«Преподавание уроков ИЗО дистанционно»
Учитель ИЗО МБОУ
«СОШ №3 с углубленным изучением
отдельных предметов им С.А. Погребача»
Панкова В.В.
Опыт использования различных форм дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе у меня небольшой. Сначала прошла обучение по созданию и сопровождению дистанционных курсов на платформе MOODLE.
В условиях бесконтактной коммуникации во время пандемии при подготовке и проведении урока я следовала предложенному управлением образования алгоритму:
1) Определение темы дистанционного урока. Выделение основных учебных элементов.
2) Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль).
3) Выбор оптимальной модели дистанционного урока с учетом уровня ИКТ-компетентностей учащихся.
4) Определение формы урока (вебинар, вебквест, семинар, конференция).
5) Выбор способа доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
6) Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды.
7) Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока. Глосса́рий (лат. glossarium «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
8) Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока.
9) Выбор системы оценивания и формирование шкалы критериев оценивания ответов учеников.
Опыт применения дистанционных курсов при обучении изобразительному искусству показывает, что при наличии всегда доступного информационного ресурса выигрывают и учитель, и ученики. И теперь не только учитель выстраивает процесс обучения с учетом индивидуальности ученика, но и ученик сам может выстроить собственный образовательный маршрут с учетом своих личностных особенностей и предпочтений.
Безусловно, обучение творческому предмету невозможно строить только на теоретическом материале, без практических упражнений и творческих работ. Но возможность систематизировать теоретические основы в форме дистанционного курса позволяет сформировать определенную информационную базу, на которую ученики могут опираться при выполнении практических заданий.
За время работы с дистанционными технологиями были опробованы разные формы их использования. При исключительно дистанционном формате обучения важную роль играет общая подготовленность ученика на данный момент, его природные способности, а также такие личностные качества, как самодисциплина и уверенность в своих силах. С детьми, которые уже достигли в творческих работах определенного качественного уровня, дистанционный формат позволяет столь же успешно осваивать программу обучения, как и при традиционных учебных занятиях. И все-таки желательно совмещать дистанционное обучение с очными консультациями по работам. Сложно, когда удаленное обучение становится единственной возможностью своевременного освоения учебного материала, если ученик по каким-либо причинам в течение длительного времени не может присутствовать на занятиях. Если ученик увлекается компьютерной графикой, можно предложить ему, с учетом его интересов, некоторые из заданий выполнить в графической программе, которой он владеет.
При подготовке дистанционного урока я стремилась к выполнению требований к уроку на платформе РСДО:
№ |
Блоки |
Выполнение |
Процент выполнения |
1 |
Мотивационный блок.
|
Проблема. Постановка цели и задач перед учащимися. Ознакомление с планом урока. |
80-90 |
2 |
Инструктивный блок.
|
Инструкции, рекомендации по каждому элементу урока. |
100 |
3 |
Информационный блок.
|
Видеоурок. (ссылки на библитеку МЭШ) Информационная текстовая часть. Презентация (иинфоурок, профессиональные сайты учителей) Конспект учителя (фото). Учебник. Рабочая тетрадь. |
100 |
4 |
Контрольный блок.
|
Практическая работа. Тест. Викторина. Таблица. Письменные ответы на вопросы. |
100 |
5 |
Коммуникативный и консультативный блоки.
|
Интерактивное взаимодействие учителя с учащимися: 1. Общение по телефону, переписка в социальной сети: в мессенджере WhatsApp |
100 |
В основном все блоки дистанционного урока создавались с помощью различных приемов и методов.
Для разрешения проблемы с построением мотивационного блока урока помогла статья Исаковой Л.В. «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС», размещенную на портале «Социальная сеть работников образования» (nsportal.ru), где описываются различные приемы, есть мастер-классы по предметам.
Смешанный формат обучения является, на мой взгляд, более рациональным и вариативным. Так, например, модель «Перевернутый класс» предполагает изучение детьми теоретического материала дома, при самостоятельной подготовке к занятиям. Каждый ученик работает при этом в своем индивидуальном темпе, затрачивая на изучение и понимание теоретических основ столько времени, сколько требуется лично ему. А на уроке происходит обсуждение материала, разбор сложных для учеников моментов и выполнение творческого задания. Таким образом, на само задание остается больше времени, чем на традиционном уроке, что позволяет добиться более высокого качества рисунка. И, как показывает опыт, большинству детей легче реализовывать практическую часть работы в непосредственном контакте с учителем.
На будущее: если есть возможность использовать в кабинете компьютеры или ноутбуки, можно часть материалов дистанционного курса задействовать на уроке. При создании курса для 7 класса «Изображение фигуры человека и образ человека» я разработала несколько электронных презентаций, пошагово представляющих алгоритм работы над рисунком человеческой фигуры в разных положениях. Есть видео из электронной библиотеки МЭШ. Подобные ресурсы удобно иметь перед глазами во время выполнения работы, сразу же применяя теорию на практике. При этом каждый ученик работает в своем индивидуальном темпе, переходя к следующему этапу работы после завершения предыдущего.
Надо сказать о трудностях. Подготовка одного дистанционного урока с учетом методических рекомендаций, сжатия материала (30 мин. урок), объединения двух тем в один урок (уплотнение программы) и выгрузка урока (выполненные задания присылались в ВКонтакте, в WhatsApp, причем в разное время и в разные дни недели).
Скорость интернета, оплаченного трафика не хватает на месяц.
Современное информационное пространство предоставляет всем обширные и разнообразные возможности доступа к необходимой информации. Место, время и расстояние уже не имеют определяющего значения. Информацию можно получать тогда и там, где это нужно и удобно конкретно вам. И, конечно, эти преимущества современных технологий невозможно не использовать в сфере образования.
Использование дистанционных технологий во всем разнообразии и вариативности форм их применения стало откликом на требования современной образовательной среды и в целом подтвердило свою эффективность при обучении.
Литература
2. Особенности контента дистанционных курсов и организация обучения учащихся начальной школы с применением дистанционных образовательных технологий \ Голомазова Н.П., Соколова Н.Ф. \ Современная педагогика. 2014. № 11 (24).
Материалы для организации дистанционного обучения.
Электронная библиотека МЭШ. Изобразительное искусство
(5–7 классы)
Название урока |
Ссылка на учебные материалы |
Народное художественное творчество |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3273439 |
Солярные знаки восточных славян. Их изображение и обереговое применение |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/176816 |
Разнообразие пластического решения древних образов в народном искусстве |
https://www.youtube.com/watch?v=ccvdsH7wYQk |
Разнообразие пластического решения древних образов в народном искусстве |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/310657 |
Крестьянский дом как памятник архитектуры (обобщающий урок) |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1985077 |
Предметы деревенского труда и быта |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/219727 |
Образ печи в культуре русского народа |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/181673 |
Символика убранства окна крестьянского дома |
https://www.youtube.com/watch?v=NI6K0Uacikk |
Русская народная вышивка |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2872004 |
Символика цвета в народной одежде |
https://www.youtube.com/watch?v=Bz4-MDAwv6M |
Конструкция и декор народного праздничного костюма |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4745033 |
Народный праздник. Масленица |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4729958 |
Народный праздник. Осенины |
https://youtu.be/9fjC9qhq3MQ |
Орнаменты в народном искусстве |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/948389 |
Единство формы и декора в предметах народного быта |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1985077 |
Композиционное единство в изделиях народных промыслов |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/182464 |
Цвет в декоративной композиции. |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2766955 |
Стиль в предметах народных художественных промыслов |
https://www.youtube.com/watch?v=uMjg4-Jsvt0 |
Материал, мотив, линия |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/913920 |
Древние образы в народных игрушках |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2859070 |
Дымковская игрушка |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3615921 |
Филимоновская игрушка |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1765487 |
Матрёшка – образ русской красавицы |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2616460 |
Богородская резная игрушка |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2859070 |
Куклы-обереги |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4768524 |
Волшебный мир хохломы |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2677689 |
Чудесной гжели нежные букеты |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2358368 |
Жостово – вальс цветов |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2677689 |
Городецкая роспись |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1709129 |
Павловопосадские платки |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2766955 |
Русский дух в лаковой миниатюрной живописи. |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3393638 |
Тульский пряник как произведение искусства |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4188351 |
Художественная обработка металла |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3617560 |
Чудо-краски ростовской финифти |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1666596 |
Изобразительное искусство и основы изобразительного языка |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7876/main/267033/ |
Графика |
https://www.youtube.com/watch?v=BVLJVH5B2AQ&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=8 |
Скульптура как вид изобразительного искусства |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7879/main/266950/ |
Живопись |
https://www.net-film.ru/film-55141/ |
Конструктивные и декоративные виды искусства |
https://ok.ru/video/327577702841 |
Графические материалы в изобразительном искусстве |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7876/main/267033/ |
Живописные материалы в изобразительном искусстве |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7876/main/267033/ |
Скульптурные материалы в изобразительном искусстве (обобщающий урок) |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7876/main/267033/ |
Жанры изобразительного искусства. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7891/main/266617/ |
Бытовой жанр в живописи. Изобразительное искусство |
https://www.youtube.com/watch?v=9bAah5Yuhnc |
Исторический жанр в изобразительном искусстве. Изобразительное искусство |
https://www.youtube.com/watch?v=sp5aqF05ygQ |
Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Изобразительное искусство. |
https://www.youtube.com/watch?v=x_7QloKtzZE&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=11 |
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7881/main/266921/ |
Жанр портрета в изобразительном искусстве. Изобразительное искусство |
https://youtu.be/2MFcLLI98nQ |
Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Изобразительное искусство |
https://www.youtube.com/watch?v=JQWL6VtsvZg |
Выразительные средства в живописи |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7891/main/266617/ |
Средства художественной выразительности в графике |
https://www.youtube.com/watch?v=-3rrdY-fpn4&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=9 |
Роль композиции в живописи |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/182464 |
Основы цветоведения |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Основные цвета |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Дополнительные цвета |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Теплые и холодные цвета |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Насыщенность цвета |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Светлота цвета |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Цветовой контраст (обобщающий урок) |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/266977/ |
Рисунок – основа изобразительного искусства |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/267006/ |
Рисунок с натуры |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/267006/ |
Рисунок по представлению |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/267006/ |
Виды натюрморта |
https://www.youtube.com/watch?v=32WPOYls0_g&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=12 |
Строение, форма, пропорции моделей |
https://youtu.be/1Fmr-8xazo0 |
Композиция в натюрморте |
https://www.youtube.com/watch?v=yMppoLXaRN8 |
Цвет в натюрморте |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7884/main/266837/ |
Голландский натюрморт |
https://www.youtube.com/watch?v=Ntff9AkCIng |
Выдающиеся мастера натюрморта в России (обобщающий урок) |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7884/main/266837/ |
Многообразие природных форм. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/main/266889/ |
Геометрические фигуры и тела. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/main/266889/ |
Геометрическое тело – шар. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/266865/ |
Геометрические формы. Куб |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/266865/ |
Геометрическое тело – конус. Симметрия. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/266865/ |
Геометрическое тело – цилиндр. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/266865/ |
Геометрическое тело – призма. Изобразительное искусство |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4064322 |
Композиция из геометрических форм |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/182464 |
Линейная перспектива в пейзаже. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/main/266889/ |
Воздушная перспектива в пейзаже. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7892/main/266681/ |
Элементы пейзажа в живописи. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/266649/ |
Определение характера в пейзаже. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/266649/ |
Пейзаж-настроение в изобразительном искусстве. Изобразительное искусство |
https://www.youtube.com/watch?v=x_7QloKtzZE&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=11 |
Русская пейзажная живопись (И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/266649/ |
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/266649/ |
Графический пейзаж. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2710/main/ |
Понимание смысла деятельности художника. Изобразительное искусство |
https://www.youtube.com/watch?v=8RPxrKwzE8Y&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=6 |
Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7886/main/266777/ |
Портрет в истории искусства |
https://youtu.be/2MFcLLI98nQ |
Графический портрет. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7887/main/267546/ |
Образ человека в портретной живописи русских художников XIX века |
https://www.youtube.com/watch?v=YDf1Qz5a-q4&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=4 |
Живописное решение характера освещения – важнейшее средство выразительности при создании художественного образа |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/266865/ |
Скульптурный портрет. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7886/main/266777/ |
Великие портретисты прошлого. Изобразительное искусство |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7889/main/266713/ |
Особенности русского портрета |
https://www.youtube.com/watch?v=mI09aB4pdoI&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=13 |
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. Изобразительное искусство |
|
Портретное искусство Англии |
https://www.youtube.com/watch?v=vX1Avw8eu5o&list=PLc52kxPJUCY0GuPcQXx1DE_12n44jscaG&index=15 |
Проблема красоты человека в греческой скульптуре периодов классики и эллинизма. Изобразительное искусство |
https://youtu.be/FmAZK58o-_A |
Пропорции и строение фигуры человека. Изобразительное искусство |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/5641455 |
Разнообразие пластического решения фигуры человека с натуры. Изобразительное искусство |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/5641455 |
Сюжет и содержание в картине |
|
Александр Иванов: картина длиною в жизнь |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/5549895 |
Великая Отечественная война в произведениях искусства. Изобразительное искусство |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4218514 |
Место и роль картины в истории Отечества |
https://youtu.be/riLiMPHO1z8 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.