Методические рекомендации к уроку
Тема урока "Решение задач с помощью составления систем уравнений"
Цели обучения:
6.5.1.7
решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений;
Критерии оценивания
Учащиеся
знают:
· как решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений;
умеют
· решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений.
Теоретический материал
Алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений
1. Построение математической модели (обозначить через x и y неизвестные величины).
2. Составление системы двух уравнений.
3. Решение системы и нахождение ответа к задаче.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить домашнее задание.
При необходимости разобрать примеры, вызвавшие затруднения.
Совместно с учащимися определить тему и цели урока, "зону ближайшего развития".
Актуализация
опорных знаний
Вопросы
учащимся:
Оцени себя:
|
знаю |
Не знаю |
Что такое система двух линейных уравнений |
|
|
Что такое решение системы уравнений |
|
|
Что значит решить систему уравнений |
|
|
Сколько решений может иметь система двух уравнений |
|
|
Как решать систему уравнений графическим методом |
|
|
Как решать систему уравнений методом подстановки |
|
|
Как решать систему уравнений методом алгебраического сложения |
|
|
Я оцениваю свои знания по изученной теме на |
|
Выполнить устно:
Приложение 1
1. Решите уравнение: 1) 0,5х - 3 = 0; 2) ; 3) 2х - 3 =
2; 4) 0х = 5; 5) 0х = 0.
2. Решите систему уравнений удобным способом:
1) 2)
3)
Работа с классом. Решение задач с помощью систем двух уравнений с двумя переменными x,y любым способом. Система линейных уравнений с двумя неизвестными не только позволяет установить общие корни уравнений, содержащихся в ней, но и становится хорошим помощником при решении задач. Поэтому целью нашего урока является…? (Научиться решать задачи с помощью систем линейных уравнений с двумя неизвестными)
В таких задачах неизвестных компонентов более одного и они связаны друг с другом условием. Сегодня мы рассмотрим задачи, в которых неизвестно два каких-либо элемента и будем учиться решать такие задачи с помощью систем уравнений.
Множество задач можно решить путем составления систем двух линейных уравнений. Такое решение состоит из трех этапов:
1. Построение математической модели (обозначить через x и y неизвестные величины).
2. Составление системы двух уравнений.
3. Решение системы и нахождение ответа к задаче.
Приложение 2
Задание 1.
За 5 ручек и 4 карандаша заплатили 96 тенге. Сколько стоит ручка и сколько карандаш, если 3 ручки дороже, чем 2 карандаша, на 18 тенге?
Решение: Пусть х тенге стоит ручка, а у тенге стоит карандаш.
Так как по условию задачи 5 ручек и 4 карандаша заплатили 96 тенге, а 3 ручки дороже, чем 2 карандаша на 18 тенге, то можем составить уравнение:
Решим способом сложения, умножив второе уравнение на 2 и сложив первое со вторым уравнением
получим: 11х = 132 Þх=12 , у=9.
Ответ : 12 тенге- стоит ручка, 9 тенге - стоит карандаш.
Задание 2.
Моторная лодка за 2 часа движения по течению реки и 5 часов против течения проходит 120 км. Найдите скорость лодки по течению и ее скорость против течения, если за 7 часов движения против течения она проходит на 52 км больше, чем за 3 часа движения по течению.
Решение: Пусть x км/ч скорость по течению, у км/ч скорость против течения
домножим первое на 2.
, вычтем из первого уравнения второе,
тогда 10у=160Þу=16
5х=36+16*4=100 Þ х=20
20 км/час по течению, 16 км/час против течения.
(20-16):2=2(км/час) скорость течения
16+2=18 (км/час) собственная скорость
Ответ : 16 км/ч.- скорость против течения, 20 км/ч.- скорость лодки по течению.
Для решения Задания 2 пригласите к доске ученика, попросите его записать подробное решение задания. Учащиеся на местах решают самостоятельно, сверяют свое решение с записями на доске. С целью развития математической речи попросите одного из учащихся подробно прокомментировать решение.
Для учащихся с более высокой скоростью решения организуйте "уголок Знайки", куда они
могли бы подходить и проверять свое решение или читать идею решения. Это позволяет не отвлекаться на объяснение задачи, а работать в это время с остальной частью класса.
Групповая работа. Для дальнейшей работы разделите учащихся на малые группы, для того чтобы они обсудили задание и выполнили его совместно. При выполнении задания учащиеся анализируют условие, в ходе обсуждения развивают математическую речь, самостоятельно принимают решение, развивают навыки работы в команде
Приложение 3
Задание 1.
Петя и Дима собирают марки. Если Петя отдаст Диме 10 своих марок, то у мальчиков марок станет поровну. Если же Петя отдаст Диме 50 марок, то у него останется в 5 раз меньше марок, чем станет у Димы. Сколько марок в коллекции у каждого мальчика?
Решение:
Пусть у Пети х марок, у Димы у марок.
Решение: , упростив и решив систему
получим:
4х=280 Þ х=70
70 марок у Пети, 50 марок у Димы
Ответ: 70, 50.
Задание 2.
За 7 тетрадей и 4 ручки заплатили 130 тенге. После того как тетради подешевели на 40 %, а ручки – на 20 %, одна ручка стала дороже одной тетради на 6 тенге. Сколько стоила первоначально тетрадь и сколько – ручка?
Решение: Пусть х- тенге цена тетради, то у тенге цена ручки.
По условию:
Þ
Þ
х=10
10 тенге стоила тетрадь, 15 тенге стоила ручка.
Ответ: 10 тенге, 15 тенге.
Задание 3.
При каких значениях система уравнений
не имеет решений? (а=-20).
Наблюдайте за работой учащихся, если необходимо корректируйте их деятельность. По окончании времени каждая группа представляет свою работу классу.
Беседа. Рефлексия.
В конце урока учащиеся проводят рефлексию, прикрепляя стикер со своим именем на слайде и или на бумаге, прикрепленной к доске с Деревом знаний.
Домашнее задание. Знать определения, решить из уровня В учебного пособия "Математика 6" №...№.
На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах (разного уровня обучаемости).
Предусмотрена взаимопроверка по ключу, в ходе которой оценивается умение учеников применять теоретические знания. В ходе групповой деятельности при выполнении задании оцениваются умение находить результат, а также решать задания по теме, опираясь на понятие и свойства, изученные на данном уроке и прошлый опыт.
Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу, поэтому необходимо обеспечить безопасность. Следить за осанкой учащихся.
Литература:
"Математика 6", Абылкасымова А.Е., Кучер Т.П., Жумагулова З.А.;
"Математика 6", Алдамуратова Т.А, Байшоланов Т.С.; Алматы. «Атамура». 2011 год.
1. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – 5-е изд., испр. – М.: Илекса, - 2010 – 192
2. Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика. 6 класс. Часть 3. Москва. Ювента. 2011 год.
3. Математика - 6» автор Н.Я.Виленкин, Жохов В.И, Чесноков А.С. и др., Москва «Мнемозина», 2010г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.yaklass.ru
2. https://school-assistant.ru
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.