3 класс "Безударные гласные в корне слова"
Оценка 4.8

3 класс "Безударные гласные в корне слова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
08.01.2022
3 класс "Безударные гласные в корне слова"
3класс Интегрированный урок Безударные гласные в корне слова.docx

 Технологическая карта  к уроку

русского языка в 3 классе по теме:

 

 «Слова с безударными гласными

в корне слова. Секреты воды и круговорот её в природе.»

Тип урока: открытие нового знания

(интегрированный= русск.яз.+окр.мир+ лит. чтение)

Разработала: Донцова Н.Г.

 

 

    

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова (ПРАВИЛО 2).

Состояния воды и круговорот её в природе

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Систематизировать знания о правописании слов с безударной гласной в корне слова ; о способах проверки безударной гласной в корне слова изученных частей речи (правило 2).

Повторить алгоритм нахождения орфограммы – безударной гласной в корне слова.

Закрепить умение подбирать проверочные слова.

Развивать информационные компетенции, 

умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Прививать интерес и любовь к русскому слову, воспитывать потребность бережного отношения к водным природным ресурсам.

Вырабатывать привычку сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

 

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

·        формировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

·        подбирать родственные проверочные слова к словам с безударными гласными;

·        расширить словарный запас учащихся;

·        познакомить с разными состояниями воды и понятием «круговорот» воды в природе;

·        развитие самоконтроля за своей речью

Личностные:

·        осознание алгоритма учебного действия;

·        способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

ü освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

ü планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

ü формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

ü освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

 

ü формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.;

 

ü формирование знаний почему и как надо охранять и беречь природу;

 

ü расширять читательский интерес

 

Коммуникативные:

ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

ü принимать на себя ответственность за результат своих действий;

ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст, три состояния воды, круговорот

 

Межпредметные связи

Русский язык – окружающий мир – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

 

Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока» и «Гора успеха»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа,  групповая работа.

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

I.                 Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

(Слайд 2 )

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Мы отправляемся в путешествие в Страну «Умников и Умниц».

II. Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1)    Знакомство с «Картой путешествий» (слайд 3).

2)     Девиз.  Учёба и труд рядом идут. (деформированное предложение) – (слайд 4: подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи).

3)    -Давайте соберём в «Рюкзак» (слайд 5)  свои знания (игра «Я - начну, а ТЫ - продолжай»; повторение о частях речи и о составе слова).

( слайд 6)                       - Прочитайте слова.

     - Почему возникло затруднение? (В безударном  слоге – слабая позиция)

      - В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

   (- Вчера мы вспомнили 1 правило проверки безударной гласной в корне слова:  ИЗМЕНЯЛИ ФОРМУ СЛОВА.)

 

4)    Минутка чистописания: «Безударных гласных пять,

                                                Тех, что надо проверять,

                                                 Мы запомнили, друзья,

                                                 Это – А,О,И,Е,Я.

(письмо соединений букв:  оаиея,  ояеаи, ияеоа, оеяиа, еояиа (слайд 7).  

 

 

 

 

III.         Постановка учебной задачи

 

 

 

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

 

 

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

 

2) Индивидуальная работа: (слайд 8)

1)    Запишите слова столбиком,

2)    поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой,

3)    разберите их по составу

4)    запишите через чёрточку проверочное слово к безударной гласной

-  В написании какого слова возникло затруднение.

- Почему возникло затруднение? (Потому что гласная в слабой позиции находится в приставке и в суффиксе.)

- Отправляемся к Мудрой Сове для проверки нашей работы (она вручает медальки за правильную работу- слайд 9)

 

 

 

 

IV.          Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 

I.    (слайд 10)

- Какую цель ставим? (Узнать, где находится  орфограмма в  слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму. )

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Поупражняться в написании таких слов.)

( Завяжем узелок : - Если безударный гласный находится в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс)

 

 

 

V.              Реализация построенного проекта

 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

 

 

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- коллективное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

 

1.     Учитель: - В течение урока мы будем отвечать на вопросы:  Что?  Где?  Как?  Чем?

(Слайд 11)   Безударные гласные в корне слова

(- Давайте подберём родственные слова для проверки и определим какой частью речи они являются)

Пробежал – бег, пробежка, забег;

Звезда – звёздочка, звёздный, созвездие;

Полевой – поле, полюшко, прополка.

 

2.     (Слайд 11) Алгоритм

( - Теперь мы можем ответить на вопросы: «Что? Где? как? Чем? – надо проверять»

 

- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово разных частей речи (сущ., прил., глагол)

    6. Пишу гласную.

- Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 104 ( 2 часть правила)

- Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)  (слайд 12)

 

3.     (слайд 13-16)

-Прочитать,  устно подобрать однокоренные проверочные  слова).

 

 

4.     (слайд 17)   Самостоятельная работа «Сделай правильный выбор»

                                                                    (списать, вставить пропущенную букву)

 

                                                                   Физкультминутка «Рыбки в море»

 

 

 

5.     (Слайд 15)     Творческая  работа…  (Отгадать загадки; записать отгадки, преобразовав их по заданию учителя) – с одной стороны  на картинках-рыбках записаны транскрипции слов, а с обратной стороны – образованные слова для самопроверки)

а)Без крыльев летят,

     Без ног бежат,

     Без паруса плывут.   (   аблака  ) – (перевернуть картинку для проверки – облака)

б)Утром падает всегда

     Ни дождинка, ни звезда.

     И сверкает на листах,

     На опушках и лугах.   (  раса   ) –(записать очень маленькую – росинка)

в)Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и расстаяла

На моей ладошке.    (    с н и ж ы н к а   ) – ( записать что делает? – летит)

       г) Что это за садовники,

Что поливают вишни и крыжовники,

Поливают сливы и цветы,

Моют травы и кусты.   (   д а ш д и   ) – (как сказать: какой день? – дождливый)

      д)Голубая коса

     На земле лежит,

    Никогда не отдыхает,

    А всю жизнь бежит.     (   р и к а   ) -  ( что делает?  -   течёт)

е)Что за лужи без конца и края,

Не страшна им стужа злая.

В солёных лужах ходят корабли

И далеко им до земли.    (  м а р а) – ( какой?  -  морской)

 

- Что скажете? (Мы записали слова с безударными гласными)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

- Проверяем.

    7)     ЗАГАДКА

-  Отгадайте  и вы узнаете, о чём мы сегодня ещё будем говорить.

  «В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает,

    А как наскучит ей летать,

   На землю падает опять.»    ( ВОДА)

 

 - И все эти слова связаны со словом ВОДА (СЛАЙД 20) (нарисуем  «Словесный цветок»).

 

III.            Учитель:

   – Ой, а вот на полянке нас встречает заяц Коська. Он хочет рассказать вам, как узнал о чудесных превращениях воды, о том, как она путешествует в природе и почему она не заканчивается в природе.

 

-Смотрите внимательно, чтобы и вы смогли увидеть их. (слайд 21 – МУЛЬТФИЛЬМ «Коська и Родничок»)

 

IV.           Три состояния воды и круговорот воды в природе (слайд 22, 23).

-         А сегодня вы ещё узнаете о том, что есть вопросы, которые требуют доказательства.  

1.     – Сколько состояний может быть у воды? (слайд 24)

2.     Чтение стихотворения Андрея Усачёва «Откуда берётся вода?» (слайд 25)

- Как называется беспрерывный процесс движения воды?       КРУГОВОРОТ.

      (СИНОНИМЫ:  круговращение, водоворот, кругооборот).

 

 

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний

 

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

1)    Выполнить  в рабочей тетради «Окружающий мир» на стр. 15, задание №4 (слайд 26)

2)    Проверка в парах

 

 

Включение в систему знаний

 

Организует выполнение творческого задания

 

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

Работа в группе

 

1.     Словарная работа  (слайд 27)

 Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

                              ОКЕАН – ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО (надо проверять по словарю)

2.     Записать предложение и объяснить :

ЗАКРЫВАЙ ПОКРЕПЧЕ КРАН, ЧТОБ НЕ ВЫТЕК ОКЕАН!  (бережное отношение)

3.     Записать предложения ( слайд 28).

4.     (Слайд 29)

Образец опыта для проведения в домашних условиях.

     5. (Слайд 30)     

     - С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

 

 

 

 

 

VI.

Рефлексия деятельности

 

 

Организует рефлексию

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

 

 

(слайд 31)  Рефлексия

- Ребята, ваше путешествие закончилось. Вы дружно поработали. Тётушка Сова очень довольна. Вы преодолели все преграды. Если кто-то из вас затруднялся, то не стоит огорчаться. Мы ещё продолжим работу по этой теме.

     Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

        Обсуждение результатов рефлексии («Гора успеха»)

 

Задание на дом: (слайд 32)

1.     Подобрать и записать 10 слов разных частей речи с безударной гласной в корне слова.

2.     Провести опыт в домашних условиях.

 

     3.Внеклассное чтение (слайд 33)

1.     - Продолжаем знакомство с произведениями Л.Н.Толстого

 (выставка книг).

2.      Прослушать сказку Н.А.Рыжовой «Жила-была Река» ( во внеурочное время с воспитателем)

 

 

                                                        - Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова

Тема урока Слова с безударными гласными в корне слова (ПРАВИЛО 2)

Тема урока Слова с безударными гласными в корне слова (ПРАВИЛО 2)

Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Слайд 2 ) - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен

Слайд 2 ) - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен

Мы запомнили, друзья,

Мы запомнили, друзья,

III. Построение проекта выхода из затруднения

III. Построение проекта выхода из затруднения

III. Реализация построенного проекта

III. Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа «Сделай правильный выбор» (списать, вставить пропущенную букву)

Самостоятельная работа «Сделай правильный выбор» (списать, вставить пропущенную букву)

На земле лежит, Никогда не отдыхает,

На земле лежит, Никогда не отдыхает,

III. Три состояния воды и круговорот воды в природе (слайд 22, 23)

III. Три состояния воды и круговорот воды в природе (слайд 22, 23)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

VI. Рефлексия деятельности

VI. Рефлексия деятельности

3 класс "Безударные гласные в корне слова"

3 класс "Безударные гласные в корне слова"