Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. Основы философии
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01. Основы философии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью ОГСЭ.00. Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Учебная дисциплина «ОГСЭ.01. Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- 11, ПК 1.4, 2.4, 3.4, 3.7, 4.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01.-11 ПК 1.4, 2.4, 3.4, 3.7, 4.3.
|
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
|
- основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
61 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
51 |
лабораторные работы (если предусмотрено) |
- |
практические занятия (если предусмотрено) |
9 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) |
- |
контрольная работа (если предусмотрено) |
- |
самостоятельная работа |
10 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт |
1 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. - ОК 02. ОК 04. - ОК 06. ОК 08. |
1. Роль философии в жизни человека. Смысл слова «философия», специфика философствования. Научность, эстетичность, чувственность, практичность и моральность философии. Философия как реализация полноты жизни человека. Специальные философские дисциплины. |
|||
2. Предмет, методы и функции философии. Рациональность философского знания. Понятийность, логичность, дискурсивность. Иррационализм философского знания. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление брошюры «Краткий терминологический словарь по философии». |
2 |
||
Тема 1. Философия Древней Индии |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 02. ОК 04 - ОК 08. ОК 10. – ОК 11. ПК 4.3. |
1. Древнеиндийская философия. Истоки индийской философии. Общие черты индийской философии. Письменные источники индийской философии. Натурфилософия Древней Индии и космофизическая картина мира. Реинкарнация и карма, Единое и майя, добро и зло, Веды и Упанишады. |
|||
2. Философские школы Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: ньяя/вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Неортодоксальные философские школы: буддизм, джайнизм, локаята (чарвака). |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 2. Философия Древнего Китая |
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 01. - ОК 08. ПК 4.3.
|
1. Древнекитайская философия. Истоки и общая характеристика философии Древнего Китая. Основные понятия китайской философии. Особенности развития философии в Китае. Значение ритуала, «инь» и «ян», диалектика. |
|||
2. Три мудреца Древнего Китая. Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм. Иные направления китайской философии: номинализм, легизм, натурфилософия, буддизм. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 1 «Философские школы Древнего Китая» (заполнение сравнительной таблицы). |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 3. Античная философия
|
Содержание учебного материала |
12 |
ОК 01. - ОК 08. ПК 1.4. ПК 3.7. ПК 4.3.
|
1. 1. 1. Становление философии в Древней Греции. Периодизация античной философии. Миф и осевое время, протонаука, орфизм, первые античные философы. |
|||
2. Ранние древнегреческие философские школы. Милетская школа, италийская школа, атомизм, элейская школа, эфесская школа. Философия софистов. |
|||
3. Философия Сократа. Майовтика, диалектика, этика. |
|||
4. Философия Платона. Идеализм, «идеальное государство», этика. |
|||
5. Философия Аристотеля. Материя и форма, метафизика, законы логики. |
|||
6. Философские школы классического периода философии Древней Греции. Софистика, этический рационализм, объективный идеализм, аристотелизм. Мегарская школа. Элидо-эретрийская школа. Киренаики. Киники. |
|||
7. Эллинистический период философии. Общая характеристика философии эллинизма. Причины появления эллинистической философии, ответы на социальные вызовы эпикурейцев, стоиков, скептиков и киников. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. |
|||
8. Римский период античной философии. Идеи Лукреция, Цицерона, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Секста Эмпирика. |
|||
9. Философские школы Древнего Рима. Общая характеристика философии Древнего Рима. Эпикуреизм в Древнем Риме. Стоицизм в Древнем Риме. Скептицизм в Древнем Риме. Неоплатонизм. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 2 «Философские уроки» (написание краткого философского эссе на одну из тем «Философские уроки Сократа», «Философские уроки Платона», «Философские уроки Аристотеля»). Практическое занятие № 3 «Сократические философские школы» (заполнение сравнительной таблицы). Практическое занятие № 4 «Наследие античной философии» (тестирование). |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 4. Средневековая философия |
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 01.- ОК 02. ОК 04. – ОК 06. ОК 11. ПК 1.4. ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3.
|
1. Европейская средневековая философия. Особенности средневековой философии. Патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский. |
|||
2. Появление мусульманской философии. Возникновение ислама. Общая характеристика мусульманской философии. Синтез религии с идеями Аристотеля, идеи Аль-Фараби и Авиценны, суфизм. Важные школы философии в странах ислама. |
|||
3. Философские школы Средневековья. Реалисты, номиналисты, скептики. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 5. Философия Нового времени (до XIX в.) |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 01. - ОК 09. ПК 1.4. ПК 2.4. ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3.
|
1. Философия эпохи Возрождения. Социально-исторические предпосылки и истоки ренессансной философии. Новое понимание человека. Антропоцентризм. Гуманизм. Пантеизм. Натурфилософия эпохи Возрождения. Взгляды на общество: социальные утопии, макиавеллизм. Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли. |
|||
2. Континентальный рационализм Нового времени. Рационализм. Идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. |
|||
3. Английский эмпиризм Нового времени. Эмпиризм. Идеи Ф Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма. |
|||
4. Философия эпохи Просвещения. Идеи Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо, А. Смита, А. Тюрго. |
|||
5. Теория познания в Новое время. Субъект и объект, гносеология, агностицизм, научное и ненаучное познание. |
|||
6. Гносеология И. Канта. Гносеология, «вещь в себе», этика, мораль, эстетика. Трансцендентальность. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся Созданйма 1.5.ние по теме "софии.еля.ие мультимедийной презентации по теме на выбор: 1) Развитие философской мысли в Новое время. 2) Понимание субъекта и объекта в философии Нового времени. 3) Специфика новоевропейской философии. 4) Философия Р. Декарта. 5) Коперниканский переворот в философии. 6) Основные проблемы теории познания Нового времени. 7) Эмпиризм Нового времени. 8) Рационализм Нового времени. 9) Философия Б. Спинозы. 10) Философия Г. Лейбница. 11) Философия Ф Бэкона. 12) Философия Дж. Локка. 13) Философия Д. Юма. 14) «Вещь в себе» по Канту. 15) Соотношение рационального и чувственного в философии Канта. |
4 |
||
Тема 6. Философия XIX века |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 01. - ОК 06. ОК 10. – ОК 11. ПК 1.4.
|
1. Немецкая классическая философия. Общая характеристика немецкой философии. Философия И. Канта как начало немецкой классической философии. Философия И. Фихте, Ф. Шеллинга. |
|||
2. Диалектика и материализм Нового времени. Законы диалектики Г. Гегеля. Законы диалектики. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса. |
|||
3. Позитивизм и эволюционизм Нового времени. Идеи О. Конта, Г. Спенсера. |
|||
4. Философия жизни, философия власти, философия бессознательного. Философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 7. Философия XX века |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 02. - ОК 06. ПК 3.7. |
1. Экзистенциализм XX в. Общая характеристика экзистенциализма. Идеи М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.П. Сартра, Г. Марселя, К. Ясперса. Категории «страх», «абсурд», «свобода», «гуманизм». |
|||
2. Психоанализ XX в. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Неофрейдизм Карла Юнга и Эриха Фромма. |
|||
3. Неопозитивизм и неотомизм XX в. Идеи Л. Витгенштейна, Б. Рассела, К. Поппера, Этьен Анри Жильсона, Тейяр де Шардена. |
|||
4. Прагматизм, скептицизм, герменевтика XX в. Идеи У. Джеймса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, Ганса Гадамера. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий |
- |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 8. Русская философия |
Содержание учебного материала |
7 |
ОК 01. - ОК 11. ПК 1.4. ПК 2.4. ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3.
|
1. Особенности русской философии. Истоки и особенные черты русской философии. Эволюция русской философии. Идея «Третьего Рима». Краткая характеристика русской философии с IX по XVIII век. |
|||
2. Русская философия XIX в. Спор западников и славянофилов, «общинный социализм» А. И. Герцена, идеи Ф.М. Достоевского. |
|||
3. Оригинальная русская философия. Идеи И.В. Киреевского и В.С. Соловьёва. |
|||
4. Русская религиозная философия. Идеи Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева. |
|||
5. Советская философия. Идеи В.И. Ленина, М.А. Булгакова, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвил. Русский космизм. |
|||
6. Постсоветская философия. Идеи А.А. Зиновьева, А.А. Панарина, А.А. Гусейнова, С.Г. Кара-Мурзы, современная политическая философия. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 5 «Значение русской философии» (семинар). |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспектов источников информации к практическому занятию по теме «Значение русской философии». |
2 |
||
Тема 9. Этапы и закономерности развития философии |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01. - ОК 02. ОК 04. - ОК 05. ОК 08. – ОК 09. ПК 1.4. ПК 4.3.
|
1. Прогресс философии. Этапы и закономерности развития философии. Три круга философии. Маятник философии. Выдающиеся философы человечества. Идеи философов о смысле жизни, о добре и зле, о разуме и вере, о свободе и ответственности. |
|||
В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 6 «Основные этапы и закономерности развития философии» (заполнение технологической карты). |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||
Тема 10. Философия и наука |
Содержание учебного материала |
5 |
ОК 01. - ОК 07. ОК 09. - ОК 11. ОК 07. ПК 1.4. ПК 2.4. ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3.
|
1. Философия и наука. Философия как синтез науки, искусства и религии. Понятие науки. Методы научного познания. Социальные функции науки. Этика науки. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии. |
|||
2. Философская антропология. Проблемы антропогенеза. Биологическое и социальное в природе человека. Смысл и цель жизни. Категории человеческого бытия. Человек во Вселенной. |
|||
В том числе практических занятий Практическое занятие № 7 «Социальная философия» (решение ситуационных задач). Практическое занятие № 8 «Этические проблемы развития науки» (заполнение таблицы). Практическое занятие № 9 «Экологическая философия» (семинар). |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление конспектов источников информации к практическому занятию по теме «Экологическая философия». |
2 |
||
Промежуточная аттестация - Дифференцированный зачёт (Практическое занятие № 10 - тестирование). |
1 |
|
|
Всего |
61 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: рабочие места обучающихся, рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: интерактивный комплекс или компьютер и мультимедийный проектор, экран, лицензионное программное обеспечение.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Горелов, A.A. Основы философии [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 14-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.
3.2.2. Электронные издания
1. Горелов, A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 21-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 256 с. Книга находится в ЭБС «Академия». - Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru (дата обращения: 14.04.2020 г.).
2. Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с.- Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для просмотра следует получить пароль при регистрации. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/A0A93119-5695-47CE-8931-E4E9F12BE729. (дата обращения: 25.01.2020).
3. Ивин, А. А. Основы философии: учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 478 с. — Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для просмотра следует получить пароль при регистрации. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/89AD78FC-5E94-4E36-9684-4ABE1DD93B28 (дата обращения: 25.01.2020).
4. Философия в интернете: философские сайты, порталы, статьи и ссылки Режим доступа: http://www.nauki-online.ru/filosofija - (дата обращения 14.01.2020).
5. Электронная библиотека философа. — Режим доступа: www.gumer.info›bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php (дата обращения 14.01.2020).
6. Электронная библиотека по философии. Режим доступа: http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 (дата обращения 14.01.2020).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира - условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
- определяет основные категории и понятия философии; - характеризует роль философии в жизни человека и общества; - знает сущность процесса познания; - знает концепции онтологии и гносеологии; - знает особенности формирования гармонично развитой и социально ответственной личности; - знает социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
Устный опрос. Тестирование.
|
Уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
|
- ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - анализирует ключевые философские проблемы и разделы (онтология, гносеология, аксиология и т.д.). |
Оценка выполнения практических заданий (работ). Защита презентации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.