Технологическая карта к уроку
русского языка в 3 классе по теме:
«Слова с безударными гласными
в корне слова. Секреты воды и круговорот её в природе.»
Тип урока: открытие нового знания
(интегрированный= русск.яз.+окр.мир+ лит. чтение)
Разработала: Донцова Н.Г.
Тема урока |
Слова с безударными гласными в корне слова (ПРАВИЛО 2). Состояния воды и круговорот её в природе |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний (ОНЗ) |
|
Цель |
Систематизировать знания о правописании слов с безударной гласной в корне слова ; о способах проверки безударной гласной в корне слова изученных частей речи (правило 2). Повторить алгоритм нахождения орфограммы – безударной гласной в корне слова. Закрепить умение подбирать проверочные слова. Развивать информационные компетенции, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Прививать интерес и любовь к русскому слову, воспитывать потребность бережного отношения к водным природным ресурсам. Вырабатывать привычку сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
|
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
· формировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; · подбирать родственные проверочные слова к словам с безударными гласными; · расширить словарный запас учащихся; · познакомить с разными состояниями воды и понятием «круговорот» воды в природе; · развитие самоконтроля за своей речью |
Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: ü освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; ü планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; ü формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: ü освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
ü формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.;
ü формирование знаний почему и как надо охранять и беречь природу;
ü расширять читательский интерес
Коммуникативные: ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; ü принимать на себя ответственность за результат своих действий; ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
|
Основные понятия |
Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст, три состояния воды, круговорот
|
|
Межпредметные связи |
Русский язык – окружающий мир – литературное чтение |
|
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»(ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Карточки с творческим заданием. Карточки «Рефлексия урока» и «Гора успеха» |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
|
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые универсальные учебные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 2 )
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Мы отправляемся в путешествие в Страну «Умников и Умниц».
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
1) Знакомство с «Картой путешествий» (слайд 3).
2) Девиз. Учёба и труд рядом идут. (деформированное предложение) – (слайд 4: подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи).
3) -Давайте соберём в «Рюкзак» (слайд 5) свои знания (игра «Я - начну, а ТЫ - продолжай»; повторение о частях речи и о составе слова).
( слайд 6) - Прочитайте слова.
- Почему возникло затруднение? (В безударном слоге – слабая позиция)
- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)
(- Вчера мы вспомнили 1 правило проверки безударной гласной в корне слова: ИЗМЕНЯЛИ ФОРМУ СЛОВА.)
4) Минутка чистописания: «Безударных гласных пять,
Тех, что надо проверять,
Мы запомнили, друзья,
Это – А,О,И,Е,Я.
(письмо соединений букв: оаиея, ояеаи, ияеоа, оеяиа, еояиа (слайд 7).
III. Постановка учебной задачи
|
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
2) Индивидуальная работа: (слайд 8)
1) Запишите слова столбиком,
2) поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой,
3) разберите их по составу
4) запишите через чёрточку проверочное слово к безударной гласной
- В написании какого слова возникло затруднение.
- Почему возникло затруднение? (Потому что гласная в слабой позиции находится в приставке и в суффиксе.)
- Отправляемся к Мудрой Сове для проверки нашей работы (она вручает медальки за правильную работу- слайд 9)
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
I. (слайд 10)
- Какую цель ставим? (Узнать, где находится орфограмма в слове, как ее проверить)
-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму. )
2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.
3. Поупражняться в написании таких слов.)
( Завяжем узелок : - Если безударный гласный находится в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс)
V. Реализация построенного проекта |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Работают в соответствии с составленным планом |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- коллективное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
1. Учитель: - В течение урока мы будем отвечать на вопросы: Что? Где? Как? Чем?
(Слайд 11) Безударные гласные в корне слова
(- Давайте подберём родственные слова для проверки и определим какой частью речи они являются)
Пробежал – бег, пробежка, забег;
Звезда – звёздочка, звёздный, созвездие;
Полевой – поле, полюшко, прополка.
2. (Слайд 11) Алгоритм
( - Теперь мы можем ответить на вопросы: «Что? Где? как? Чем? – надо проверять»
- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.
1. Читаю слово.
2. Определяю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочное слово разных частей речи (сущ., прил., глагол)
6. Пишу гласную.
- Сравним наш алгоритм с правилом на странице 104 ( 2 часть правила)
- Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный) (слайд 12)
3. (слайд 13-16)
-Прочитать, устно подобрать однокоренные проверочные слова).
4. (слайд 17) Самостоятельная работа «Сделай правильный выбор»
(списать, вставить пропущенную букву)
Физкультминутка «Рыбки в море»
5. (Слайд 15) Творческая работа… (Отгадать загадки; записать отгадки, преобразовав их по заданию учителя) – с одной стороны на картинках-рыбках записаны транскрипции слов, а с обратной стороны – образованные слова для самопроверки)
а)Без крыльев летят,
Без ног бежат,
Без паруса плывут. ( аблака ) – (перевернуть картинку для проверки – облака)
б)Утром падает всегда
Ни дождинка, ни звезда.
И сверкает на листах,
На опушках и лугах. ( раса ) –(записать очень маленькую – росинка)
в)Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и расстаяла
На моей ладошке. ( с н и ж ы н к а ) – ( записать что делает? – летит)
г) Что это за садовники,
Что поливают вишни и крыжовники,
Поливают сливы и цветы,
Моют травы и кусты. ( д а ш д и ) – (как сказать: какой день? – дождливый)
д)Голубая коса
На земле лежит,
Никогда не отдыхает,
А всю жизнь бежит. ( р и к а ) - ( что делает? - течёт)
е)Что за лужи без конца и края,
Не страшна им стужа злая.
В солёных лужах ходят корабли
И далеко им до земли. ( м а р а) – ( какой? - морской)
- Что скажете? (Мы записали слова с безударными гласными)
- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.
- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)
- Проверяем.
7) ЗАГАДКА
- Отгадайте и вы узнаете, о чём мы сегодня ещё будем говорить.
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.» ( ВОДА)
- И все эти слова связаны со словом ВОДА (СЛАЙД 20) (нарисуем «Словесный цветок»).
III. Учитель:
– Ой, а вот на полянке нас встречает заяц Коська. Он хочет рассказать вам, как узнал о чудесных превращениях воды, о том, как она путешествует в природе и почему она не заканчивается в природе.
-Смотрите внимательно, чтобы и вы смогли увидеть их. (слайд 21 – МУЛЬТФИЛЬМ «Коська и Родничок»)
IV. Три состояния воды и круговорот воды в природе (слайд 22, 23).
- А сегодня вы ещё узнаете о том, что есть вопросы, которые требуют доказательства.
1. – Сколько состояний может быть у воды? (слайд 24)
2. Чтение стихотворения Андрея Усачёва «Откуда берётся вода?» (слайд 25)
- Как называется беспрерывный процесс движения воды? КРУГОВОРОТ.
(СИНОНИМЫ: круговращение, водоворот, кругооборот).
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний |
Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
1) Выполнить в рабочей тетради «Окружающий мир» на стр. 15, задание №4 (слайд 26)
2) Проверка в парах
Включение в систему знаний |
Организует выполнение творческого задания |
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. |
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Работа в группе
1. Словарная работа (слайд 27)
Проверка написания безударной гласной в слове и составление предложений осуществляется по группам.
ОКЕАН – ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО (надо проверять по словарю)
2. Записать предложение и объяснить :
ЗАКРЫВАЙ ПОКРЕПЧЕ КРАН, ЧТОБ НЕ ВЫТЕК ОКЕАН! (бережное отношение)
3. Записать предложения ( слайд 28).
4. (Слайд 29)
Образец опыта для проведения в домашних условиях.
5. (Слайд 30)
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Подберите устно слово на эту орфограмму?
VI. Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
(слайд 31) Рефлексия
- Ребята, ваше путешествие закончилось. Вы дружно поработали. Тётушка Сова очень довольна. Вы преодолели все преграды. Если кто-то из вас затруднялся, то не стоит огорчаться. Мы ещё продолжим работу по этой теме.
Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии («Гора успеха»)
Задание на дом: (слайд 32)
1. Подобрать и записать 10 слов разных частей речи с безударной гласной в корне слова.
2. Провести опыт в домашних условиях.
3.Внеклассное чтение (слайд 33)
1. - Продолжаем знакомство с произведениями Л.Н.Толстого
(выставка книг).
2. Прослушать сказку Н.А.Рыжовой «Жила-была Река» ( во внеурочное время с воспитателем)
- Спасибо за работу на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.