2. Место и роль урока в изучаемой теме: 13 урок в разделе
3. Дидактическая цель: Создать условия для полноценного восприятия басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и знакомство с его биографией
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Совершенствование техники чтения: правильного, сознательного, беглого, выразительного;
2. Анализ басни как жанра.
3.Закрепление литературоведческих основ басни.
4.Выборочное чтение с целью отыскивания характеристики героев и ИВС
Метапредметные:
Регулятивные:
1. адекватное понимание оценки взрослого собеседника;
2. Способность контролировать свою деятельность по результату.
Познавательные:
1. Формирование познавательной активности и самостоятельности на уроке;
2.Создание условий для проявления способностей учащихся.
Коммуникативные:
1. Выражение собственного мнения учащегося;
2. Использование различных диалоговых приемов.
Ф.И.О. студента-практиканта/ учителя базовой школы
Надеева Екатерина Владимировна/ Подлубняк Елена
Технологическая карта урока
Владимировна
Класс 3 «а»
Дата 18.11.2015
Предмет: Литературное чтение
№ урока по расписанию 1 урок 2 смены
Тема урока: И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»
Место и роль урока в изучаемой теме: 13 урок в разделе
Дидактическая цель: Создать условия для полноценного восприятия басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
знакомство с его биографией
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Совершенствование техники чтения: правильного, сознательного, беглого, выразительного;
2. Анализ басни как жанра.
3.Закрепление литературоведческих основ басни.
4.Выборочное чтение с целью отыскивания характеристики героев и ИВС
Метапредметные:
Регулятивные:
1. адекватное понимание оценки взрослого собеседника;
2. Способность контролировать свою деятельность по результату.
Познавательные:
1. Формирование познавательной активности и самостоятельности на уроке;
2.Создание условий для проявления способностей учащихся.
Коммуникативные:
1. Выражение собственного мнения учащегося;
2. Использование различных диалоговых приемов.Личностные:
1. Эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
2. Оценка результатов своей деятельности, рефлексия.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», III класс; карточки с
заданиями для парной работы.
Эскиз оформления доскиСтруктурный
компонент урока
1. Оргмомент.
2.Разминка.
Повторение
пройденного.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина
Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок
литературного чтения. Настраиваемся на
работу. Пожалуйста, присаживайтесь.
Для начала проверим нашу готовность к уроку.
На уроке вам понадобятся ваши учебники по
литературному чтению, а также знания, умения
и внимание.
-садятся
- проверяют готовность к уроку
Посмотрите на слайд (слайд 2) перед вами
названия басен.
Лебедь, рак и щука
Стрекоза и муравей
Мартышка и очки
Зеркало и обезьяна
Назовите автора этих басен.
Сегодня мы продолжаем работать над баснями
И.А.Крылова.
Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам
строчки из басен, а вы определите их название.
Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука)
Чем кумушек считать трудить не лучше ль на
себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна)
Ты всё пела это дело так пойди же попляши
(Стрекоза и муравей)
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни
полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и
-смотрят
- И.А.Крылов
- по строчкам из басни определяют
её название.3.Проверка
домашнего
задания
очки)
Пришло время проверить ваше домашнее
задание. Итак, на дом вам было задано
выразительное чтение басни «зеркало и
обезьяна» сейчас 3 желающих пойдут к доске
прочитают эту басню выразительно.
А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца,
поэтому слушаем внимательно и обращаем
внимание на то, как читают наши чтецы.
Смотрим на то, как они читают: громко ли, без
ошибок, сказали ли автора и название.
Чьё чтение было лучше и почему?
(ставлю оценки согласно критериям)
4.Введение нового
материала
Посмотрите на слайд (слайд 3),Кто изображён
на памятнике?
Что вы знаете о Крылове?
Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу
дополнить ваши знания рассказом об истории
необычного памятника, который изображён на
слайде.
(После смерти Крылова было решено поставить
ему памятник. Средства на воздвижение этого
памятника были собраны народом за 2 года.
Скульптором, воздвигшим этот памятник был
Петр Карлович Клодт. Было решено поставить
этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-
Петербурге. Клодт решил украсить памятник
скульптурами героев басен великого
баснописца, для этого он прочёл их все и
составил список животных: осёл,
кот,собаки,волк,ворона,журавль,обезьяны,лисиц
а и другие. Скульптуры животных лепились с
- выходят, читают
- остальные смотрят за чтением и
оценивают
- называют и поясняют
- И.А.Крылов
- отвечают (первые басни написал в
37 лет, подписывал их «Нави
Волырк», написал более 200 басен,
работал библиотекарем в
Петербурге, его басни любили все
от солдат до императоров
Александр I,Николай II,главные
герои животные с характерами
людей)
- внимательно слушаютнатуры. Говорят, что во время работы в доме
Клотда был целый зверинец. Старания
скульптора оправдали себя животные
украшающие пьедестал, выглядят естественно и
правдоподобно)
Мы сегодня с вами поговорим о двух героях,
которые изображены в виде скульптур на
памятнике (о вороне и лисице)
Давайте попробуем догадаться каково же
название басни, с которой мы сегодня
познакомимся.
Давайте назовём тему нашего урока
(перевернуть карточку)
-Подготовимся к чтению нового произведения,
но прежде выясним значения некоторых слов,
которые встретятся при чтении.
Вещунья - это от слова "ведать", знать. Вещунья
- колдунья, которая все знает заранее.
Считается, что вороны могут предсказывать
судьбу, поэтому в басне Ворона, и названа
вещуньей.
Вещуньина - принадлежащая вещунье;
Зоб-горло птицы
Как вы понимаете эти слова?
Пояснить слова самой.
Ребята, так как эта басня написана давно в ней
есть ещё слова, которые нам будут не понятные,
мы разберём их во время анализа.
-Внимательно послушайте произведение.
(аудио запись)
Понравилось ли вам произведение?
Какие чувства оно у вас вызвало?
- ворона и лисица
Басня И.А.Крылова «Ворона и
Лисица»
-отвечают
- слушают.
- да
-Поразила хитрость и
беспринципность Лисы, и глупость
Вороны. Стало немного жаль
Ворону, ведь Лисица ее обманула.
4. Словарная
работа
5. Первичный
синтез (Первичное
восприятие
текста)
6. Проверка
первичного
восприятия- выполняют
Читают, выделяют, делят на части.
7.Физкультминутк
а
8.
Самостоятельная
работа
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Откроем учебник на стр.138, Прочитайте басню
самостоятельно про себя карандашиком
выделите непонятные вам слова и поделите
басню на части.
Обсудите слова, которые вы выделили в парах.
"Бог послал" - это значит, взялось неизвестно
откуда.
Взгромоздясь – взобравшись.
Дух - здесь означает запах.
Пленил – привлёк внимание, привел в восторг.
Царь-птица - это самая главная, самая важная
птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное,
и голос замечательный, словом, она всех во
всем превосходит.
9.Анализ
произведения
Ребята, а давайте с вами поговорим о лисе.
Какая она?
- лиса: хитрая, ловкая, коварная,
изворотливая, обманщица, лукавая.
- ворона: воплощает глупость,
невнимательность, самолюбие.А какая у нас ворона?
Ребята сколько частей у вас получилось?
Где заканчивается 1 часть?
Сейчас прочитаем 1 выделенную вами часть с
соблюдением знаков препинания.
Можем ли мы считать, что эти 4 строчки это
начало басни?
Как вы поняли фразу « Бог послал»
Почему Крылов использует такую фразу «..где-
то бог послал кусочек сыру»
(Во время Крылова сыр – это великое лакомство,
которое себе могли позволить только богатые и
обеспеченные люди)
Давайте негромко хором произнесёт слово
взгромоздясь выделяя в нём сочетание згр.
Какое ощущение у нас появляется при
прочтении этого сочетания? (слайд 4)
Громоздкий
Взгромоздиться
Взгромоздясь
Можно ли назвать слова взгромоздиться и
взгромоздясь однокоренными? (корень громозд)
Давайте найдём корень в слове громоздкий
(громозд)
Перейдём ко второй части, где она начинается, а
где заканчивается?
Прочтем эту часть, соблюдая знаки препинания.
3 части
- Сыр во рту держала
- читают, соблюдая знаки
- да можем
- это очень неожиданно, случайно
- отвечают
-тяжесть, ощущение грузности
вороны
- да можно
- начинается со слов на ту беду, а
заканчивается словами была царь-
птица
- читают
-вдруг сильный духКакие слова говорят о том, что запах сыра был
сильным, резким для лисы?
Обратите внимание, что Крылов пишет не запах,
а дух
Обратите внимание на тире в следующем
предложении это тире показывает, что реакция
лисы мгновенная.
Со слова плутовка до слов царь-птица
прочитаем так, чтобы нам был понятен характер
лисы.
Обратите внимание на слова плутовка. Кто
такой плут, как вы понимаете?
Давайте посмотрим на иллюстрацию вороны и
сравним, то, что о ней говорит лиса и то, что
есть на самом деле.
(слайд 5) изображение вороны
Лиса говорит ну что за шейка, что за глазки,
какие перышки, какой носок и верно ангельский
быть должен голосок
Посмотрите на иллюстрацию у нее черные
перья, длинный носище, а голос какой у вороны,
уж точно не ангельский.
Перейдём к третьей части нашей басни.
Где она начинается и где заканчивается?
- читают
- обманщик, лгун
-сравнивают
-начитается словами вещуньина с
похвал, а заканчивается сыр выпал-
с ним была плутовка такова.
- читают
- перехватило дыхание
-каркнула
Прочтем эту часть, соблюдая знаки препинания.
Как вы понимаете выражение в зобу дыхание
сперло?
- о том, что Лисицына лесть помогла
ей добиться своего, она схватила
сыр и убежала.Какое слово говорит о том, что у вороны грубый
и не мелодичный голос?
О чем нам говорит последняя строчка?
10.Определение
основной мысли
произведения
(работа над
моралью)
Даватей откроем в учебнике страницу 137 и
прочитаем первые 4 строчки.
Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько
раз твердили миру?
- открывают, читают
-Много раз повторяли людям одно и то же
- отвратительна, гадкая, подлая, мерзкая.
Замените другими словами выражение лесть гнусна.
Не на пользу
«Но только всё не впрок». А как можно сказать
иначе?
Льстивый человек сумеет привлечь
другого человека на свою сторону.
Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет
уголок»?
Передайте смысл первых четырёх строк своими
словами.
А теперь сравните, как об этом же сказал автор
басни.
передают смысл своими словами
Мысль выражена чётко, образно. В
первых четырёх строках автор
выразил самое главное.
11. Чтение басни в
лицах
12. Итог урока.
Сейчас мы с вами прочитаем эту басню по
ролям. Сколько действующих лиц в этой басне?
А сколько чтецов?
Почему?
Как мы будем читать слова лисы?
Давайте прочитаем басню выразительно по
ролям.
Из набора разных слов, которые вы
видите на карточке перед собой, в парах
составьте три пословицы. ( карточки с
пословицами)
Поспешишь не Других на себя У лести
людей нет насмешишь погляди чести суди
3
2
У вороны нет слов
С хитринкой, игриво.
- составляютНазовите составленные пословицы.
Какая из них, на ваш взгляд, подходит по
смыслу к прочитанной басне?
13. Домашнее
задание
14. Рефлексия
(слайд 6) учебник стр. 139 номер 7
выучить одну из басен наизусть.
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
-Поспешишь, людей насмешишь.
Других не суди, на себя погляди.
У лести нет чести.
- По смыслу к прочитанной басне под
ходит пословица «У лести нет
чести».
-записывают
- ответы учащихся