32. Решение задач с помощью СЛУ. Методические рекомендации к уроку

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 32. Решение задач с помощью СЛУ. Методические рекомендации к уроку.docx

Методические рекомендации к уроку

Тема урока "Решение задач с помощью составления систем уравнений"

Цели обучения:

6.5.1.7

решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений;

Критерии оценивания

Учащиеся

знают:

·         как решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений;

умеют

·         решать текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений.

Теоретический материал

Алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений

1. Построение математической модели (обозначить через x и y неизвестные величины).

2. Составление системы двух уравнений.

3. Решение системы и нахождение ответа к задаче.

 

Ход урока

Организационный момент.

Проверить домашнее задание.

При необходимости разобрать примеры, вызвавшие затруднения.

Совместно с учащимися определить тему и цели урока, "зону ближайшего развития".

Актуализация опорных знаний
Вопросы учащимся:

Оцени себя:

 

знаю

Не знаю

Что  такое система двух линейных уравнений

 

 

Что такое решение системы уравнений

 

 

Что значит решить систему уравнений

 

 

Сколько решений может иметь система двух уравнений

 

 

Как решать систему уравнений графическим методом

 

 

Как решать систему уравнений методом подстановки

 

 

Как решать систему уравнений методом алгебраического сложения

 

 

Я оцениваю свои знания по изученной теме на

 

Выполнить устно:

Приложение 1

1. Решите уравнение: 1) 0,5х - 3 = 0; 2) ; 3) 2х - 3 = 2; 4) 0х = 5; 5) 0х = 0.

2. Решите систему уравнений удобным способом:

1) http://na-uroke.in.ua/image755-2.gif 2) http://na-uroke.in.ua/image756-3.gif 3) http://na-uroke.in.ua/image757-2.gif

Работа с классом. Решение задач с помощью систем двух уравнений с двумя переменными x,y любым способом. Система линейных уравнений с двумя неизвестными не только позволяет установить общие корни уравнений, содержащихся в ней, но и становится хорошим помощником при решении задач. Поэтому целью нашего урока является…? (Научиться решать задачи с помощью систем линейных уравнений с двумя неизвестными)

В таких задачах неизвестных компонентов более одного и они связаны друг с другом условием. Сегодня мы рассмотрим задачи, в которых неизвестно два каких-либо элемента и будем учиться решать такие задачи с помощью систем уравнений.

Множество задач можно решить путем составления систем двух линейных уравнений. Такое решение состоит из трех этапов:

1. Построение математической модели (обозначить через x и y неизвестные величины).

2. Составление системы двух уравнений.

3. Решение системы и нахождение ответа к задаче.

Приложение 2

Задание 1.

За 5 ручек и 4 карандаша заплатили 96 тенге. Сколько стоит ручка и сколько карандаш, если 3 ручки дороже, чем 2 карандаша, на 18 тенге?

Решение: Пусть х тенге стоит ручка, а у тенге стоит карандаш.

Так как по условию задачи 5 ручек и 4 карандаша заплатили 96 тенге, а 3 ручки дороже, чем 2 карандаша на 18 тенге, то можем составить уравнение:

 

Решим способом сложения, умножив второе уравнение на 2 и сложив первое со вторым уравнением

 

получим: 11х = 132 Þх=12 , у=9.

Ответ : 12 тенге- стоит ручка, 9 тенге - стоит карандаш.

Задание 2.

Моторная лодка за 2 часа движения по течению реки и 5 часов против течения проходит 120 км. Найдите скорость лодки по течению и ее скорость против течения, если за 7 часов движения против течения она проходит на 52 км больше, чем за 3 часа движения по течению.

Решение: Пусть x км/ч скорость по течению, у км/ч скорость против течения

 домножим первое на 2.

, вычтем из первого уравнения второе, тогда 10у=160Þу=16

5х=36+16*4=100 Þ х=20

20 км/час по течению, 16 км/час против течения.

(20-16):2=2(км/час) скорость течения

16+2=18 (км/час) собственная скорость

Ответ : 16 км/ч.- скорость против течения, 20 км/ч.- скорость лодки по течению.

Для решения Задания 2 пригласите к доске ученика, попросите его записать подробное решение задания. Учащиеся на местах решают самостоятельно, сверяют свое решение с записями на доске. С целью развития математической речи попросите одного из учащихся подробно прокомментировать решение.

Для учащихся с более высокой скоростью решения организуйте "уголок Знайки", куда они

могли бы подходить и проверять свое решение или читать идею решения. Это позволяет не отвлекаться на объяснение задачи, а работать в это время с остальной частью класса.

Групповая работа. Для дальнейшей работы разделите учащихся на малые группы, для того чтобы они обсудили задание и выполнили его совместно. При выполнении задания учащиеся анализируют условие, в ходе обсуждения развивают математическую речь, самостоятельно принимают решение, развивают навыки работы в команде

Приложение 3

Задание 1.

Петя и Дима собирают марки. Если Петя отдаст Диме 10 своих марок, то у мальчиков марок станет поровну. Если же Петя отдаст Диме 50 марок, то у него останется в 5 раз меньше марок, чем станет у Димы. Сколько марок в коллекции у каждого мальчика?

Решение:

Пусть у Пети х марок, у Димы у марок.

 

Решение:  , упростив и решив систему получим:

4х=280 Þ х=70

70 марок у Пети, 50 марок у Димы

Ответ: 70, 50.

Задание 2.

За 7 тетрадей и 4 ручки заплатили 130 тенге. После того как тетради подешевели на 40 %, а ручки – на 20 %, одна ручка стала дороже одной тетради на 6 тенге. Сколько стоила первоначально тетрадь и сколько – ручка?

Решение: Пусть х- тенге цена тетради, то у тенге цена ручки.

По условию:

Þ Þ

х=10

10 тенге стоила тетрадь, 15 тенге стоила ручка.

Ответ: 10 тенге, 15 тенге.

Задание 3.

 При каких значениях  система уравнений  не имеет решений? (а=-20).

Наблюдайте за работой учащихся, если необходимо корректируйте их деятельность. По окончании времени каждая группа представляет свою работу классу.

Беседа. Рефлексия.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию, прикрепляя стикер со своим именем на слайде и или на бумаге, прикрепленной к доске с Деревом знаний.

img21.jpg

Домашнее задание.  Знать определения, решить из уровня В учебного пособия "Математика 6" №...№.

На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах (разного уровня обучаемости).

Предусмотрена взаимопроверка по ключу, в ходе которой оценивается умение учеников применять теоретические знания. В ходе групповой деятельности при выполнении задании оцениваются умение находить результат, а также решать задания по теме, опираясь на понятие и свойства, изученные на данном уроке и прошлый опыт.

Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу, поэтому необходимо обеспечить безопасность. Следить за осанкой учащихся.

Литература:

"Математика 6", Абылкасымова А.Е., Кучер Т.П., Жумагулова З.А.;

"Математика 6", Алдамуратова Т.А, Байшоланов Т.С.; Алматы. «Атамура». 2011 год.

1.                  Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – 5-е изд., испр. – М.: Илекса, - 2010 – 192

2.                  Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика. 6 класс. Часть 3. Москва. Ювента. 2011 год.

3.                  Математика - 6» автор Н.Я.Виленкин, Жохов В.И, Чесноков А.С. и др., Москва «Мнемозина», 2010г.

Интернет ресурсы:

1.                  http://www.yaklass.ru

2.                  https://school-assistant.ru


 

3.