
по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство
усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с
имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо был
сторонником народного суверенитета, считал, что государственный закон является
выражением общей воли народа. Идеалом для ученого была небольшая республика,
где граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в
сообщество маленьких республик, установить такой общественный строй, где не
было бы ни богатых, ни нищих, но частная собственность будет сохранена. Ученый
признавал право народа на восстание.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Revival/_18.php
1.3 Девиз эпохи Просвещения: "имей мужество пользоваться собственным умом"
В работе "Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?" (1784) Иммануил Кант пишет: "Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, 10 а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения". Её характеризует твёрдая, вера в человеческий разум; необходимость его освобождения от предрассудков и путём критического пересмотра интеллектуальных ценностей; освобождения от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков; вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление от политической тирании.
Интеллектуальное самовоспитание, самоосвобождение посредством знания представлялось Канту насущной философской задачей, ибо лишь посредством знания мы можем духовно освобождаться от порабощения ложными идеями, предрассудками. И хотя задача самовоспитания не является смыслом человеческой жизни, тем не менее самовоспитание может содействовать привнесению в нашу жизнь определенного смысла.
*2. Используя текст рабочего листа и Интернет, подготовьте и запишите в своих рабочих тетрадях краткую справку об известных представителях эпох классицизма, барокко, сентиментализма. ( архитектор и скульптор Л. Бернини, художники Д. Веласкес, П.П. Рубенс, Н. Пуссен, Ж.Л. Давид; композиторы ИС. Бах, Г. Ф. Гендель и др.)
Алгоритм характеристики архитектурных сооружений.
1. Архитектор, название, назначение и местонахождение сооружения, условия его создания (характеристика эпохи).
2. История создания сооружения.
3. Характеристика сооружения: место на ландшафте; особенности планировки; особенности внутреннего и внешнего декора; архитектурный стиль.
4. Современники и искусствоведы о сооружении.
5. Историческая судьба сооружения.
Три стиля эпохи Просвещения: классицизм, барокко, сентиментализм.
С конца XVI по середину XVIII в. в искусстве господство вал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Стиль «барокко» был связан с дворянско-церковной архитектурой, отличавшейся особой пышностью. Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой.
Классицизм является одним из основных течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII—начала XIX в. Общей чертой классицизма является обращение к античности и как идеальному образцу. Классицизм утверждал представление об идеально устроенном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.
Романтизм — идейное и художественное направление, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. Наряду с осуждением существующею образа жизни романтики искали новые идеалы, которые приобретав характер утопии. Этот стиль провозглашал также возвышение искусства над жизнью.
Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сентиментализм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.
* Писатели.
Английский писатель-сатирик Джонатан
Свифт был автором
многих сатир, в которых выступал как вдохновитель освободительной борьбы
ирландского народа. В своем крупнейшем произведении «Путешествия Гулливера» он
пол видом страны лилипутов изобразил Англию, показал произвол и алчность
богачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и
кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на
прогресс.
Английский писатель и политический деятель Даниель
Дефо прославился как
автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и
благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от
общества.
Славу французскому драматургу Пьеру
Бомарше принесли яркие
и остроумные комедии «Севильский цирюльник» к «Женитьба Фигаро». Образ
простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности
аристократа Альмавивы. Известный немецкий поэт Фридрих Шиллер ещё в юности
нависал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех имела драма «Заговор
Фиеско» и трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное
средство достижения политической свободы. Иоганн
Вольфганг Гёте — великий
немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии XVIII в. стал
борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэзию,
близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.
11
*Художники.
Известным живописцем и графиком был француз Антуан
Ватто. Он писал
реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой
наблюдательности, «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины
наполнены проникновенным лиризмом.
Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя. Достигает
исключительной остроты и выразительности. Гойя горячо откликался на все
жизненные события — нашествие Наполеона, революции в Испании.
*Композиторы.
Гуманистическое и народное искусство Иоганна
Себастьяна Баха обобщило
достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и
сонаты для флейты, Он значительно обогатил каждый из этих жанров.
Людвиг вам Бетховен был известен не только как
композитор, но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является Девятая
симфония.
В музыке великого австрийского композитора Вольфганга
Амадея Моцарта отразились передовые идеи немецкого Просвещения, Моцарт
обобщил художественный опыт различных национальных
школ и традиций.
Таким образом, ускорение развития капитализма содействовало расцвету науки. С XVIII в. она стала мощным инструментом не только производственной сферы, но и всех областей деятельности общества и человека.
Итоги урока.
Д/З от 08.02.2016 к следующей паре. Письменно в своих рабочих тетрадях:
1. Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одно из полководцев Западной Европы XVII-XVIIIв.
2. В чём состояли основные идеи главных деятелей Просвещения? Исследуйте материал §40 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/08.php§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения и систематизируйте в виде таблицы:
Деятели культуры XVII-XVIII в. |
Их главные творения |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.