1. Тема урока: И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

2. Место и роль урока в изучаемой теме: 13 урок в разделе 3. Дидактическая цель: Создать условия для полноценного восприятия басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и знакомство с его биографией Планируемые результаты: Предметные: 1. Совершенствование техники чтения: правильного, сознательного, беглого, выразительного; 2. Анализ басни как жанра. 3.Закрепление литературоведческих основ басни. 4.Выборочное чтение с целью отыскивания характеристики героев и ИВС Метапредметные: Регулятивные: 1. адекватное понимание оценки взрослого собеседника; 2. Способность контролировать свою деятельность по результату. Познавательные: 1. Формирование познавательной активности и самостоятельности на уроке; 2.Создание условий для проявления способностей учащихся. Коммуникативные: 1. Выражение собственного мнения учащегося; 2. Использование различных диалоговых приемов.
Иконка файла материала 2 (10).docx
Ф.И.О. студента-практиканта/ учителя базовой школы Надеева Екатерина Владимировна/ Подлубняк Елена Технологическая карта урока Владимировна Класс 3 «а» Дата 18.11.2015 Предмет: Литературное чтение № урока по расписанию 1 урок 2 смены Тема урока: И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица» Место и роль урока в изучаемой теме: 13 урок в разделе Дидактическая цель: Создать условия для полноценного восприятия басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. знакомство с его биографией Планируемые результаты: Предметные: 1. Совершенствование техники чтения: правильного, сознательного, беглого, выразительного; 2. Анализ басни как жанра. 3.Закрепление литературоведческих основ басни. 4.Выборочное чтение с целью отыскивания характеристики героев и ИВС Метапредметные: Регулятивные: 1. адекватное понимание оценки взрослого собеседника; 2. Способность контролировать свою деятельность по результату. Познавательные: 1. Формирование познавательной активности и самостоятельности на уроке; 2.Создание условий для проявления способностей учащихся. Коммуникативные: 1. Выражение собственного мнения учащегося; 2. Использование различных диалоговых приемов.Личностные: 1. Эмоциональный отклик на прочитанное произведение; 2. Оценка результатов своей деятельности, рефлексия. Оборудование:  учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», III класс; карточки с заданиями для парной работы. Эскиз оформления доскиСтруктурный компонент урока 1. Оргмомент. 2.Разминка. Повторение пройденного. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Ход урока - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Настраиваемся на работу. Пожалуйста, присаживайтесь. Для начала проверим нашу готовность к уроку. На уроке вам понадобятся ваши учебники по литературному чтению, а также знания, умения и внимание. -садятся - проверяют готовность к уроку Посмотрите на слайд (слайд 2) перед вами названия басен. Лебедь, рак и щука Стрекоза и муравей Мартышка и очки Зеркало и обезьяна Назовите автора этих басен. Сегодня мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название. Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука) Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна) Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей) К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и -смотрят - И.А.Крылов - по строчкам из басни определяют её название.3.Проверка домашнего задания очки) Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение басни «зеркало и обезьяна» сейчас 3 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно. А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название. Чьё чтение было лучше и почему? (ставлю оценки согласно критериям) 4.Введение нового материала Посмотрите на слайд (слайд 3),Кто изображён на памятнике? Что вы знаете о Крылове? Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде. (После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт- Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот,собаки,волк,ворона,журавль,обезьяны,лисиц а и другие. Скульптуры животных лепились с - выходят, читают - остальные смотрят за чтением и оценивают - называют и поясняют - И.А.Крылов - отвечают (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I,Николай II,главные герои животные с характерами людей) - внимательно слушаютнатуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно) Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице) Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Давайте назовём тему нашего урока (перевернуть карточку) -Подготовимся к чтению нового произведения, но прежде выясним значения некоторых слов, которые встретятся при чтении. Вещунья - это от слова "ведать", знать. Вещунья - колдунья, которая все знает заранее. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона, и названа вещуньей. Вещуньина - принадлежащая вещунье; Зоб-горло птицы Как вы понимаете эти слова? Пояснить слова самой. Ребята, так как эта басня написана давно в ней есть ещё слова, которые нам будут не понятные, мы разберём их во время анализа. -Внимательно послушайте произведение. (аудио запись) Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? - ворона и лисица Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» -отвечают - слушают. - да -Поразила хитрость и беспринципность Лисы, и глупость Вороны. Стало немного жаль Ворону, ведь Лисица ее обманула. 4. Словарная работа 5. Первичный синтез (Первичное восприятие текста) 6. Проверка первичного восприятия- выполняют Читают, выделяют, делят на части. 7.Физкультминутк а 8. Самостоятельная работа Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.) Сколько здесь у нас игрушек, Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лесу обхитрим, На носочках убежим. (Бег на носочках.) Всё вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели. Откроем учебник на стр.138, Прочитайте басню самостоятельно про себя карандашиком выделите непонятные вам слова и поделите басню на части. Обсудите слова, которые вы выделили в парах. "Бог послал" - это значит, взялось неизвестно откуда. Взгромоздясь – взобравшись. Дух - здесь означает запах. Пленил – привлёк внимание, привел в восторг. Царь-птица - это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всем превосходит. 9.Анализ произведения Ребята, а давайте с вами поговорим о лисе. Какая она? - лиса: хитрая, ловкая, коварная, изворотливая, обманщица, лукавая. - ворона: воплощает глупость, невнимательность, самолюбие.А какая у нас ворона? Ребята сколько частей у вас получилось? Где заканчивается 1 часть? Сейчас прочитаем 1 выделенную вами часть с соблюдением знаков препинания. Можем ли мы считать, что эти 4 строчки это начало басни? Как вы поняли фразу « Бог послал» Почему Крылов использует такую фразу «..где- то бог послал кусочек сыру» (Во время Крылова сыр – это великое лакомство, которое себе могли позволить только богатые и обеспеченные люди) Давайте негромко хором произнесёт слово взгромоздясь выделяя в нём сочетание згр. Какое ощущение у нас появляется при прочтении этого сочетания? (слайд 4) Громоздкий Взгромоздиться Взгромоздясь Можно ли назвать слова взгромоздиться и взгромоздясь однокоренными? (корень громозд) Давайте найдём корень в слове громоздкий (громозд) Перейдём ко второй части, где она начинается, а где заканчивается? Прочтем эту часть, соблюдая знаки препинания. 3 части - Сыр во рту держала - читают, соблюдая знаки - да можем - это очень неожиданно, случайно - отвечают -тяжесть, ощущение грузности вороны - да можно - начинается со слов на ту беду, а заканчивается словами была царь- птица - читают -вдруг сильный духКакие слова говорят о том, что запах сыра был сильным, резким для лисы? Обратите внимание, что Крылов пишет не запах, а дух Обратите внимание на тире в следующем предложении это тире показывает, что реакция лисы мгновенная. Со слова плутовка до слов царь-птица прочитаем так, чтобы нам был понятен характер лисы. Обратите внимание на слова плутовка. Кто такой плут, как вы понимаете? Давайте посмотрим на иллюстрацию вороны и сравним, то, что о ней говорит лиса и то, что есть на самом деле. (слайд 5) изображение вороны Лиса говорит ну что за шейка, что за глазки, какие перышки, какой носок и верно ангельский быть должен голосок Посмотрите на иллюстрацию у нее черные перья, длинный носище, а голос какой у вороны, уж точно не ангельский. Перейдём к третьей части нашей басни. Где она начинается и где заканчивается? - читают - обманщик, лгун -сравнивают -начитается словами вещуньина с похвал, а заканчивается сыр выпал- с ним была плутовка такова. - читают - перехватило дыхание -каркнула Прочтем эту часть, соблюдая знаки препинания. Как вы понимаете выражение в зобу дыхание сперло? - о том, что Лисицына лесть помогла ей добиться своего, она схватила сыр и убежала.Какое слово говорит о том, что у вороны грубый и не мелодичный голос? О чем нам говорит последняя строчка? 10.Определение основной мысли произведения (работа над моралью) Даватей откроем в учебнике страницу 137 и прочитаем первые 4 строчки.  Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько  раз твердили миру?  - открывают, читают -Много раз повторяли людям одно и то же - отвратительна, гадкая, подлая, мерзкая. Замените другими словами выражение лесть гнусна. Не на пользу  «Но только всё не впрок». А как можно сказать  иначе?  Льстивый человек сумеет привлечь  другого человека на свою сторону. Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет  уголок»?  Передайте смысл первых четырёх строк своими  словами. ­А теперь сравните, как об этом же сказал автор  басни.  ­ передают смысл своими словами Мысль выражена чётко, образно. В  первых четырёх строках автор  выразил самое главное. 11. Чтение басни в лицах 12. Итог урока. Сейчас мы с вами прочитаем эту басню по ролям. Сколько действующих лиц в этой басне? А сколько чтецов? Почему? Как мы будем читать слова лисы? Давайте прочитаем басню выразительно по ролям. Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы. ( карточки с пословицами) Поспешишь не Других на себя У лести людей нет насмешишь погляди чести суди 3 2 У вороны нет слов С хитринкой, игриво. - составляютНазовите составленные пословицы. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне? 13. Домашнее задание 14. Рефлексия (слайд 6) учебник стр. 139 номер 7 выучить одну из басен наизусть. – Полезным ли для вас оказался урок? Чем? – Нужно ли изучать басни? -Поспешишь, людей насмешишь. Других не суди, на себя погляди. У лести нет чести. - По смыслу к прочитанной басне под ходит пословица «У лести нет чести». -записывают - ответы учащихся

Посмотрите также