3 класс Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов
Оценка 4.6

3 класс Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
02.12.2019
3 класс  Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов
Цели: 1.Доступность понимания фразеологических оборотов. 2.Прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение 3. Умение употреблять фразеологические обороты в жизненных ситуациях. Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
3кл. Р.яз. Фразеологические обороты.docx

3 класс

 Тема:Употребление в речи фразеологических оборотов

Цели:

1.Доступность понимания фразеологических оборотов.

2.Прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение

3. Умение употреблять фразеологические обороты в жизненных ситуациях.

Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.

 

1.      Вступительная часть.

В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер так написал о слове:

 « Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить

Но слова всем словам в языке есть у нас:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»

 

Наш родной язык невозможно представить без пословиц, поговорок

С  незапамятных времен существуют в нашем языке  пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простате речи. Жизнь отбирает для них самые  очные слова, шлифует силу мысли. В пословице и поговорке народ воздаёт должное честности и доброте, смелости и мудрости.

            Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет как жил народ, подскажет как лучше поступить

 Незапамятные времена ( какие?)-очень давние, отдаленные по времени

Невежество-необразованность, неразвитость

            Но в русском языке есть особые сочетания , которые нельзя разрывать, они имеют целостное значение.

На доске портрет Незнайки.

Под ним записан фразеологический оборот:

Переливать из пустого в порожнее

Ребята,  Незнайка читал рассказ и ему встретилось  это  выражение. Он его понял так, что нужно ,что –то переливать из одной пустой посуды в другую, такую же пустую. А как вы понимаете это выражение?

            В случае необходимости правильно объяснить  это неделимое сочетание, которое называется фразеологическим оборотом, можно обратиться к словарям.

 

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем точнее  и красочнее сможете выразить свою мысль. Большинство фразеологических оборотов употребляется в переносном значении. Попробуем привести некоторые примеры.

БИТЬ БАКЛУШИ- Почему мы так говорим?

Бить баклуши- значит бездельничать, ничего не делать. Раньше баклушами называли заготовки для деревянных ложек. Сделать их легко и просто. Такую работу поручали самому неумелому.

Тренировочные  упражнения:

В стихотворениях найти фразеологические обороты:

1.« Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят: « Водой не разольёшь»

 

 

 

            2..Ежатки – детки хоть куда

            И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их

Всегда в ежовых рукавицах

 

Вывод: В русском языке есть особые сочетания слов. Слова в них употребляются в определенном порядке. Будь внимателен к  таким сочетаниям. Они делают нашу речь выразительной.

           

Заменить устойчивые сочетания  слов ,где употребляется слово голова (    одним словом

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ-

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ-

СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ-

ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ-

СВЕТЛАЯ ГОЛОВА-

ВЫБРОСИТЬ ИЗ ГОЛОВЫ-

СВАЛИТЬ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ-

 

-какая часть слова изменяется?

-какой частью речи заменяем?

 

Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Часто он  помогают понять содержание текста и его главную мысль

Задание:

Прочитать текст и озаглавить его

            На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга , помахивая хвостиками сидели две птички.

                        Они вели какой-то только им понятный сердечный разговор.

И вдруг, заметив меня , одна птичка камнем  упала с макушки, за ней – другая.

               Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз:  третий  -лишний.

            Из берёзовой рощи вновь раздался птичий разговор.

 

Помог ли этот текст понять выражение третий лишний?

 Тренировочные упражнения:

На доске рисунки:  (Соотнести рисунок и выражение)

Два сапога рядом стоят

                                    Взрослые и дети сажают деревья

                                    Снег падает на головы детей

Развитие речи:

Создание фразеологических оборотов Составить с этими выражениями предложения или диалог:

Вешать, задирать ( рисунок носа)

Зарубить, водить ( рисунок носа

Носить на, сидеть сложа ( рисунок рук)

Спустя, засучив ( рисунок рукава)

 

К данным выражениям подобрать синонимы из колонки справа( работа в парах)

 

ЗОЛОТЫЕ РУКИ                                                                С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ

ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА                                                                     МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ                                                           КОТ НАПЛАКАЛ

ОДНИМ СЛОВОМ                                                             ЛОДЫРЯ ГОНЯТЬ

ОДИН НА ОДИН                                                                БОК О БОК

КАПЛЯ В МОРЕ                                                                 КОРОЧЕ ГОВОРЯ

БИТЬ БАКЛУШИ                                                               СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ

НОЛЬ ВНИМАНИЯ                                                           И В УС НЕ ДУЕТ

 

Работа в группах:

К выражениям в левой колонке подобрать антонимы из  колонки справа     

БРАТЬ СЕБЯ В РУКИ                                                                    СПУСТЯ РУКАВА

ЗАВАРИТЬ КАШУ                                                             ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ

ЗАСУЧИВ РУКАВА                                                                      РАХЛЁБЫВАТЬ КАШУ

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ                                                              НА ХУДОЙ КОНЕЦ

В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ                                                                   В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ                                            

Работа в группах ( на карточках написаны слова, подобрать нужное)

МАЛО, БЫСТРО, ХОРОШО, ПОСТЕПЕННО, НЕОЖИДАННО, БЫСТРО, СИЛЬНО, ПОСТОЯННО, ЗАБОТЛИВО, СВОБОДНО, ЛЕГКО, ВМЕСТО, БЫСТРО, БИТЫЙ ЧАС)

Заменить выражение словами, которые отвечают на вопрос как?

Капля в море-

В темпе-

Без сучка и задоринки-

Как снег на голову-

В одну минуту-

Всей душой-

Всё время-

Как зеницу ока-

Как дома-

Как по маслу-

Рука об руку-

 Заменить в данных выражениях глаголы антонимами и объяснить.

ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА-

ТРАТИТЬ ВРЕМЯ-

ВЫХОДИТЬ ИЗ ТУПИКА-

ТЕРЯТЬ СИЛЫ-

ВБИТЬ В ГОЛОВУ-

Рефлексия .

Наше время истекло

Когда мы так говорим?

            Оказывается, между водой и временем есть связь.

Больше двух тысяч лет назад люди придумали часы. В высокий сосуд с отверстиями на дне наливали воду. Время исчислялось количеством воды, которая вытекла из сосуда. Время текло.

Итог:

Для чего нужны фразеологические обороты и какие из них вам запомнились?

 

3 класс Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

3 класс  Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

3 класс Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

3 класс  Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

3 класс Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов

3 класс  Тема: Употребление в речи фразеологических оборотов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019