ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению
отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма,
формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения
к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве
российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему
Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память
и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также
использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему
Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает
сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А
что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы
учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то,
что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям.
Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее.
Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на
экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень
различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что
такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается
беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение
понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином
которой он является).
Распечатанный файл с определениями из
разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации
на экране.
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к
родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н.,
возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и
гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в
которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и
свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня
Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где
впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или
изобретения чего-либо.
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) —
Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой
большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей
Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это
место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»?
Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это Северная
Осетия.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему
городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Владикавказа, а вы должны будете отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (площадь
Победы)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и
скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои
символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
---Прежде чем завершить
наш разговор, хочу обратиться к нашей истории. Давайте вспомним основные
события ХХ и XXI века.
В интерактивном задании нужно найти иллюстрации,
описывающие события десятилетий.
При подведении итогов задания: свободная беседа
о единстве страны, о том, что необходимо сохранять свою культуру, защищать свой
народ.
-- В чем вы видите преемственность понимания
патриотизма у людей разных поколений? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени
способствует формированию патриотических настроений и чувств?
(Педагог комментирует ответы, говорит
напутственные слова)
--Стать патриотом нельзя, если только
декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы
защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления
патриотизма.
Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом
является тот из нас, который готов действовать на благо свой страны, своей
отчизны.
-- Замечательный русский философ Василий Розанов
сказал: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю
свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только
и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами,
помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!
В качестве творческого задания напишите
небольшое размышление «После разговора о важном», в котором можно поделиться
своими мыслями после занятия.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
Вам оно понравилось?
По какому округу мы путешествовали?
Чем для нас является Северная Осетия? (малой родиной)
Какие памятные места области Вы запомнили?
Какие символы РСО-Алании вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Критерии оценивания1:
Выполнение практической работы оценивается в
соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ
оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов:
|
|
|
|
|
|
1 Критерии оценивания являются едиными для выполненных практических работ
по темам 2.2–2.6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.