Технологическая карта урока русского языка
Слушателя курсов повышения квалификации
по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом»
учителя начальных классов
Косумова Айшат Зайнадиевна
Ф.И.О. н
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок закрепления знаний
-исследование
УМК: Школа России
Тема: Диалог и монолог.
Задач: познакомить с терминами диалог и монолог, формировать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Предметные - учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.
- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)
- Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пиши с буквой У.)
- Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.
III. Самоопределение к деятельности
- Сравните два вида речи.
1) — А где ты был вчера?
- Я ездил в город Грозный.
-А зачем ты туда ездил?
-Чтобы посетить национальный музей имени А-Х. Кадырова
2) Я вчера ездил в город Грозный, чтобы посетить национальный музей имени А.Х.Кадырова.
-Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в перчим варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)
IV Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
-Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.
-На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога?)
Упр. 6 (с. 10-11).
-Прочитайте задание.
-Как называется сказка? («Терем-теремок».)
- Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)
-Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)
-Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)
Кто догадался, для чего используется знак «—»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)
-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
-Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.
-В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.)
Упр. 7 (с. 11).
(Работа в парах: вариант I — Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)
-Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
-Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?
-Из каких частей они состоят и что обозначают?
Упр. 8 (с. 12).
-Прочитайте отрывок из сказки.
-Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)
-К кому обращен монолог? (К птичке.)
-Спишите первое предложение с проговариванием.
2. Словарная работа
-Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)
-Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем букву О.)
-Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».)
-Запишите это слово.
-Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.)
Закачалось деревцо. (Покачаться вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 9 (с. 12).
-Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
-Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
-Что это — диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)
-Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)
-Спишите ее.
VII. Рефлексия
Упр. 10 (с. 13).
-По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)
-По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)
(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)
VIII. Подведение итогов урока
-Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц — это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)
IX.Домашнее задание
Выполнить упр. 11 (с. 14)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.