Раздел долгосрочного плана: «Элементы комбинаторики и теории множеств». |
Школа:. |
||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||||
Класс:9. |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||
Номер урока: |
|
|
|||||
Тема урока: |
«Решение задач. Использование правила произведения и суммы в задачах с размещениями, перестановками и сочетаниями» |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.4.2.1 знать и применять основные правила комбинаторики (правило суммы и произведения); 9.4.2.3 решать комбинаторные задачи с использованием перестановок, сочетаний, размещений без повторений. |
||||||
Цели урока |
Учащийся будет: ü распознавать контексты для применения перестановок, сочетаний или размещений; ü распознавать контексты для применения правила произведения и/или правила суммы; ü решать комбинаторные задачи с использованием перестановок, сочетаний, размещений. |
||||||
Критерии оценивания |
Учащийся достиг цели обучения, если объясняет использование перестановок, сочетаний или размещенийдля решения задачи; объясняет использование правила произведения и/или правила суммы для решения задачи; решает задачи с использованием перестановок, сочетаний, размещений. |
||||||
Языковые цели
|
Учащиеся будут проводить рассуждения с применением терминологии.
Лексика и терминология, специфичная для предмета: ü перестановки, размещения, сочетания; ü правило произведения; ü правило суммы; ü несовместные события.
Полезные выражения для диалогов и письма: ü «порядок важен/ не важен»; ü «число сочетаний/ размещений из … по …». |
||||||
Привитие ценностей |
Привитие ценностей будет осуществляться через индивидуальную и совместную деятельность учащихся, коллективное обучение и работу в команде, соблюдение академической честности. |
||||||
Межпредметные связи |
Статистика, теория игр, генетика |
||||||
Навыки использования ИКТ |
|
||||||
Предварительные знания |
Формулы перестановок, сочетаний, размещений. Правило произведения в комбинаторных задачах. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||
Начало урока |
Постановка целей урока и критериев оценивания достижения целей (2 мин). |
|
|||||
|
Учитель |
Ученики |
|
||||
Середина урока |
1. Вводные задачи «Правило произведения» (5 мин). 1) Сколькими разными способами можно заказать напиток в кафе, где есть 8 видов сока и 5 видов минеральной воды?
2) На книжной полке стоит 3 учебника по математике, 4 детектива, 2 задачника по физике, 3 фантастических романа, 2 сборника стихов и справочник по химии. Сколькими разными способами можно выбрать почитать художественную книгу?
3) В гардеробе у девятиклассника имеется 3 пуловера (чёрный, коричневый, серый) и 4рубашки (белая, синяя, голубая, в полоску). Сколько разных комплектов можно из них составить?
Решение 1) Напиток – это или сок, или минеральная вода. Сок можно выбрать 8 разными способами, минеральную воду – 5, причем способы выбора несовместны. Тогда по правилу суммы напиток можно выбрать 8+5=13 способами. 2) Художественная книга – это или детектив, или роман, или сборник стихов. Детектив можно выбрать 4 разными способами, роман – тремя, сборник стихов – двумя. Способы выбора несовместны, так как книг смешанного жанра нет. Тогда, применяя правило суммы, получаем, что художественную книгу можно выбрать 4+3+2 = 9 способами. 3) Пуловер можно выбрать
тремя разными способами. Для каждого из них рубашку можно выбрать 4
способами. Тогда по правилу произведения весь комплектможно выбрать
Учитель обходит класс, наблюдает, задает наводящие вопросы, помогает учащимся с низким уровнем достижения целей обучения. После обсуждения в парах учитель может попросить учащихся обосновать в классе решение задачи. Учительакцентирует внимание учащихся на том, что правило суммы применяется в случае, если события несовместны, а также следит за правильностью речи учащихся.
2.Самостоятельная работа по теме «Комбинаторные задачи» (10 + 5 мин). 2.1 Решение самостоятельной работы (10 мин). Самостоятельная работа поможет учащимся акцентировать внимание на двух пунктах: ü объединение нескольких элементов в один объект и дальнейшее решение задачи с учетом этого действия; ü применение правила произведения в комбинаторных задачах. 2.2Взаимооценивание или самооценивание работы учащимися (5 мин). Учитель соберет листы с решениями и схемой оценивания для того, чтобы посмотреть, кто из учащихся справляется с заданиями, кто из них допускает ошибки и какого рода эти ошибки.
3. Решение задач, связанных с использованием перестановок, сочетаний, размещений и правил произведения и/или суммы. 3.1(5 + 5 мин) Разбор решения задачи. Задача, решение и вопросы могут быть помещены на листах либо на доске. Дана задача и ее решение. На каждом борту лодки должно сидеть по четыре человека. Сколькими способами можно выбрать команду для этой лодки, если есть 31 кандидат, причём десять человек хотят сидеть на левом борту лодки, двенадцать – на правом, а девяти безразлично где сидеть? Решение. Обсудите в парах и объясните приведенное решение.
ü Объясните, почему в записи сочетаний появились числа 17, 18, 19, 20, а затем 15, 16, хотя в условии задачи они не упоминались? ü Объясните появление множителей 10, 9, 12 в решении задачи. ü При решении задачи применялось правило произведения и правило суммы. Объясните, почему нужно было применить каждое из этих правил. Учитель следит не только за математической правильностью ответов, но и за правильностью и полнотой ответов со стороны русского языка. 3.2Решение задач(в зависимости от уровня класса достаточно предложить оду из этих задач, 8 мин). 1) В классе, в котором учатся Петя и Тимур – 31 человек. Сколькими способами можно выбрать из класса футбольную команду (11 человек) так, чтобы Петя и Тимур не входили в команду одновременно? 2) Сколько существует пятизначных чисел, получаемых из числа 12345 перестановкой цифр и у которых чётные цифры не стоят рядом?
Решение. 1)Первый способ. Разберите три случая: в команду входит только Петя; в команду входит только Ваня; оба они в команду не входят. Второй способ. Сколько вариантов нас не устраивают?
2) Чисел, которые можно получить перестановкой пяти цифр, всего 5! = 120. Найдём количество чисел, где 2 и 4 стоят рядом: зафиксируем 2 и 4 как один объект, тогда «плохих» чисел 4·2·6 = 48, а нужных нам 120 – 48 = 72.
Учащиеся могут решать задачи самостоятельно, но можно оказать им помощь следующим образом: развешайте решения задач на доске в двух-трех местах, это позволит учащимся не мешать друг другу. Пусть учащиеся подходят к листкам с решениями без тетрадок и ручек. В этом случае они вынуждены будут разбираться в решениях задач, а не переписывать их. |
Обсуждают в парах и записывают решения.
Устно обосновывают решения.
Учащиеся приводят обоснования своих ответов.
Учащиеся решают индивидуально.
Дескрипторы к задачам записаны так, что представляют собой объяснение их решения. Учащимся несложно будет провести оценивание.
Учащиеся в парах обсуждают условие и решение задачи, стараясь отвечать на поставленные вопросы (5 мин).
Учащиеся отвечают на вопросы.
|
https://infourok.ru/kombinatorika-pravila-summi-i-proizvedeniya-reshenie-zadach-661473.html
Приложение 1_Условия задач
Приложение 2_Самостоятельная работа_1 вариант
Приложение 3_Самостоятельная работа_2 вариант
Приложение 1_Условия задач
http://problems.ru/view_problem_details_new.php?id=30747
http://problems.ru/view_problem_details_new.php?id=30698
http://problems.ru/view_problem_details_new.php?id=35748
Приложение 4_ Условия и решения задач
|
||||
Конец урока |
Итог урока (2 мин). Попросить учащихся назватьключевые пункты урока: ü объединение нескольких элементов в один объект и дальнейшее решение задачи с учетом этого действия; ü применение правила произведения в комбинаторных задачах; ü применение правила суммы в комбинаторных задачах.
Домашнее задание: №1366, 1376, 13.79 |
Ю. Н. Макарычев и др. Алгебра. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2010. –447 стр. |
|||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||
Дифференциация будет выражена в качестве ответов учащихся на поставленные вопросы как со стороны математики, так и со стороны языка, в качестве и скорости решения задач. |
Учитель сможет провести оценивание во время наблюдения, слушания ответов учащихся, решения задач, просмотра письменных решений учащихся. |
|
|||||
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.