Урок русского языка в 3-ем классе
Тема: « Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Цель урока:
1). Познакомить детей с указанной орфограммой, научить их применять её на письме.
2). Подвести детей к формулировке правила написания окончаний существительных с основой на шипящие и Ц.
3) Совершенствовать навык работы с Обратным словарём.
4) На основе наблюдений сделать вывод о правописании окончаний существительных с основой на шипящую и Ц.
5) Учить писать О и Е после шипящих и Ц в падежных окончаниях
имён существительных
6) Прививать любовь к родному языку.
План урока.
На доске записана тема урока: « Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Найти, на какой странице учебника находится эта тема.
Проблемный вопрос: Почему эта тема выделена в русском языке?
2. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
ПЛАЩ, МЯЧ, КАРАНДАШ, НОЖ..
- Что общего в этих словах?
( Это существительные 2скл мужск. рода, ед.ч.)
( Все слова заканчиваются шипящими согласными звуками.)
-Сегодня на минутке чистописания мы напишем цепочку из шипящих. С ними мы напишем ещё одну букву, которая обозначает согласный звонкий твёрдый звук. Назовите букву. ( Буква»Ц»)
-Запишите, продолжив закономерность:
жшчщ ц шчщц ж чщц
3. Назвать шипящие звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
(Ш) (Щ) (Ч( (Ц)
(ша) (ща) (че) (це)
4. Наблюдения над словами, основа которых оканчивается на шипящий звук и ц
4. Работа с обратным словарём( учебник с. 57, № 59)
Задание по рядам :
1-ый ряд-1-й абзац, 1-ый вопрос (стр.167. Обратный словарь)
2-ой ряд 1-ый абзац 2-ой вопрос(стр.167.Обратный словарь)
3-ий ряд 2-ой абзац (стр.173. Обратный словарь)
Вопросы к выполнению каждого задания:
1-ый ряд:
- какое окончание у всех слов с основой на –ц?
-стоит ли окончание под ударением или оно безударное?
2ряд:
- А какое окончание у слов с основой на –Щ?
-В этих словах оно также ударное или нет?
3 ряд:
-Открой Обратный словарь на букву О.
- Какие слова из списка вы нашли с основой на –Ц и Ч?
- Какое окончание у этих слов?
- Является ли оно ударным?
5.Вывод по проделанной работе.
У существительных с основой на шипящий или Ц пишем в начальной форме окончание Е если оно ударное или безударное?
(стр.57. Прочитать вывод в учебнике)
6.Работа по теме урока.
Стр. 58. Работа с обратным словарём. №60стр 58 (Обр. словарь стр 175)
1 абзац весь класс по цепочке
2-ой абзац 3 человека у доски
1 –ый ученик 2-ой ученик 3-ий ученик
ловцом хлебцем красавцем
пловцом ленивцем братцем
гребцом торговцем перцем
продавцом ранцем старцем
певцом танцем пальцем
7.Вывод:
- В существительных с основой на шипящий или Ц пишем окончание Е. если оно под ударением, -Е – если безударное окончание
8. Тренировочные упражнения.
Работа по группам ( № 61 учебника стр. 58)
1-я гр,3гр.,5гр -первые 4 слова
2-я гр.4гр, 6гр.-4 последних слова
Вывод: В существительных с основой на шипящий и Ц в форме Т.П. падежа ед.ч. имеют окончание Е, если это безударное окончание, и окончание О – если это окончание ударное
9.Динамическая пауза:
Упражнение № 70. ( Слова записаны на доске)
Образовать к каждому слову форму Т.П. ед. ч.
ТРУБАЧ, БОГАЧ. СКВОРЕЦ, ЗАЯЦ, СУРГУЧ, ЦИРКАЧ, ТКАЧ. ШАЛАШ, БЛИЗНЕЦ, ТОВАРИЩ, ОГУРЕЦ, ЛУЧ
Окончания с буквой О –встать, с буквой Е сесть.
10.Закрепление пройденного
Упражнение № 62. (по цепочке) стр.58
( Прочитать последний вопрос в 1-ом абзаце, выполнить его.на доске)
Во втором абзаце выполнить задание на доске.
11. Повторение пройденного. Работа по группам
Устойчивые выражения. №63 стр.59.
1гр, 3гр, 5гр.-1,2, 3.выражение- КРИВИТЬ ДУШОЙ.
ПОКАЗАТЬ ТОВАР ЛИЦОМ.
БИТЬ КЛЮЧОМ.
2ГР,4ГР,6ГР- 4,5-ВЫРАЖЕНИЕ--СИДЕТЬ СЫЧОМ.
НЕ ЗАГНАТЬ КАЛАЧОМ.
Объяснить значение устойчивых выражений. Придумать и записать с ними предложения.
Самостоятельная работа по 3- уровням: А, Б, С.
Уровень А:
Вставить окончание О или Е
Играл с мяч…м, стоял под крыш..й, сидел над чертеж..м, затянуло туч..й, выложил кирпич.., зашёл за Миш..й, ходил с товарищ..м.
Уровень Б
Выписать словосочетания с существительными в Т.П. в два столбика
по склонениям:
Открыл ключ.., написал карандаш…,пришёл с врач.., отогнул нож.., вышел со свеч..,
накрылся плащ.., суп с лапш.. есть за душ…
Уровень В
Поставь существительные в Т.П.
С подходящими предлогами или без них. Составить небольшой рассказ.
Ехала (Маша), наблюдали (улица), остановка (гостиница) .увита (плющ),
Доволен( встреча)
Или:
Остановился (лестница) ездили(багаж), шёл (улица),
встретился (товарищ), угостил(борщ).
Итог урока
Стихи и загадки о зиме
(использование прилагательных- на уроках русского языка)
Ученика ;4 « А» класса
МОУ лицей № 22
Парфентьева Егора
Г. Иваново
2009г
Растения-хищники
«Африканская росянка»
(сообщение по окружающему миру)
Ученика 4 « А» класса
МОУ лицей № 22
Парфентьева Егора
г Иваново
2009г.
Счёт первобытных людей
( Сообщение по математике)
Ученика 4 «А» класса
МОУ лицей № 22
Парфентьева Егора
Г. Иваново
2009г
Растения пустыни
(Сообщение
по окружающему миру)
Ученика 4 « А»класса
МОУ лицей № 22
Парфентьева Егора
Г. Иваново
2009г
Винеция
(сообщение по истории)
Ученика 4 « А» класса
МОУ № 22
Парфентьева Егора
Г.Иваново
2009г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.