3 класс Путешествие по Курскому краю
Оценка 4.7

3 класс Путешествие по Курскому краю

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
01.11.2022
3 класс Путешествие по Курскому краю
3 класс. Окружающий мир, УМК "Школа России". 1 урок в теме "Путешествие по городам и странам"
урок.docx

МОКУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба»

 

Чаусова Елена Владимировна, учитель начальных классов

 

Тема. Путешествие первое. Наша Курская земля  (достопримечательности и традиции)

 

Цели урока:

Образовательная:

- сформировать представление у обучающихся о достопримечательностях и традициях Курского края.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу малую родину через изучение достопримечательностей.

 

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: виртуальное путешествие с мастер-классом

Оборудование: мультимедийная презентации, листы с вопросами  на доске, стол с  предметами народных промыслов Курской области, раздаточный материал для мастер-класса, костюмы, мультимедийная доска,  листки для заметок.                             

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, чем славится курский край, какие достопримечательности есть в Курской области, национальных традициях  родного Курского края на примере Курской Коренской ярмарки

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе.

Используемые на уроке педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка (танец)),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология.

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа по изготовлению куклы).

Организационные формы урока: фронтальная, индивидуальная

 

Ход урока:

 

I.         Ориентировочно-мотивационный этап урока

Цель: активизация учащихся.

 

1. Положительный настрой на урок

 

-Здравствуйте, ребята.

- Сегодня  у нас необычный урок.  Мы узнаем много нового и интересного. Нас ждут увлекательные «Путешествия по городам и странам».  Каждый город, страна имеют свои достопримечательности – это памятники истории и культуры, это традиции, промыслы.  Но я думаю, что перед тем как отправиться  в большое путешествие, нужно сначала изучить свою малую родину. Познакомиться с нашим Курским краем. СЛАЙД

 

2. Актуализация знаний

Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков

СЛАЙД  Ребята. Вы уже наверняка, знаете, что 2022 год в России объявлен годом культурного наследия народов России.

СЛАЙД  Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. (СЛАЙД Карта России) Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.  Наша Курская область тоже имеет свои традиции и символы.

- Какие вы знаете традиции или символы Курской области? (ответы детей)

    

3. Самоопределение к деятельности  (Курская Коренная пустынь)

Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации.

 - А зачем люди путешествуют?

- А на чём можно отправиться в путешествие?  

 

Приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие и узнать, чем славится наш край.

На доске плакаты    Путешествие 1.      Курский край

 

- Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с традициями Курской области. Узнать об её  достопримечательностях. Больше узнать об истории нашей области, как части большой страны)

 

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»   -   карточки прикреплены на доске обратной стороной 

 

- Что вы знаете по этой теме?  (Открыть первую карточку «Знаю»)

- Что хотите узнать?  (Открыть вторую карточку «Хочу  узнать»)

- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ?    (Чем славится Курская область?)

 

- Готовы?

- Запомнить самое главное вам помогут листы для заметок, куда вы будете в течении урока записывать сведения о Курском крае.

 

II. Операционно-исполнительский этап урока

Организация обучающихся по исследованию данной проблемы.

1. Начало путешествия

 А начнём мы  с замечательного места, которое с давних пор является жемчужиной Курского края. 

( СЛАЙД Видео Коренная). Я думаю, что многие из вас были там, и вы сможете его назвать.

     Молодцы. (СЛАЙД)  Это Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, мужской монастырь, который в настоящее время является объектом культурного  наследия Курской области. Находится он в Курской области    Золотухинрском районе, м. Свобода. (СЛАЙД карта Курской области) А появился он на Курской земле более 4 веков назад. В те далёкие времена  люди шли поклониться чудесной  Курской Коренной иконе Божьей Матери «Знамение». (СЛАЙД)

 

Ещё в 1883 году Иван Репин написал  картину (СЛАЙД) «Крестный ход в Курской губернии».  После крестного хода,  икону устанавливали на почётное место, а  возле монастыря на гостином дворе открывалась Коренская ярмарка.  (СЛАЙД)

- Ребята. Подумайте, что объединяет  Курскую Коренную и Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России?

(говорят дети)

 - Молодцы.  Где же, как не на Коренской ярмарке увидеть. Чем славится Земля Курская!

 

Хочу обратить внимание!!! (СЛАЙД)

 Икона и пустынь – КореННая, а ярмарка – КоренСКая.

 

2.  Коренская ярмарка + кожлянская игрушка

- Вот мы уже около  Южных торговых ворот Руси. Давайте заглянем на Курскую Коренскую ярмарку. Узнаем, чем славится Земля Курская. А чтобы почувствовать атмосферу ярмарки, предлагаю вам одеть народные костюмы. Отправляемся в путешествие. Готовы? 1,2,3 (В это время дети быстро надевают на себя костюмы). Ученик: Торопись честной народ

Тебя ярмарка зовёт

Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

 

(СЛАЙД- ВИДЕО идёт, учитель продолжает рассказ) Народ собирается. Ярмарка начинается.  Чего только нет на ярмарке. Торговые ряды так разнообразны, что захватывает дух. Пройдёмся и мы, поглядим на товары, что мастерами сделаны. .. Вот  дошли  мы до  мастера, который изготавливает знаменитую курскую игрушку, а называется она  Кожлянская.

 

- Ребята, а что вы знаете о кожлянской игрушке? (Подготовленные дети рассказывают)

1. Из деревни Кожля, что раскинулась на берегу реки Сейм, неподалёку от Курска

2. К работе приступают с осени, когда заканчивается труд на земле, незадолго до праздника Покрава Пресвятой Богородицы.

3. Высушенные игрушки нужно обжечь в горнах по 10-12 часов. И сразу же после обжига расписывают.

4. Сюжет игрушки прост - это окружение человека (кони, кошки, собаки…,парочки, всадники на конях).

5. Изделие традиционно вытягивалось мастерами из цельного куска глины — создавалось без составных частей.

6. Для украшения используют: сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в «сеточку» (земля), «ёлочку» (лес).

- Славится эта деревня мастерицами, что лепят игрушки и свистульки из глины. Незамысловатые, простые, но яркие и звонкоголосые. Знания передаются от матери к дочери.

(Даю  игрушку в руки, дети передают друг другу.)   (СЛАЙД)   Слава о кожлянской игрушке дошла в 19 века до базаров Персии и Афганистана и по всей России разнеслась слава о «Курском соловье». Это крылатое выражение, по мнению искусствоведов относилось к популярной среди народа кожлянской игрушке. (ЗВУК включить)

 

(СЛАЙД )(примеры узоров ) Творческая работа

  Обратите внимание, в  основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый  Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.

 Ребята, предлагаю вам помочь мастеру. Сделайте для него эскиз будущей игрушки. 

Дети раскрашивают рисунки кожлянской игрушки)  (Звучит МУЗЫКА)

 

 3. Танец «Тимоня»   (СЛАЙД  видео)

    Эх, ярмарка, пёстрая и яркая, весёлая и шумная. Глаза разбегаются от увиденного изобилия товаров, что руками мастеров согреты. Собрала Коренская  ярмарка всех от мала до велика. И под славные песни русские веселиться народ от души. Кругом веселье, кругом красота. Кто поёт, а кто танцует. Никто не скучает.

Я: Ребята, а кто из вас знает, какой народный танец танцуют в Курской области. Знают и любят его куряне.

Это танец «Тимоня». А зародился он в Суджанском районе.  «Тимоню» любят и взрослые,  и дети. Посмотрите какой широкий корогод (большой хоровод) был организован в Курске  в преддверии 1000 города  (2032 году). (СЛАЙД видео). Смотрите и запоминайте движения.

 

4. Мастер-класс.

Давайте и мы постараемся изучить несколько движений этого весёлого танца.

(1 – выход с пропаданием на 1 ногу

2 – ход  сдвижением руками «фонарики»

2 –  перескок с руками через голову

3 – в центр круга и из центра

4. – вокруг себя

5 – в центр круга и из центра

6 – по кругу  сдвижением руками «фонарики»

 

А теперь  попробуем станцевать  вместе небольшой кусочек танца «Тимоня».

(СЛАЙД музыка )Танцуем  по кругу.

 

 5. Курская антоновка

(СЛАЙД  ВИДЕО). Ярмарка представлена в виде подворий. Каждое подворье представляет  район Курской области. Люди представляют гостям изделия народного творчества, проводят мастер-классы./////  Обязательно угощают колоритными блюдами. Но есть в нашей области замечательный фрукт, который прославил Курскую область. Знаете, что это? (если нет, то загадка).

Королевич из садов                      Кругленькое с ямочкой

Всех порадовать готов.             Наливное… (Яблочко)

 

Иван Алексеевич Бунин в 1900 году в произведении «Антоновские яблоки» так писал:

- «Ядрёна антоновка – к весёлому году»

- «Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит и хлеб уродится»

Чем же хороши эти яблоки, если им посвящали строки писатели и поэты, изображали антоновку  даже на картинах:

(СЛАЙД) Например, в Курской областной галереи имени А.А. Дайнеки есть картина «Курская антоновка»  Балабин Александр Фёдорович, 1963 год

(СЛАЙД) На нашей ярмарке тоже есть антоновка.

Отгадайте по описанию, какое яблоко будет антоновкой –

(СЛАЙД с 3 разыми яблоками)

(Текст с листа читают ученики)

Наверное, это самое знаменитое яблоко. Начал этот сорт распространяться из Курской губернии, получил широкую известность и множество поклонников во второй половине 19 века, хотя, думается, разводить его начали еще много раньше.

По сей день занимает ведущее место в ассортименте яблонь центра России и Белоруссии.

Среди прочего разнообразного яблочного великолепия его нельзя назвать ни самым вкусным, ни самым крупным или самым красивым.

Плоды крупные, светло-зелёные с желтизной, иногда с румянцем, при хранении соломенно-жёлтые.

Сочная мякоть плодов желтоватого оттенка, на вкус сладко-кислая. Некоторый избыток кислоты не только не снижает дегустационной оценки, но, наоборот, повышает ее, благодаря уникальному, специфическому “антоновскому” аромату, которым прославилась антоновка.

Ценится антоновка и за способностью к наливу и изумительно благородными продуктами из него при переработке.

Их потребляют в свежем виде и  они “отменно хороши” в переработке: соки, компоты, повидло, пастила и мармелады получаются душистыми, богатого вкуса.

Особо ценна антоновка для мочения

 

(СЛАЙД) Открывается на картинке изображение яблок

- Давайте попробуем эти знаменитые яблоки. (угощаю детей антоновкой)

 

6.  Мастер-класс «Кукла Столбушка»

- С ярмарки не принято уходить с пустыми руками Я предлагаю вам самим изготовить себе  подарок. Не простой. Это подарок-оберег. В каждой части нашей необъятной страны люди с давних пор старались уберечь себя от зла. А делали они для этого…. (СЛАЙД) кукол. В Курской губернии известна кукла Столбушка.

Столбушка – самая древняя кукла-оберег, у Столбушки есть ещё одно название – Закрутка. Посмотрите какие славные куклы у нас есть. Эта кукла обладает способность беречь дом, хозяйство.

 

Мастер-класс.

1. Разложите заготовки на столе:

- столбик из ткан,  синтепон, белая ткань, цветная ткань большой и маленький прямоугольники, цветная ткань в форме треугольника,  белая нитка, 2 красные нитки, тесьма.

2. Изготовление куклы:

- голова (красная нитка)

- туловище (белая нитка)

- юбка(красная нитка)

- фартук (тесьма)

- косынка.

 

Надеюсь, что  куколки принесут благополучие и удачу в ваши дома и уберегут от всего плохого.

 

III. Рефлексивно-оценочный этап урока

Организация рефлексии

1. Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

-Мы возвращаемся с Коренской ярмарки  в класс. (СЛАЙД видео улетаем)

1,2,3 – все на месте, посмотри. (дети в это время снимают одежду)

- Понравилось ли вам путешествие? Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в Коренную Пустынь вместе с родителями или классом?

 

2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал»  

Установление осознанности восприятия, организация первичного обобщения.

Теперь мы можем ответить на вопрос:  Чем славится наш Курский край?

- Посмотрите на свои листы для заметок.

- Поработаем  с карточкой «Узнал»   (Открыть на доске  3 карточку «Узнал»)

- Что нового для себя вы узнали на уроке?   (Отвечают обучающихся)

- Полезен ли был для вас урок? Для чего знать местные достопримечательности? (ответы детей)

 

IV.            Подведение итогов

- Молодцы! Ещё Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Люди говорят так: «Традиция – это та часть прошлого, которая помогает нам перебраться в будущее».

 

Много ещё традиций хранит Курская земля. Богата она на  мастеров и мастериц. Закончить наше путешествия я хочу стихотворением: (СЛАЙД)

Не забывайте корни свои,

                        предков

Язык отцов, традиции и

                        быт,

Любите это сердцем своим

                         крепко,

Пока в груди оно у вас стучит.

 

 

- Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо! (СЛАЙД)

 

V. Домашнее задание Дифференцированное домашнее задание

 

- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

- Кто захотел найти дополнительную информацию о Курской области?

 

Постарайтесь найти информацию о Курском крае, а именно, что можно рассказать гостям из других стран и городов про нашу замечательную область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОКУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени трижды

МОКУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени трижды

Организационные формы урока : фронтальная, индивидуальная

Организационные формы урока : фронтальная, индивидуальная

Готовы? - Запомнить самое главное вам помогут листы для заметок, куда вы будете в течении урока записывать сведения о

Готовы? - Запомнить самое главное вам помогут листы для заметок, куда вы будете в течении урока записывать сведения о

Сюжет игрушки прост - это окружение человека (кони, кошки, собаки…,парочки, всадники на конях)

Сюжет игрушки прост - это окружение человека (кони, кошки, собаки…,парочки, всадники на конях)

СЛАЙД ВИДЕО). Ярмарка представлена в виде подворий

СЛАЙД ВИДЕО). Ярмарка представлена в виде подворий

Надеюсь, что куколки принесут благополучие и удачу в ваши дома и уберегут от всего плохого

Надеюсь, что куколки принесут благополучие и удачу в ваши дома и уберегут от всего плохого

3 класс Путешествие по Курскому краю

3 класс Путешествие по Курскому краю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022