Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
12.12.2021
Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.
Конспект урока разработан в рамках рабочей программы по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа". Для учащихся 4 классов.
Урок. Природные зоны. Степь.docx

Тема урока: Природные зоны России. Зона степей.

Цели:

  • обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром.
  • развивающие – развивать умение работать с картой, дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.
  • воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

 

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы и технологии:

Формы работы: Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Материально-техническое обеспечение:

Ход урока

I. Мотивация.

- Ребята, послушайте внимательно звуки животных, попробуйте определить кому они принадлежат.

(Учащиеся прослушивают записи и высказывают свои предположения: 1 – тюлень, 2 – овцебык, 3 – дятел, 4 – суслик)

- Почему часть из них вам удалось угадать, а с одним возникло затруднение?

- Вы бы хотели узнать кому все-таки принадлежит данное звучание?

- Тогда настроимся с вами на работу и пожелаем друг другу успеха сегодня на уроке.

II. Актуализация.

- Как называется раздел, с которым мы работаем на протяжении нескольких уроков?

- От чего зависит смена той или иной природной зоны?

(На доске, в ходе ответов учащихся, появляются надписи: климат, почва, растения, животные)

- Давайте вспомним, где находится каждая из изученных нами природных зон.

(По одному человеку из группы выходят к карте и показывают природную зону: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов)

- Сейчас мы проведем небольшой тест по данным природным зонам. Положите перед собой КАРТОЧКУ №1. Выполните данный тест. На задание вам отводится 1 минута.

1. В какой природной зоне можно увидеть полярную ночь?

А) Зона тундры          Б) Зона лесов           В) Зона арктических пустынь

2. Какая из природных зон считается самой продолжительной?

А) Зона тундры            Б) Зона лесов              В) Зона арктических пустынь

3. В какой природной зоне очень много болот и озёр, а почва холодная и влажная?

А) Зона лесов           Б) Зона арктических пустынь          В) Зона тундры

4. Какая из природных зон располагается севернее остальных?

А) Зона арктических пустынь              Б) Зона тундры               В) Зона лесов

5. В какой природной зоне температура воздуха может понижаться до – 60⁰?

А) Зона лесов               Б) Зона тундры               В) Зона арктических пустынь

- Сравните свои ответы с образцом на экране.

- Кто справился с данным заданием?

- Кто допустил 1-2 ошибки.

- Оцените свою работу на листе.

III. Постановка проблемной ситуации.

- Мы с вами вспомнили природные условия в каждой из зон. Сейчас я предлагаю вам вспомнить животных и растения, которые там обитают.

- Положите перед собой КАРТОЧКУ №2. Вам даны названия животных и растений. Ваша задача соотнести их с природными зонами, в которых они обитают. На выполнение данного задания вам дается 1 минута.

Карточка №2.

 

Берёза                                                                                                       Ковыль

                                                            ТУНДРА

Морж                                                                                                           Рысь

                                                                ЛЕС

Белый медведь                                                                                        Лемминг

                                                     ЛЕДЯНАЯ ЗОНА

Колокольчик                                                                                            Тюльпан

 

Суслик                                                                                                       Тюлень

- Всех ли животных и растения вам удалось распределить?

- Какие названия у вас остались? (Учащиеся высказывают свое мнение)

- Как вы думаете, по какой причине вам не удалось их определить в одну из зон?

- Поставьте «?» если у вас есть еще вопросы, на которые вы не знаете ответа.

- А можете предположить, в какой зоне они могут обитать?

- Чтобы проверить ваши предположения я предлагаю вам решить кроссворд.

- Положите перед собой КАРТОЧКУ №3.

Карточка №3.

 


1. Хвойное дерево. (Сосна)

2. В какой природной зоне можно

встретить северного оленя? (Тундра)

3. Хозяин лесной просыпается весной. (Медведь)

4. Пушистый зверёк, обитающий в

ледяной зоне и доедающий остатки

добычи белого медведя. (Песец)

5. В Арктике можно наблюдать такие

явления как полярная НОЧЬ и полярный ... (День)

 

 

 

- Для того, чтобы расшифровать слово необходимо ответить на задания кроссворда. На выполнение этой работы вам дается 1 минута.

- Какое слово у вас получилось? Проверьте с образцом на экране.

- Назовите тему нашего урока. (Зона степей)

На доске появляется тема урока.

- Определите цель урока. (Познакомиться с природой степей)

На доске появляется цель урока.

IV. Поиск путей выхода из проблемной ситуации.

- Для того, чтобы достичь поставленной цели, какие задачи мы должны для себя поставить, какой план действий мы для себя определим?

На доске фиксируются ответы учащихся.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Изучить климат природной зоны.

3. Какими особенностями обладает почва.

4. Рассмотреть растительный мир зоны степей.

5. Изучить животный мир.

6. Как человек использует степи. 

- Обратите внимание на рабочий лист с надписью: «Научная экспедиция». Найдите план работы по теме. Все ли задачи мы озвучили с вами? По мере изучения каждой задачи мы будем фиксировать изучили ее или нет.

- Каждая из групп будет научным центром по изучению отдельных вопросов.

- Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем, какой из вопросов будет изучать каждая группа.

- После того, как каждый из вас поработает над своим вопросом, вы должны будете представить для других групп проделанную вами работу. Для этого каждый из вас фиксирует в рабочий лист основные сведения по своему вопросу. На изучение вам дается 5 минут.

V. Выход из проблемной ситуации.

- Каждая из групп готова представить результаты своей работы.

(Две первые группы по очереди представляют свои научные открытия. Остальные группы фиксируют вопросы других групп к себе в рабочий лист)

(После выступления второй группы проводится дыхательная гимнастика)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

- Ребята, закройте глаза и постарайтесь представить, что вы оказались в степи, вокруг вас красивый ковер из цветущих растений. Вы подходите к одному цветку и втягиваете весь аромат, который витает вокруг вас. Подходите к другому цветку, его аромат вас так поманил, что вы сделали несколько вдохов, чтобы получше уловить этот аромат.

- Теперь возвращаемся в наш научный центр.

(Выступление третьей группы)

- Сейчас вернемся с вами к КАРТОЧКЕ №1. Назовите еще раз те объекты, которые вы не смогли определить в одну из зон.

- Какую зону нам необходимо добавить? Допишите ее.

- Дополните эту зону необходимыми растениями и животными.

- Остались ли у вас еще вопросы по данному заданию, или мы нашли недостающие ответы?

- Я предлагаю вам вернуться в самое начало урока и послушать еще раз тот звук, который вызвал у вас затруднение. (Учащиеся еще раз слушают звук)

- Кому же все-таки принадлежит это звучание из тех, кого мы определили с вами зону степи? (Суслик)

VI. Закрепление.

- Сейчас мы с вами проведем устный опрос по тем знаниям, которые вы сегодня получили на уроке. Возьмите карточки с буквами. На экране вы увидите вопрос и варианты ответа. Ваша задача поднять карточку с тем вариантом, который вы считаете нужным.

1. Зона степей расположена южнее зоны ...

А) арктических пустынь          Б) лесов            В) тундры

2. На карте зона степей окрашена ... цветом.

А) зелёным            Б) коричневым           В) желтым            Г) оранжевым

3. К степным птицам относятся...

А) дрофа, куропатка, жаворонок           Б) дрозд, ястреб, кукушка 

В) глухарь, синица, дятел                        Г) белый журавль, чайка, казарка

4. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне – хищный зверь, поедающий грызунов:

А) ящерица                Б) гадюка              В) суслик              Г) лисица

5. Где степные птицы устраивают гнезда?

А) на деревьях               Б) на кустарниках            В) в траве

 

VII. Рефлексия.

- В конце нашего урока каждый из вас должен оценить свою работу и свои знания по теме сегодняшнего урока. Подумайте и поставьте себя на одну из трёх лесенок.

Дом.задание.
Раб.тетр.с.32, №51

,Дом.задание.
Уч.с.100,
вопрос №7.

,Дом.задание.
Раб.тетр.с.33-34
№53, 54 (на выбор)

 

 

 

 

 


- Спасибо большое за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НАУЧНАЯ ЭКСПИДИЦИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОНЕ СТЕПЕЙ»
,План работы 

 


Вопрос изучения

Вопрос мною изучен

Географическое положение

 

Климат

 

Почва

 

Растительный мир

 

Животный мир

 

Роль человека

 

Научные сведения

 

Вопрос изучения

Сведения, которые я узнал

Географическое положение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос изучения

Сведения, которые я узнал

Климат

 

 

 

 

Почва

 

 

 

 

Растительный мир

 

 

 

 

 

Животный мир

 

 

 

 

 

 




 

Тема урока: Природные зоны России

Тема урока: Природные зоны России

В какой природной зоне можно увидеть полярную ночь?

В какой природной зоне можно увидеть полярную ночь?

А можете предположить, в какой зоне они могут обитать? -

А можете предположить, в какой зоне они могут обитать? -

Каждая из групп будет научным центром по изучению отдельных вопросов

Каждая из групп будет научным центром по изучению отдельных вопросов

Зона степей расположена южнее зоны

Зона степей расположена южнее зоны

Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.

Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.

Вопрос изучения Вопрос мною изучен

Вопрос изучения Вопрос мною изучен

Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.

Конспект урока по окружающему миру. Природные зоны России. Зона степей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021