4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе
Оценка 4.9

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
18.03.2018
4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе
Уроки разработаны по программе С.И. Львовой, но могут быть использованы учителями, работающими по другим программам. Первый урок "Имя существительное как часть речи." Второй урок "Морфологические признаки имен существительных" Третий урок "Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных". Четвёртый урок "Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных."Уроки разработаны по программе С.И. Львовой, но могут быть использованы учителями, работающими по другим программам. Первый урок "Имя существительное как часть речи." Второй урок "Морфологические признаки имен существительных" Третий урок "Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных". Четвёртый урок "Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных."
Имя существительное1.docx
Имя существительное (16 часов) §21. Имя существительное как часть речи. Урок 79. Имя существительное как часть речи. Цели урока:  1)    развивать навык вычленения имён существительных среди других частей речи;  2)       повторить сведения о морфологических признаках имени существительного и роли существительного в тексте и предложении; 3)    воспитывать чуткое отношение к русской природе Оборудование:          мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I.         Вводная часть урока. Тема урока не объявляется в начале урока На   слайде   №1   вопросы:   кто?   что?;   слова:   предмет,   склонение,   одушевлённое, собственное, род.        Вопрос учителя: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить? (после правильного ответа): Почему вы так решили? Таким образом, мы подводим учащихся к новой теме урока, которую они в состоянии определить и записать самостоятельно. После того как дети ответят на второй вопрос, следует повторить понятие постоянные морфологические признаки, отметив при этом, что именно эти признаки выделяют часть речи в потоке слов.   II. Повторение. Имя существительное как часть речи С   целью   повторения   морфологических   признаков   имени   существительного рассмотрим записанный под диктовку текст: 1. Диктант «Проверь себя»    2. Лучик солнца блеснул из­за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал  в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и  заискрились алмазами росинки на придорожной траве.       Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки  деревьев.     Орфографическая работа с текстом. На основе данного текста повторим изученные ранее орфограммы. Для этого  попросим учащихся выполнить следующее задание:  ­ выделить морфемы, в которых есть орфограммы, изученные в 6 классе. (Работу  можно провести в форме игры «Кто больше, кто быстрей?» К доске приглашаем 2­3  человека, желающих показать свои знания. Пока они выписывают слова и обозначают  орфограммы, остальные обозначают орфограммы в тексте. Затем результат  сравниваем). После того как работа завершена, учащиеся проверяют себя по заранее  подготовленному тексту и ставят себе оценки. 3. Повторение общих знаний об имени существительном      Задание 1: Сделать синтаксический разбор 1­вариант – 1 предложение;     2­вариант­2 предложение; 3­вариант – 3 предложение       Задание 2: Выписать из текста все имена существительные: Лучик, солнца, (из­за) леса, верхушек, деревьев, листве, шарики, яблочек,  дрожь, (по) саду; алмазами, росинки, траве, солнце, пламенем, ветки Вопрос учителя: Как мы узнаём имена существительные? (Они отвечают на вопросы: кто? что? и обозначают предмет) Задание 3: к каждому существительному задать вопрос. Вопросы учителя:  1) О чём нам рассказывает вопрос, заданный к имени существительному? (Прежде  всего, о том, одушевлённый предмет или неодушевлённый и о том, в каком падеже  стоит существительное) 2) Какой из названных морфологических признаков является постоянным, а какой  непостоянным? 4. Работа с учебником. 1) Чтобы вспомнить постоянные и непостоянные морфологические признаки имени  существительного, обратимся к таблице в учебнике на стр.124. (Работа по  заполнению таблицы коллективная, в процессе вспоминаем,  ­ какя форма имени существительного считается начальной; ­ какие морфологические признаки называются постоянными; ­какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными; ­ как определяется одушевлённость имени существительного; ­ как определить род имени существительного; ­ как определить тип склонения имени существительного; ­ какие морфологические признаки имени существительного называются  непостоянными; ­ что такое склонение; ­ как определить падеж имени существительного. 2)  Работа с выписанными существительными(Учитель заранее готовит таблицу,  которую учащиеся заполняют самостоятельно). Работа выполняется по вариантам. Имя существительное Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое род склонение Число Падеж Имя существительное Начальная форма Постоянные признаки собственное или нарицательное одушевлённое 1­ый вариант лучик солнца (из­за) леса 2­ой вариант верхушек деревьев листве или неодушевлённое род склонение Число Падеж Непостоянные признаки Имя существительное Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое род склонение Число Падеж Имя существительное Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое род склонение Число Падеж 3­ий вариант шарики яблочек дрожь 4­ый вариант (по) саду алмазами росинки 5­ый вариант (для более сильных детей) Имя существительное Начальная форма траве пламенем ветки Постоянные признаки Непостоянные признаки собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое род склонение Число Падеж 5.  Роль имени существительного в тексте. Вновь обратимся к записанному тексту.  Выполним его анализ: ­ тип речи; ­ стиль речи; ­ тема текста; ­ основная мысль текста Вопросы учителя:  1. Есть ли в данном тексте одушевлённые имена существительные? (в процессе  поиска правильного  ответа мы придём к мнению, что в тексте автор использовал  художественно­изобразительное средство – олицетворение) 2. Что такое олицетворение? В текстах какого стиля мы встречаемся с этим приёмом переноса значения слова?  3. Какие ещё художественно­изобразительные средства использовал автор в данном  тексте? Чего добивается автор таким образом? Какие чувства переданы в тексте? 6. Работа с текстом. Упр.276.  Вопросы учителя: 1) Что объединяет текст упражнения с записанным нами текстом? (тема родной  природы) 2) Какие чувства испытывает читатель, обращаясь к данным произведениям?  Опишите, какая картина создаётся в вашем воображении. Какую музыку вы  слышите? 3) Какие художественно­изобразительные средства использовал И. Никитин?  Приведите примеры.  7. Подведение итогов урока. Ученики продолжают предложения, начатые учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили особенности ещё одной части речи …… ­ имя существительное – это… ­ Постоянными морфологическими признаками имени существительного являются…. ­ Непостоянными морфологическими признаками имени существительного  являются… ­ В предложении имя существительное обычно бывает ….. ­ В тексте имя существительное часто выступает как ……   8. Задание на дом: Упр. 276 (задание 2,3), 281 (устно), повторить морфологический  разбор имени существительного. Урок 80. Морфологические признаки имен существительных Цели урока:  1)    развивать навык определения морфологических признаков имени существительного;  2)   закрепить понятие о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного и роли существительного в тексте и предложении; 3)    воспитывать чуткое отношение к русской природе Оборудование:          мультимедийная система, презентация учителя, рабочие тетради «Проверь себя». 1. Проверка домашнего задания Ход урока Проверка   домашнего   задания   может   быть   проведена   с   помощью  рабочей   тетради «Проверь себя» (автор: Прохватилина Л.В.). В этом случае выполняется задание №4 В случае, если тетрадь не входит в УМК, по которому работает учитель, предложим учащимся   по   памяти   восстановить   выученный   текст   упр.276.(выполняется   на отдельных листочках) Задание   2:   1­вариант:  записать   постоянные   морфологические   признаки   имени существительного; 2­   ой   вариант:  общее   грамматическое   значение   существительного   и   непостоянные морфологические признаки существительного. Проверка выполнения задания обязательна. 2. Закрепление понятий о морфологических признаках имени существительного Вопросы учителя:   1) Всегда   ли   число   является   непостоянным   морфологическим   признаком   имени существительного? 2) Приведите   примеры   существительных,   для   которых   число   –   постоянный морфологический признак. Таким образом, приходим к выводу, что число имени существительного может быть постоянным морфологическим признаком, если существительное не имеет формы единственного или множественного числа. Закрепление: задание №2 в тетради «Проверь себя», упр. 277. 3. Комплексная работа с текстом (упр.278). ­ комментируемое списывание; ­ определение типа и стиля речи; ­ морфологический разбор существительных (по вариантам; три ученика – у доски). 4. Трудные случаи определение рода имени существительного        Вопросы учителя:  1) Когда определение рода имени существительного может быть сложным?  2) Как в таких случаях следует рассуждать? 3) Где мы можем себя проверить? Закрепление: упр. 279 (самостоятельно, с последующей проверкой) Самостоятельная работа – упр.283. 5. Подведение итогов урока: Ученики продолжают предложение, начатое учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили … 6. Задание на дом: Упр. 282, 284. § 22. Словообразование имён существительных. Урок 81.                         Словообразование имен существительных.                                Типичные морфемные модели имен существительных Цели урока:  1) повторить сведения об основных способах словообразования, понятия  однокоренные слова и формы одного слова;  2) развивать навык определения способа словообразования; 3)   воспитывать   интерес   к   этимологии   как   разделу   лингвистики,   тесно   связанному   с историей. Оборудование:                 мультимедийная система, презентация учителя, рабочие тетради «Проверь себя» (работа 16). Ход урока 1. Проверка домашнего задания Мини­конференция «О чём рассказал нам напёрсток» Слушаем выступления учащихся: 1 – задание 1 (упр.284): Что вы можете рассказать о существительном напёрсток? (на основании выполненных лингвистических разборов); 2 – развёрнутый ответ на вопрос: для чего нужен напёрсток; 3 – развёрнутый ответ на вопрос: как появился напёрсток; 4 ­ развёрнутый ответ на вопрос: как выглядит напёрсток. Каждый из выступающих определяет стиль и тип речи своего высказывания.  Можно предложить слушающим ученикам выполнить это задание (определить стиль и тип речи высказывания выступающих детей) Один из учащихся на доске выполняет морфемный разбор слова напёрсток Вопросы учителя: 1) Что такое морфема? 2) Как вы понимаете слово значимая? 3) Какие значения имеет каждая самостоятельная часть речи? 4) Какое   значение   мы   называем   лексическим?   Какие   морфемы   образуют   новое лексическое значение слова? 5) Какое   значение   мы   называем   грамматическим?   Подберите   синоним   к словосочетанию   грамматическое   значение.   Какие   морфемы   образуют   новое грамматическое значение слова? 2. Повторение   изученного   в   5   классе   о   способах   образования   имени существительного. Задание:  Записать   текст   под   диктовку.   Имена   существительные   записывать поморфемно.          Рас­коп­к­и говорят о неслыханной цен­н­ости сокровищ, которые  таились в царских могил­ах. Они хранились в особом по­мещ­ени­и. Египт­ ян­е верили, что они сопровождают цар­я в его загробной жизн­и.       В пирамид­е возводились ложные галере­и, пере­ход­ы, чтобы граб­и­ тел­и не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галере­е час­ами,  но так и не достигал зал­а, где находился саркофаг  влад­ык­и. Но еще в  древн­ост­и почти все пирамид­ы разграбили.       Вопросы и задания:  1) Выписать слова, которые являются формами одного слова. Доказать правильность  своего решения.( в пирамиде – пирамиды; галереи – по галерее). Обратить  внимание на правописание слов! 2) Какой способ словообразования называется суффиксальным? Приведите примеры  из текста имён существительных, образованных суффиксальным способом, укажите  слова, от которых они образовались (раскопки – раскопать; ценности – ценность; помещение – поместить; египтяне – Египет; грабители – грабить; владыка ­ владеть;  древности – древний) Обратить внимание! Для того чтобы верно определить способ словообразования,  нужно верно найти слово, от которого образовано данное слово. 3) Закрепление: упр. 288, 289.  Какой способ словообразования называется приставочным? Из слов упр.286 выписать слова, образованные приставочным способом. 4) Какой способ словообразования называется сложением?  Из слов упр.286 выписать слова, образованные способом сложения 3. Подведение итогов урока: Ученики продолжают предложение, начатое учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили … ­ Сегодня на уроке мы узнали… ­ Таким образом, мы приходим к выводу, что типичными и наиболее  распространёнными для словообразования имён существительных являются  способы…. Задание на дом: Упр. 290. Урок 82.                Суффиксальный и приставочный способы образования                                                       имен существительных. Цели урока:  1)   закрепить   навык   выполнения   словообразовательного   разбора   существительных, образованных приставочным и суффиксальным способом;  2) развивать навык определения способа словообразования; 3)   воспитывать   интерес   к   этимологии   как   разделу   лингвистики,   тесно   связанному   с историей. Оборудование:                 мультимедийная система, презентация учителя, рабочие тетради «Проверь себя» (работа 16). Ход урока 1. Проверка домашнего задания Мини­конференция «О чём рассказали нам обычные слова» Слушаем выступления учащихся о том, как этимология помогает определить правильное написание слов на примере слов из упражнения 290. Выводом  может   стать   мини­сочинение  лингвистическая   сказка   «Как   принцесса Этимология царицу Орфографию учила». Вопросы  и задания учителя: 1) Какой способ словообразования называется суффиксальным? 2) Какой способ словообразования называется приставочным ? 2. Закрепление изученного. Выборочно­распределительный диктант. Задание: из диктуемого текста выписать существительные, образованные суффиксальным и приставочным способом, распределяя их в два столбика, словообразующую морфему выделить           Солнышко   припекало.   Мать   медведица   с   совсем   ещё   маленьким сыночком   решила   устроить   небольшой   привал,   отдых,   под   обильно разросшимся кустарником. Малыш был рад. Устав от длинного перехода к небольшой речонке, что возле дальнего перелеска, он забыл о том, что можно   устроить   веселье   и   игрище.   Отдых   сейчас   был   для   него возможностью поспать, освежиться.      Вопросы и задания:  1) Составить словообразовательные модели выписанных слов, к каждой модели  подобрать примеры слов:  солн­ышк­о – дон­ышко – вороб­ышек – пёр­ышко (обращаем внимание на  уменьшительно­ласкательное значение и правописание суффикса –ышк­); медвед­ иц­а – волч­ иц­а, тигр­иц­а, льв­иц­а (обращаем внимание на значение суффикса и  его многозначность: ср.: вод­иц­а, мастер­иц­а) 2) Какой способ словообразования называется суффиксальным? Приведите  примеры из текста имён существительных, образованных суффиксальным  способом, укажите слова, от которых они образовались (раскопки – раскопать;  ценности – ценность; помещение – поместить; египтяне – Египет; грабители –  грабить; владыка ­ владеть; древности – древний) Обратить внимание! Для того чтобы верно определить способ словообразования,  нужно верно найти слово, от которого образовано данное слово.  Какой способ словообразования называется приставочным? Закрепление: упр. 288, 289. 3) Из слов упр.286 выписать слова, образованные приставочным способом. 4) Какой способ словообразования называется сложением?  Из слов упр.286 выписать слова, образованные способом сложения 3. Подведение итогов урока: Ученики продолжают предложение, начатое учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили … ­ Сегодня на уроке мы узнали… ­ Таким образом, мы приходим к выводу, что типичными и наиболее  распространёнными для словообразования имён существительных являются  способы…. Задание на дом: Упр. 290.

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе

4 урока русского языка по теме "Имя существительное" в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018