РАБОТА НА ТЕМУ:
ДЕТСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования
Пенза
2023
Содержание
Введение 3
1 Термин «детский хореографический коллектив» 4
2 Цели и задачи детского хореографического коллектива 10
Заключение
13
Список использованных источников 14
Введение
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.
Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодежи.
Современная образовательная практика сегодня предлагает различные инновационные технологии ведения учебной работы, методики диагностики развития участников коллектива, мониторинга качества усвоения знаний.
Актуальность контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами-хореографами важности знания основных целей и задач детского хореографического коллектива.
Объектом исследования является термин «детский хореографический коллектив».
Предмет исследования – цели и задачи детского хореографического коллектива.
Целью работы является изучение термина «детский хореографический коллектив».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть термин «детский хореографический коллектив»;
2. Проанализировать цели и задачи детского хореографического коллектива.
1 Термин «детский хореографический коллектив»
С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.
Детский хореографический коллектив, как своеобразная форма вовлечения несовершеннолетних в организованное творчество, представляет собой группу несовершеннолетних, объединенных искусством танца, который возвышает и обогащает духовные потребности формирующейся личности, ее внутренний мир, нравственно-поведенческую культуру, эстетический вкус, а также тренирует и совершенствует тело.
Вместе с тем нет единого подхода к определению понятия «коллектив», что усложняет единообразное определение понятия «детский хореографический коллектив».
Зачатки целенаправленного вовлечения детей в творческие коллективы зарождались в семье. В городах формировались традиции организованных семейных и общественных праздников, неотъемлемой частью которых являлись различные увеселения, в том числе и танцы. В зажиточных семьях гувернантки учили детей не только читать и писать, но и разучивали с ними популярные песни и танцы, помогали им освоить игру на музыкальных инструментах. Нередко для подготовки к праздникам и балам приглашались специальные учителя. Дети из малоимущих семей имели возможность участвовать в массовых благотворительных мероприятиях, где они также знакомились с популярными мелодиями, играми, песнями, танцами.
В России системная, полномасштабная и целенаправленная работа по созданию условий для занятий художественным творчеством, доступным для всех детей независимо от общественного положения их семей, активизировалась в годы Советской власти.
С 1917 г. начинается процесс широкого приобщения детей к искусству (в том числе и танцевальному). Формируется система школьных, внешкольных, культурно-просветительных учреждений, где зарождаются различные формы работы по эстетическому и художественному воспитанию детей. Начинает развиваться сеть кружков, студий, клубов, ориентированных на работу с детьми в области искусства. Приобщение детей к хореографической культуре идет через овладение различными танцевальными, пластическими, ритмическими, гимнастическими системами.
На становление детской хореографической самодеятельности большое влияние оказал период организации и творческих достижений профессиональных ансамблей народного танца, ансамблей песни и пляски. Это нашло отражение в том, что важное место в формировании разнообразного детского репертуара начало отводиться народному танцевальному творчеству.
Ценный вклад в становление детского танцевального творчества как самостоятельной системы внесли мастера профессионального искусства Т. Устинова, И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Ткаченко, активно формируя эту новую сферу художественной деятельности. В 1936 г. прошел Всесоюзный фестиваль народного танца, который способствовал его широкому распространению в самодеятельных танцевальных коллективах, обогащению их репертуара разнообразными формами и содержанием, взятыми из народного танцевального творчества.
Вторая половина XX столетия связана с новой волной в развитии детской хореографии. Наряду с кружками и студиями в этот период в детском танцевальном творчестве определилась тенденция к образованию более массовых форм: ансамблей песни и пляски, ансамблей народного танца.
Кардинальные изменения в жизни общества в 1980-е гг. неизбежно сказываются на всей системе образования и воспитания. Многие учреждения культуры и искусства, будучи не в состоянии справиться с финансовыми трудностями, полностью или частично прекращают свою деятельность.
В учебных заведениях активно используются клубные организационные формы: кружки, школы, ансамбли. Благодаря этому многие коллективы выживают. Но постепенно классический и народный танцы уступают первенство современным видам хореографии и спортивному бальному танцу.
В связи с изменением места существования начинает дискутироваться вопрос о сути хореографической деятельности. Одни специалисты отстаивали первенство обучающего процесса: воспитание физической культуры, развитие музыкальности, координации движений, формирование исполнительских навыков и эстетических потребностей. Сторонники этой позиции не ориентировались ни на творческий результат, ни на будущую профессиональную деятельность своих воспитанников.
Другие утверждали, что процесс обучения основам танца должен стать базой для творчества детей и коллективы должны вести активную концертную деятельность.
В конце 1990-х гг. сценические и танцевальные площадки заполнили «металлические» ритмы, агрессивность, отчужденность. В детский репертуар проникает стиль шоу. Огромное внимание уделяется не самой хореографии (культуре и разнообразию движений, оригинальности композиционного рисунка), а броским костюмам, эффектности светового оформления. В танцах детей все чаще исчезает игра, естественность общения, разнообразие характеров и образов. Однообразием грешит и музыкальное оформление, нередко низок исполнительский уровень.
Период рубежа XX – XXI вв. обнажил ряд проблем в сфере художественного творчества. Скоростное изменение ценностей, разнообразие информационных источников, «омоложение» участников (началось массовое обучение детей 3–4-летнего возраста) повысило роль руководителей в сохранении стабильности коллективов и решении комплекса воспитательных задач. Современные специалисты детской хореографии поставлены в жесткие рамки конкурентной деятельности. Соответствовать актуальным требованиям может тот, кто владеет не только знаниями обучения танцу, постановки сценической композиции, работы с группами детей разного возраста, но и умеет извлечь уроки из прошлого, сделать их своим достоянием.
История развития детского самодеятельного творчества – это история изменений и накопления художественных ценностей, формирования и развития традиций. Эволюция развития детского танцевального творчества является примером постепенного движения по восходящей. Она связана как с распространением детской хореографической культуры вширь, охватывая своим влиянием все большее количество подрастающего поколения, так и вглубь, неуклонно повышая уровень освоения художественных ценностей.
2 Цели и задачи детского хореографического коллектива
Детский хореографический коллектив является особой средой, предоставляющей самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Каждый коллектив сам создает себе определенные цели и задачи исходя из желаемого итога.
Основная цель детского хореографического коллектива – создание благоприятных условий для формирования ритмических движений и развитию творческих способностей посредством хореографического искусства у детей.
Детский хореографический коллектив относится к самодеятельному художественному творчеству, он предназначен воспитывать участников и зрителей с помощью искусства танца, предоставлять своим участникам широкие возможности для реализации творческих устремлений.
Перед руководителями детских творческих коллективов по-прежнему стоит социально значимая задача всестороннего развития личности их участников. Воспитание средствами хореографии – организованный педагогический процесс, направленный на раскрытие индивидуальных особенностей детей, формирование у них общей, а также музыкальной культуры, развитие способностей к танцевальной деятельности, обеспечивающей творческое становление личности. Все это осуществляется через приобщение участников коллектива к достижениям художественной практики (музыкального и балетного театра, изобразительного искусства, литературы), а также включение их в активную учебно-творческую деятельность.
Одной из педагогических задач является формирование танцевальной культуры участников детского хореографического коллектива.
Воспитание и развитие детей в коллективе осуществляется в процессе хореографической деятельности. Хореографическая деятельность, как и само танцевальное искусство, имеет синтетический характер. Наряду с освоением богатой палитры танцевальных движений участники коллективов знакомятся с системой выразительности музыки, живописи, поэзии. Особенностью хореографической деятельности является ее полиструктурность, так как она реализуется во взаимодействии учебной, постановочной, репетиционной, концертной деятельности. В свою очередь все они должны иметь воспитательный характер.
Обучение детей языку танца – это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией
Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества — личность, развитую всесторонне и гармонично. Это долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье и школе и, конечно, художественное воспитание ребенка.
Приобщать маленького человека к миру прекрасного, научить ребенка отличать подлинное произведение от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогают ему вырасти настоящим человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта всем проявлениям творческого таланта — задача чрезвычайно важная и столь же сложная. Работа с детским танцевальным коллективом – это не частное дело, а общегосударственное, и за воспитание каждого ребенка отвечает не только администрация учреждения, родители, а в первую очередь педагоги, руководители данного коллектива.
Хореографы должны всегда помнить о нашем творческом долге, помогать в сложнейшем процессе формирования прекрасного, всесторонне развитого человека. Выпускники – хореографы педагогического университета, где бы ни работали с детьми – в столице, на селе, – должны помнить, что только от педагога и его преданности избранному делу, его таланта, его изобретательности и знаний зависит успех воспитания.
История искусства уходит корнями в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен, здесь не звучит слово, но его (танец) понимают все народы мира. Выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественной, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем. Балетмейстер — профессия сложная. Балетмейстер, работающий с детьми, — профессия, сложная вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца, кроме воспитательных задач педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих «артистов».
Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их главные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, базирующиеся на несложных танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание должно быть уделено разучиванию фольклорных танцев, а также танцев, основанных на спортивных движениях (танцы с лентами, обручами, мячами). Также следует уделить внимание бальному танцу.
Необходимо вызвать у детей подлинный интерес к урокам, привлечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. В лучших хореографических коллективах дети четко представляют перспективу своей творческой работы, что пробуждает в них целеустремленность и заинтересованность. Очень продуктивна в этом отношении постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей.
Очень важно, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные события жизни волновали ребят. От педагога в первую очередь требуется предельное человеческое внимание к каждому ученику. В детском коллективе должна быть традиция общих праздников: поздравление именинников, 8 Марта, прощание с воспитанниками, окончившими 11 класс и так далее.
Очень трудно, но необходимо воспитывать у детей чувство ответственности, участливого отношения к чужой беде, трудностям. На занятия в класс дети должны входить под марш, сделать круг и остановиться, выстраиваясь у станка. Если педагог впервые проводит урок, нужно представиться, назвав свое имя и отчество. Следующий этап урока – знакомство с журналом, спутником всех последующих занятий. Журнал обязательно должен быть в любом, даже самом маленьком кружке. Проверка детей в начале урока дисциплинирует их, оказывает благотворное психологическое влияние. Ребенок старается не опаздывать, а если опоздал, ему необходимо спросить разрешения у педагога войти в класс (встать к станку). При перекличке дети должны сделать шаг правой ногой. Преподаватель может выявить будущую опору – детей активных, которые могут оказывать на коллектив положительное влияние, а также застенчивых и робких детей, которых надо приободрить и просто расшевелить. И, конечно, выявятся потенциальные озорники, которых нужно впоследствии очень умело, для них самих незаметно, приструнить. Лишь со временем неповторимые детские индивидуальности станут настоящим коллективом. На первом уроке появляются ростки последующих занятий.
Танец неразрывно связан с музыкой. Она определяет его структурную и темпоритмическую основу, дает образно-эмоциональную характеристику движениям, способствует целостному восприятию танцевальной композиции. Музыка формирует разнообразную палитру чувств, настроений, помогает полнее воспринимать окружающий мир.
Формирование музыкальной культуры и музыкального вкуса напрямую связано с процессом восприятия и осмысления музыки. Для более глубокого восприятия музыкального произведения, понимания его художественной целостности, органичности выразительных средств важно дать детям базовые знания по музыкальной грамоте. Они должны иметь представление о темпе, ритме, мелодии, динамических оттенках и т. п. Применяя полученную информацию, ребенок сможет слушать музыку и говорить о ней, используя специальные понятия, характеристики. Знания о выразительных возможностях музыкального произведения, его структурных и жанровых особенностях помогут ребенку услышать ранее не услышанное, что в свою очередь даст импульс эмоциональной и моторной реакции.
Организуя полноценную творческую жизнь своих воспитанников, важно осознавать в ней значение процесса обучения и направлять его на формирование необходимых для танца навыков и умений, которые позволят детям раскрыть свои способности не только в репродуктивной, но и творческой (продуктивной) деятельности.
Заключение
Детский хореографический коллектив – это объединение досугового характера, его работа состоит в реализации поставленных руководителем задач, что осуществляется в условиях свободного времени детей. В детском хореографическом коллективе отсутствует официально закреплённая законом структура между его членами; организуется коллектив на добровольных началах, в основе лежит личное желание воспитанников, хореографическая деятельность привлекает их в качестве хобби.
Детский хореографический коллектив – это организованная группа детей, объединенная общими целями, задачами, отношениями ответственности и зависимости, совместной художественной творческой деятельностью в области хореографического искусства.
Деятельность детского хореографического коллектива представляет собой совместную художественную творческую деятельность; организацию содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профессиональную ориентацию детей с раннего возраста.
Список используемых источников
1. Мелехов А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. Пособие / А. В. Мелехов; Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015 – 128 с.
2. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. ― М.: ВЛАДОС, 2003. ― 256 с.
3. Бриске И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. культуры и искусств. – Изд. 2-е, перераб., доп. – Челябинск, 2013 – 180 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.