3 класс
Тема:Употребление в речи фразеологических оборотов
Цели:
1.Доступность понимания фразеологических оборотов.
2.Прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение
3. Умение употреблять фразеологические обороты в жизненных ситуациях.
Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
1. Вступительная часть.
В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер так написал о слове:
« Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Но слова всем словам в языке есть у нас:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»
Наш родной язык невозможно представить без пословиц, поговорок
С незапамятных времен существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простате речи. Жизнь отбирает для них самые очные слова, шлифует силу мысли. В пословице и поговорке народ воздаёт должное честности и доброте, смелости и мудрости.
Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет как жил народ, подскажет как лучше поступить
Незапамятные времена ( какие?)-очень давние, отдаленные по времени
Невежество-необразованность, неразвитость
Но в русском языке есть особые сочетания , которые нельзя разрывать, они имеют целостное значение.
На доске портрет Незнайки.
Под ним записан фразеологический оборот:
Переливать из пустого в порожнее
Ребята, Незнайка читал рассказ и ему встретилось это выражение. Он его понял так, что нужно ,что –то переливать из одной пустой посуды в другую, такую же пустую. А как вы понимаете это выражение?
В случае необходимости правильно объяснить это неделимое сочетание, которое называется фразеологическим оборотом, можно обратиться к словарям.
Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль. Большинство фразеологических оборотов употребляется в переносном значении. Попробуем привести некоторые примеры.
БИТЬ БАКЛУШИ- Почему мы так говорим?
Бить баклуши- значит бездельничать, ничего не делать. Раньше баклушами называли заготовки для деревянных ложек. Сделать их легко и просто. Такую работу поручали самому неумелому.
Тренировочные упражнения:
В стихотворениях найти фразеологические обороты:
1.« Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят: « Водой не разольёшь»
2..Ежатки – детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их
Всегда в ежовых рукавицах
Вывод: В русском языке есть особые сочетания слов. Слова в них употребляются в определенном порядке. Будь внимателен к таким сочетаниям. Они делают нашу речь выразительной.
Заменить устойчивые сочетания слов ,где употребляется слово голова ( одним словом
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ-
БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ-
СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ-
ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ-
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА-
ВЫБРОСИТЬ ИЗ ГОЛОВЫ-
СВАЛИТЬ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ-
-какая часть слова изменяется?
-какой частью речи заменяем?
Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Часто он помогают понять содержание текста и его главную мысль
Задание:
Прочитать текст и озаглавить его
На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга , помахивая хвостиками сидели две птички.
Они вели какой-то только им понятный сердечный разговор.
И вдруг, заметив меня , одна птичка камнем упала с макушки, за ней – другая.
Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий -лишний.
Из берёзовой рощи вновь раздался птичий разговор.
Помог ли этот текст понять выражение третий лишний?
Тренировочные упражнения:
На доске рисунки: (Соотнести рисунок и выражение)
Два сапога рядом стоят
Взрослые и дети сажают деревья
Снег падает на головы детей
Развитие речи:
Создание фразеологических оборотов Составить с этими выражениями предложения или диалог:
Вешать, задирать ( рисунок носа)
Зарубить, водить ( рисунок носа
Носить на, сидеть сложа ( рисунок рук)
Спустя, засучив ( рисунок рукава)
К данным выражениям подобрать синонимы из колонки справа( работа в парах)
ЗОЛОТЫЕ РУКИ С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ
ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ КОТ НАПЛАКАЛ
ОДНИМ СЛОВОМ ЛОДЫРЯ ГОНЯТЬ
ОДИН НА ОДИН БОК О БОК
КАПЛЯ В МОРЕ КОРОЧЕ ГОВОРЯ
БИТЬ БАКЛУШИ СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
НОЛЬ ВНИМАНИЯ И В УС НЕ ДУЕТ
Работа в группах:
К выражениям в левой колонке подобрать антонимы из колонки справа
БРАТЬ СЕБЯ В РУКИ СПУСТЯ РУКАВА
ЗАВАРИТЬ КАШУ ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ
ЗАСУЧИВ РУКАВА РАХЛЁБЫВАТЬ КАШУ
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НА ХУДОЙ КОНЕЦ
В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ
Работа в группах ( на карточках написаны слова, подобрать нужное)
МАЛО, БЫСТРО, ХОРОШО, ПОСТЕПЕННО, НЕОЖИДАННО, БЫСТРО, СИЛЬНО, ПОСТОЯННО, ЗАБОТЛИВО, СВОБОДНО, ЛЕГКО, ВМЕСТО, БЫСТРО, БИТЫЙ ЧАС)
Заменить выражение словами, которые отвечают на вопрос как?
Капля в море-
В темпе-
Без сучка и задоринки-
Как снег на голову-
В одну минуту-
Всей душой-
Всё время-
Как зеницу ока-
Как дома-
Как по маслу-
Рука об руку-
Заменить в данных выражениях глаголы антонимами и объяснить.
ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА-
ТРАТИТЬ ВРЕМЯ-
ВЫХОДИТЬ ИЗ ТУПИКА-
ТЕРЯТЬ СИЛЫ-
ВБИТЬ В ГОЛОВУ-
Рефлексия .
Наше время истекло
Когда мы так говорим?
Оказывается, между водой и временем есть связь.
Больше двух тысяч лет назад люди придумали часы. В высокий сосуд с отверстиями на дне наливали воду. Время исчислялось количеством воды, которая вытекла из сосуда. Время текло.
Итог:
Для чего нужны фразеологические обороты и какие из них вам запомнились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.