Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников обусловлена изменившимися социальными и политическими условиями существования и развития человека. Прагматизация всех сторон жизни ведет к духовному оскудению жизни общества и человека. Это стало причиной изменения целевых приоритетов образования и перехода от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной.
Начало XXI века отмечено повышенным вниманием граждан России к
традиционной культуре своей страны. Уже в начале 90х годов в разных
регионах России появился целый ряд фольклорных студий и студий
декоративноприкладного искусства, домов народных ремёсел, в которых
проводилась большая работа с детьми и подростками по изучению и
сохранению фольклора, традиций народной культуры, аккумулирующей в
себе многовековой опыт жизни народа, стереотипы поведения и воспитания,
нормы морали, то есть этнокультуры.
Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина
«этническая культура». Он получил широкое распространение в конце
применяясь вместо терминов «фольклор»,
«народная
ХХвека,
культура»,«традиционная культура» и «культура этноса». Понятия эти
близки, но неидентичны. Народная культура вбирает в себя традиционный и
современныйпласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия
этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Т. Г.
Грушевицкая[17], А. П. Садохин[17]).
Исследуя проблему этнокультуры, А. Б. Афанасьева определяет её
и
традиционных
отношений
как«совокупность
ценностей,
социальной
особенностей,воплощенных в материальной,
жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в
духовной,
историческойсоциодинамике и постоянно обогащающих этнической
спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [7, с. 14].
Этнокультура, по мнению автора, является содержательной основой
этнокультурного образования.
Понятия «этнокультурное образование»,
«этнохудожественное
образование» появилось в российской педагогике сравнительно недавно. В
2002 г. они были закреплены в государственной Концепции художественного
образования в РФ. В нейзаложена национальная идея: понимание иных
культур и формирование уобучающихся готовности к их пониманиюсредствами национальных видовискусства – одна из главных задач
художественного образования.