Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта урока «Математика»
Тема урока «Календарь. Год и век»
2 «А» класс МБОУ гимназия №20 им. С. С. Станчева
Студентки группы 4 «Г» ГБПОУ РО «ШПК»
Кузнецовой Анастасии Семеновны
Учитель – руководитель практики ______________
Преподаватель – руководитель практики ______________
Оценка_______________
п. Каменоломни
2020 г.
Целевой блок |
|
Тема |
«Календарь. Год и век» |
Педагогическая цель |
познакомить с единицами измерения времени «год» и «век»; учить пользоваться календарем; совершенствовать умение решать задачи на время; развивать умение рассуждать. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: учащиеся научатся пользоваться календарем Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные (УУД): познавательные – оценивать свои достижения, отвечая на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; регулятивные– овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнить; коммуникативные– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
|
Инструментальный блок |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Учебно-методический комплекс: |
Учебник, ТСО |
Организационно-деятельностный блок |
|
Основные понятия и термины |
Календарь, год, век |
Межпредметные связи |
Русский язык, окружающий мир, чтение |
Этапы |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
Орг. момент
Актуализация знаний
Целеполагание
Учебные действия
Контроль
Самоконтроль
Итог
|
I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Игра «Компьютер». – Кто быстрее вычислит?
2. Сколько треугольников на чертеже?
Ответ: 10. 3. Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства. 12 + 6 + 6 + 6 + ¨ = 6 · 6 2 · 6 + ¨ = 4 · 6 ? 6 6 · 4 = 6 · 3 + ¨ 3 · 6 – ¨ = 6 + 6 24 – 6 = 3 · ¨ 30 + 6 = ¨ · 6 4. Задача. Коля, Петя и Митя живут в трехэтажном доме. Коля живет выше Пети, но ниже Мити. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
III. Сообщение темы урока. – Сколько времен года вы знаете? Какое сейчас время года? Сколько месяцев содержит каждое время года? Какой сейчас месяц? Какой день недели? Сколько месяцев в году? С какого месяца начинается год? В каком месяце начинается учебный год? Каким месяцем он заканчивается? Сколько дней в неделе? Какие дни недели вам знакомы? – О какой величине я сейчас задала вам вопросы? (О времени.) – Какие единицы времени вы еще знаете? – Как вы думаете, чтобы знать, как называются месяцы, какой месяц за каким следует и сколько в каждом месяце дней, к какому приспособлению нужно чаще обращаться? (К календарю.) Учитель предлагает ученикам рассмотреть календарь. Справочный материал для учителя Из истории календаря – Вы уже знаете, что календарь появился много тысяч лет назад. Но каким он был? Похожим на современный или другим? Сначала люди вообще не записывали чисел, а завязывали узелки на веревочках, представляя, что каждый узелок – это один день, или делали зарубки на деревянных брусках. Год в календарях древних начинался не зимой, как у нас, а летом. Отсчет вели от самого продолжительного дня в году, по нашему календарю это 21 июня. Календари были солнечные и лунные, в зависимости от того, за каким небесным телом велось наблюдение. Год по солнечным и лунным календарям начинался в разное время. Представляете, как было неудобно людям ориентироваться во временах года! Но вот четыре тысячи лет назад в Англии создали первый письменный календарь. Он был высечен из камня. Само слово календарь произошло от латинского калере, обозначавшее выкликать, выкрикивать. Специальные служащие криками объявляли появление серпа луны в начале месяца. В то время у людей было множество приспособлений, которые мы можем назвать календарем. И все же наиболее удачным оказался египетский календарь, составленный по солнечному году. Египтяне установили, что в году 12 месяцев по 30 дней в каждом и еще 5 добавочных дней. Все трудности при создании календаря возникали по причине того, что ни месяц, ни год нельзя было разделить на целое число суток. И эти «лишние» доли, накапливаясь за годы, образовывали новые сутки. Чтобы решить эту проблему, император Юлий Цезарь приказал прибавлять эти новые сутки к каждому четвертому году, который называли високосным, то есть 365 дней + 1 день. Но и эта мера оказалась недостаточной. Тогда римский папа Григорий III приказал с 4 октября сразу перейти к 15 октября, нагнав таким образом упущенные 10 суток. С этого момента начался новый стиль счисления времени, при котором високосными нельзя было считать годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и т. д. Этот стиль назвали григорианским, в честь его учредителя Григория III, и распространили во многих государствах, в том числе и у нас. Летосчисление договорились вести условно от Рождества Христова, а новый год начинать с 1 января. IV. Работа по теме урока. 1. Задание 1. Учащиеся читают диалог Миши и Маши. – Какие виды календарей вам известны? (Настенный, отрывной, карманный.) – Объясните их назначение. 2. Задание 3. – Узнайте по нарисованному календарю, каким днем недели было 1 января? (Четверг.) – А 10 февраля? (Вторник.) – Каким числом является второе воскресенье февраля? (8 февраля.) – А третий понедельник марта? (15 марта.) Физкультминутка V. Поупражняемся в вычислениях. 1. Задание 1. Учащиеся читают диалог Миши и Маши. – Какое соотношение существует между веком и годом? Учащиеся записывают равенство: 1 век = 100 лет. 2. Задание 2. – Запишите римскими цифрами века. XXI век, ХХ век, XIX век. – Какие важные события в нашей стране происходили в ХХ веке? 3. Задание 3. – XXI век начался 1 января 2001 года. Напишите дату начала ХХ века. (1 января 1901 года.) – Назовите и запишите последний день ХХ века. (31 декабря 2000 года.) 4. Задание 4. – Переведите года в века. 200 лет = II века 500 лет = V веков 900 лет = IX веков 5. Задание 5. – Если дворец построен 400 лет назад, то сколько веков простоял этот дворец? (4 века.) 6. Задание 6. – Какому известному городу нашей страны в 2003 году исполнилось три века? (Санкт-Петербургу.) 7. Задание 7. – Переведите в года. 1 век 1 год = 101 год 3 века 50 лет = 350 лет 6 веков 10 лет = 610 лет 8. Задание 8. – Сколько лет прошло от начала XV века до начала XXI века? Ответ: VI веков = 600 лет. 9. Задание 9. – Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В каком веке он родился? (В XVIII веке.) VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Сколько лет в одном веке? – Какие виды календарей вы знаете? Домашнее задание: учебник, с. 134, № 2, 4.
|
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
познавательные – оценивать свои достижения, отвечая на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
регулятивные– овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнить;
Предметные: учащиеся научатся пользоваться календарем
коммуникативные– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.