Методические рекомендации к проведению урока
Цель обучения:
6.2.2.2 знать определение линейного уравнения с одной переменной, равносильных уравнений;
6.2.2.3 решать линейные уравнения с одной переменной;
Критерии оценивания:
-знает определение линейного уравнения
-знает алгоритм решения простейшего линейного уравнения
- определяет порядок выполнения действий по приведению заданного уравнения к простейшему линейному;
- верно выполняют вычисления
Предложите учащимся задания на повторение пройденного материала.
1. Какие из чисел 3; –2; 2 являются корнями следующих уравнений:
а) 3х = –6; г) 4х – 4 = х + 5;
б) 3х + 2 = 10 – х; д) 10х = 5(2х + 3);
в) х + 3 = 6; е) 10 + х = 13?
2. Являются ли уравнения равносильными? Если да, то сформулируйте, по какому свойству уравнений.
а) 3х + 4 = 2 и 3х = –2;
б) –3х + 12 + 2х = 4 и 2х + 12 = 3х + 4;
в) 3х + 15 = 0 и 3х = 15;
г) 0,5х = 0,08 и 50х = 8;
д) 120х = –10 и 12х = 1;
е) x = 11 и 3х = 44.
Объяснение нового материала.
Объедините учащихся в группы. Каждой группе предоставьте комплект карточек, на которых записаны различные уравнения.
х + 2 = 4; 3х = 5; 7(х + 8) – 4 = 3; х2 – 2 = 0; х3 + х2 – х – 1 = 0; 4х = 0,8; –2х = 5; –2х2 = 0
Линейное уравнение |
Квадратное уравнение |
Кубическое уравнение |
х + 2 = 4; 3х = 5; 7(х + 8) – 4 =3 4х = 0,8; –2х = 5 |
х2 – 2 = 0 4х = 0,8; –2х = 5 |
х3 + х2 – х – 1 = 0 |
Предложите учащимся систематизировать /классифицировать/ разобрать по группам эти уравнения. Подведите учащихся к пониманию, что уравнения вида ax = b являются отдельной группой уравнений. Дайте им название «линейные уравнения с одной переменной», попросите учащихся в группе составить определение линейного уравнения с одной переменной. Обсудите составленные определения. Запишите общее определение с примерами для заучивания.
Рассмотрим уравнение:
9х – 23 = 5х – 11.
Какие свойства уравнений можно применить?
Решение:
9х – 5х = – 11 + 23;
4х = 12;
х = 3.
Ответ: 3.
В уравнении 4х = 12 заменим числа 4 и12 на буквы a и b, получим:aх = b
Уравнение
вида ах=в, где х-переменная,
а и в – некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной.
а≠0 |
Единственный корень |
а≠0 b=0 |
х=0 единственный корень |
a=0 b≠0 |
Не имеет корней |
a=0 b=0 |
Бесчисленное множество корней |
Предложите учащимся игру «Правда – Ложь». Раздайте каждому учащемуся две карточки (стикеры): красную и зелёную. Зачитайте/покажите на экране вопросы высокого порядка с односложным ответом, чтобы оценить понимание определения линейного уравнения. Если учащийся считает, что утверждение верно/ДА, то поднимает карточку (стикер) зелёного цвета; если же утверждение неверно/НЕТ, то поднимает красную карточку.
Примерные вопросы:
1. Можно ли считать уравнение 3х2 = 3 линейным с одной переменной?
2. Степень переменной в линейном уравнении первая?
3. Свободный член уравнения 3х = 5 равен 5.
4. Уравнение 2х2 – 2х (х + 2) = 4 не приводится к виду линейного уравнения с одной переменной.
Предложите учащимся мини – исследовательскую работу в парах. Ответ проверяется по слайду.
Задание.
Привести уравнение к линейному виду:
а) 3х – 11 = 5х + 7;
б) 2 (х + 1) = 2х + 2;
в) –8х + 11 = 8 (3 – х).
Коллективная работа.
Для закрепления и оценки умения решать линейные уравнения с одной переменной, предложите учащимся выбрать одного человека из группы и объяснить решение одного из уравнении, поэтапно озвучивая каждый шаг. Предварительно обсудить с товарищами по группе свое выступление.
Решение уравнении:
1) 5х – 3,5х = 0
1,5х = 0
х = 0
Ответ: 0.
2) 0,8х + 14 = 2 – 1,6 х
0,8х + 1,6х = 2 – 14
2,4х = - 12
х = - 12 : 2,4
х = - 5
Ответ: - 5.
3) 12-(4х-18) =(36+4х)+(18-6х)
12-4х+18 = 36+4х+18-6х
-4х – 4х + 6х = 36 + 18 – 12 – 18
- 2х = 24
х = 24 : (-2)
х = - 12
Ответ: - 12.
4)
Умножим каждую часть уравнения на НОК(7;3) =21
3(6х – 5) = 7(2х – 1) + 42
18х – 15 = 14х – 7 + 42
18х – 14х = - 7 + 42 + 15
4х = 50
х = 50 : 4
х = 12,5
Ответ: 12,5.
5)
Воспользуемся основным свойством пропорции
8(6у - 5) = 3у
48у – 40 = 3у
48у – 3у = 40
45у = 40
у = 40 : 45
у =
Ответ: .
6) При каком значении у значение выражения (1,7 у + 37) меньше значения выражения (9,3у–25) на 14?
Составим и решим уравнение:
(1,7у + 37) + 14 = 9,3у – 25
1,7у + 37 +14 = 9,3у – 25
9,3у – 1,7у = 37 + 14 + 25
7,6у = 76
у = 76 : 7,6
у = 10
Ответ: при у = 10.
Назовите коэффициенты a и b линейного уравнения ax = b. Сколько корней имеет уравнение:
а) 3х = 12;
б) –3х = 18;
в) 0 ∙ x =0 ;
г) –18х = –2?
8. Решите уравнение.
а) –8х = 24;
б) 50х = –5;
в) –x = –1,6;
г) –18х = 1;
д) 0,2= –5x;
е) –0,81х = 72,9.
9. При каких значениях а уравнение ах = 8:
а) имеет корень, равный –4; 1/7; ; 0;
б) не имеет корней;
в) имеет отрицательный корень?
Дескрипторы:
-знает определение линейного уравнения
-знает алгоритм решения простейшего линейного уравнения
- определяет порядок выполнения действий по приведению заданного уравнения к простейшему линейному;
- верно выполняют вычисления
Закрепление изученного материала.
Групповая работа. Объедините учащихся в однородные группы по 4 - 6 учеников, согласно выбранному уровню. Задание у всех групп одинаковое, но совместная работа с одноклассниками одного уровня позволит раскрыться каждому ученику. Предложите ученикам выбрать уровень сложности задания по закреплению теоретического материала на более высоком уровне. После решение задачи на доске, группы меняются задачами и оценивают по дескриптору и записывают пожелания. Ученики оценивают друг друга по критериям оценивания.
Вариант I |
Вариант II
|
Вариант III
|
Дескриптор
Цель обучения |
|
Решать линейные уравнения с одной переменной |
Раскрыть скобки |
Собрать члены, содержащие неизвестные, в одной части уравнения, а остальные члены в другой |
Беседа. Рефлексия.
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Домашнее задание: №850
Ресурсы:
1.Алдамұратова Т.А. Математика.6 класс. Алматы: Атамұра,2011
2.Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 1989 – 2006.
3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 7 класс/ Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В..Общая ред.: Татур А.О. – М.: “Интеллект-Центр” 2009 – 160 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.