2020 Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Оценка 4.8

2020 Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Оценка 4.8
doc
22.09.2020
2020 Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2020 РП ОГСЭ 01. Осн. фил. - 44.02.02 Преподавание в начальных классах.doc

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                        стр.

 

1.                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                      3                                                                        

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ             4                                                                                              

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                      10

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                   11               

        

 

 


1.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01. Основы философии»

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

         Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью ОГСЭ.00. Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

         Учебная дисциплина «ОГСЭ.01. Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- 11, ПК 1.4, 2.4, 3.4, 3.7, 4.3.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.-11

ПК 1.4, 2.4, 3.4, 3.7, 4.3.

 

 

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

-      основные категории и понятия философии;

-      роль философии в жизни человека и общества;

-      основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

-      основы научной, философской и религиозной картин мира;

-      условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-      социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

 61

в том числе:

теоретическое обучение

51

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

9

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа (если предусмотрено)

-

самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

1

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

                         

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

ОК 01. - ОК 02.

ОК 04. - ОК 06.

ОК 08.

1. Роль философии в жизни человека. Смысл слова «философия», специфика философствования. Научность, эстетичность, чувственность, практичность и моральность философии. Философия как реализация полноты жизни человека. Специальные философские дисциплины.

2.   Предмет, методы и функции философии. Рациональность философского знания. Понятийность, логичность, дискурсивность.   Иррационализм философского знания.

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление брошюры «Краткий терминологический словарь по философии».

2

Тема 1. Философия Древней Индии

Содержание учебного материала

2

ОК 02.

ОК 04 - ОК 08.

ОК 10. – ОК 11.

ПК 4.3.

1. Древнеиндийская философия. Истоки индийской философии. Общие черты индийской философии. Письменные источники индийской философии. Натурфилософия Древней Индии и космофизическая картина мира. Реинкарнация и карма, Единое и майя, добро и зло, Веды и Упанишады.

2. Философские школы Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: ньяя/вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Неортодоксальные философские школы: буддизм, джайнизм, локаята (чарвака).

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2. Философия Древнего Китая

Содержание учебного материала

3

ОК 01. - ОК 08.

ПК 4.3.

 

1. Древнекитайская философия. Истоки и общая характеристика философии Древнего Китая. Основные понятия китайской философии. Особенности развития философии в Китае. Значение ритуала, «инь» и «ян», диалектика.

2. Три мудреца Древнего Китая. Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм. Иные направления китайской философии: номинализм, легизм, натурфилософия, буддизм.

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1 «Философские школы Древнего Китая» (заполнение сравнительной таблицы).

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3. Античная философия

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

12

ОК 01. - ОК 08.

ПК 1.4.

ПК 3.7.

ПК 4.3.

 

 

1.    1. 1. Становление философии в Древней Греции. Периодизация античной философии.

Миф и осевое время, протонаука, орфизм, первые античные философы.

2. Ранние древнегреческие философские школы. Милетская школа, италийская школа, атомизм, элейская школа, эфесская школа. Философия софистов.

3. Философия Сократа. Майовтика, диалектика, этика.

4. Философия Платона. Идеализм, «идеальное государство», этика.

5. Философия Аристотеля. Материя и форма, метафизика, законы логики.

6. Философские школы классического периода  философии Древней Греции. Софистика, этический рационализм, объективный идеализм, аристотелизм. Мегарская школа. Элидо-эретрийская школа. Киренаики. Киники.

7. Эллинистический период философии. Общая характеристика философии эллинизма. Причины появления эллинистической философии, ответы на социальные вызовы эпикурейцев, стоиков, скептиков и киников. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм.

8. Римский период античной философии. Идеи Лукреция, Цицерона, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Секста Эмпирика.

9. Философские школы Древнего Рима. Общая характеристика философии Древнего Рима. Эпикуреизм в Древнем Риме. Стоицизм в Древнем Риме. Скептицизм в Древнем Риме. Неоплатонизм.

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 2 «Философские уроки» (написание краткого философского эссе на одну из тем «Философские уроки Сократа», «Философские уроки Платона», «Философские уроки Аристотеля»).

Практическое занятие № 3 «Сократические философские школы» (заполнение сравнительной таблицы).

Практическое занятие № 4 «Наследие античной философии» (тестирование).

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4. Средневековая философия

Содержание учебного материала

3

ОК 01.- ОК 02.

ОК 04. – ОК 06.

ОК 11.

ПК 1.4.

ПК 3.4.

ПК 3.7.

ПК 4.3.

 

1. Европейская средневековая философия. Особенности средневековой философии.

Патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский.

2. Появление мусульманской философии. Возникновение ислама. Общая характеристика мусульманской философии. Синтез религии с идеями Аристотеля, идеи Аль-Фараби и Авиценны, суфизм. Важные школы философии в странах ислама.

3. Философские школы Средневековья. Реалисты, номиналисты, скептики.

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5. Философия Нового времени

(до XIX в.)

Содержание учебного материала

6

ОК 01. - ОК 09.

ПК 1.4.

ПК 2.4.

ПК 3.4.

ПК 3.7.

ПК 4.3.

 

 

1. Философия эпохи Возрождения. Социально-исторические предпосылки и истоки ренессансной философии. Новое понимание человека. Антропоцентризм. Гуманизм. Пантеизм. Натурфилософия эпохи Возрождения. Взгляды на общество: социальные утопии, макиавеллизм. Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли.

2. Континентальный рационализм Нового времени. Рационализм. Идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

3. Английский эмпиризм Нового времени. Эмпиризм. Идеи Ф Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма.

4. Философия эпохи Просвещения. Идеи Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо, А. Смита, А. Тюрго.

5. Теория познания в Новое время. Субъект и объект, гносеология, агностицизм, научное и ненаучное познание.

6. Гносеология И. Канта. Гносеология, «вещь в себе», этика, мораль, эстетика. Трансцендентальность.

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

Созданйма 1.5.ние по теме "софии.еля.ие мультимедийной презентации по теме на выбор:   

1)     Развитие философской мысли в Новое время.

2)     Понимание субъекта и объекта в философии Нового времени.

3)     Специфика новоевропейской философии.

4)     Философия Р. Декарта.

5)     Коперниканский переворот в философии.

6)     Основные проблемы теории познания Нового времени.

7)     Эмпиризм Нового времени.

8)     Рационализм Нового времени.

9)     Философия Б. Спинозы.

10)  Философия Г. Лейбница.

11)  Философия Ф Бэкона.

12)  Философия Дж. Локка.

13)  Философия Д. Юма.

14)  «Вещь в себе» по Канту.

15)  Соотношение рационального и чувственного в философии  Канта.

4

Тема 6. Философия XIX века

Содержание учебного материала

4

ОК 01. - ОК 06.

ОК 10. – ОК 11.

ПК 1.4.

 

1. Немецкая классическая философия. Общая характеристика немецкой философии. Философия И. Канта как начало немецкой классической философии. Философия И. Фихте, Ф. Шеллинга.

2. Диалектика и материализм Нового времени. Законы диалектики Г. Гегеля. Законы диалектики. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса.

3. Позитивизм и эволюционизм Нового времени. Идеи О. Конта, Г. Спенсера.

4. Философия жизни, философия власти, философия бессознательного. Философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана.

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 7. Философия XX века

Содержание учебного материала

4

ОК 02. - ОК 06.

ПК 3.7.

1. Экзистенциализм XX в. Общая характеристика экзистенциализма. Идеи М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.П. Сартра, Г. Марселя, К. Ясперса. Категории «страх», «абсурд», «свобода», «гуманизм».

2. Психоанализ XX в. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Неофрейдизм Карла Юнга и Эриха Фромма.

3. Неопозитивизм и неотомизм XX в. Идеи Л. Витгенштейна, Б. Рассела, К. Поппера, Этьен Анри Жильсона, Тейяр де Шардена.

4. Прагматизм, скептицизм, герменевтика XX в. Идеи У. Джеймса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, Ганса Гадамера.

В том числе практических и лабораторных занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 8. Русская философия

Содержание учебного материала

7

ОК 01. - ОК 11.

ПК 1.4.

ПК 2.4.

ПК 3.4.

ПК 3.7.

ПК 4.3.

 

 

 

1. Особенности русской философии. Истоки и особенные черты русской философии. Эволюция русской философии. Идея «Третьего Рима». Краткая характеристика русской философии с IX по XVIII век.

2. Русская философия XIX в. Спор западников и славянофилов, «общинный социализм» А. И. Герцена, идеи Ф.М. Достоевского.

3. Оригинальная русская философия. Идеи И.В. Киреевского и В.С. Соловьёва.

4. Русская религиозная философия. Идеи Л.Н. Толстого,  Н.А. Бердяева.

5. Советская философия. Идеи В.И. Ленина, М.А. Булгакова, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвил. Русский космизм.

6. Постсоветская философия. Идеи А.А. Зиновьева, А.А. Панарина, А.А. Гусейнова,  С.Г. Кара-Мурзы, современная политическая философия.

В том числе практических и лабораторных занятий

 Практическое занятие № 5 «Значение русской философии» (семинар).

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспектов источников информации к практическому занятию по теме «Значение русской философии».

2

Тема 9. Этапы и закономерности развития философии

Содержание учебного материала

2

ОК 01. - ОК 02.

ОК 04. - ОК 05.

ОК 08. – ОК 09.

ПК 1.4.

ПК 4.3.

 

1. Прогресс философии. Этапы и закономерности развития философии. Три круга философии. Маятник философии. Выдающиеся философы человечества. Идеи философов о смысле жизни, о добре и зле, о разуме и вере, о свободе и ответственности.

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 6 «Основные этапы и закономерности развития философии» (заполнение технологической карты).

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 10. Философия и наука

Содержание учебного материала

5

ОК 01. - ОК 07.

ОК 09. - ОК 11.

ОК 07.

ПК 1.4.

ПК 2.4.

ПК 3.4.

ПК 3.7.

ПК 4.3.

 

 

1. Философия и наука. Философия как синтез науки, искусства и религии. Понятие науки. Методы научного познания. Социальные функции науки. Этика науки. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии.

2. Философская антропология. Проблемы антропогенеза. Биологическое и социальное в природе человека. Смысл и цель жизни. Категории человеческого бытия. Человек во Вселенной.

В том числе практических занятий

Практическое занятие № 7 «Социальная философия» (решение ситуационных задач).

Практическое занятие № 8 «Этические проблемы развития науки» (заполнение таблицы).

Практическое занятие № 9 «Экологическая философия» (семинар).

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление конспектов источников информации к практическому занятию по теме «Экологическая философия».

2

Промежуточная аттестация - Дифференцированный зачёт (Практическое занятие № 10 - тестирование).

1

 

Всего

61

 


 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: рабочие места обучающихся, рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: интерактивный комплекс или компьютер и мультимедийный проектор, экран, лицензионное программное обеспечение.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

 

3.2.1. Печатные издания

1. Горелов, A.A. Основы философии [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 14-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.

 

3.2.2. Электронные издания

1. Горелов, A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 21-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 256 с. Книга находится в ЭБС «Академия». - Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru (дата обращения: 14.04.2020 г.).

2. Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с.- Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для просмотра следует получить пароль при регистрации. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/A0A93119-5695-47CE-8931-E4E9F12BE729. (дата обращения: 25.01.2020).

3. Ивин, А. А. Основы философии: учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 478 с. — Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для просмотра следует получить пароль при регистрации. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/89AD78FC-5E94-4E36-9684-4ABE1DD93B28 (дата обращения: 25.01.2020).

4. Философия в интернете: философские сайты, порталы, статьи и ссылки Режим доступа:  http://www.nauki-online.ru/filosofija - (дата обращения 14.01.2020).

5. Электронная библиотека философа. — Режим доступа: www.gumer.info›bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php (дата обращения 14.01.2020).

6. Электронная библиотека по философии. Режим доступа:  http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 (дата обращения 14.01.2020).   

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы

оценки

Знать:

- основные категории и понятия философии;

-  роль философии в жизни человека и общества;

-  основы философского учения о бытии;

-  сущность процесса познания;

-  основы научной, философской и религиозной картин мира

-  условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

-  определяет основные категории и понятия философии;

-  характеризует роль философии в жизни человека и общества;

-  знает сущность процесса познания;

-  знает концепции онтологии и гносеологии;

-   знает особенности формирования гармонично развитой и социально ответственной личности;

-  знает социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

Устный опрос.

Тестирование.

 

Уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

-   ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-   анализирует ключевые философские проблемы и разделы (онтология, гносеология, аксиология и т.д.).

Оценка выполнения практических заданий (работ).

Защита презентации.

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3. 1

ПК 3.4. ПК 3.7. ПК 4.3. 1

Вещь в себе» по Канту. 2)

Вещь в себе» по Канту. 2)

Советская философия. Идеи В.И

Советская философия. Идеи В.И

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020