6 класс. Несклоняемые существительные

  • pptx
  • 14.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Несклоняемые существительные.pptx

Запишите число и тему урока: Десятое декабря Несклоняемые имена существительные

Цель:
знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.

Оборудование:
компьютер, проектор.

Задачи:
развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы;
обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Повторим пройденное.

«Буквы Е, И в окончаниях существительных»

1.стоять у знамен…
2. находиться в вестибюл…
3. постареть от времен…
4. участвовать в экспедици…
5. заботиться об урожа…
6. в пламен… костра
7. отвечать по истори…
8. звать по имен…
9. проходить по алле…
10. нога в стремен…

И
Е
И
И
Е
И
И
И
Е
И

Задание 1: Спишите словосочетания столбиком под цифрами, выделите окончание, в скобках напишите склонение и падеж.

Повторим пройденное.

Перечислите разносклоняемые существительные.

Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь, дитя.

Какой суффикс в этих словах прибавляется к корню?

Суффикс –ен-.

Знакомство с новым материалом.

Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
(А.Хайт)

Прочитайте.

Что вызывает улыбку?

Склонение существительных Сравните слова в столбиках На что обратили внимание?

именительный

львы

кенгуру

родительный

львов

кенгуру

дательный

львам

винительный

львов

творительный

львами

предложный

о львах

Слово КЕНГУРУ не склоняется!
У него НЕТ окончания.
ЭТО И ЕСТЬ НЕСКЛОНЯЕМОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Прочитайте правило на стр. 146

Несклоняемые существительные.

Группы несклоняемых сущ.

Примеры.

1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.

Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри.






2. Русские и украинские фамилии на
–о ,–их (-ых).

Семченко, Долгих, Толстых.

3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, и с опорным словом среднего и женского рода.

СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.

4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный.

Знакомая мисс,
писательница Войнич.

Решите лингвистическую задачу.

Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера.
? Когда видел сестру, а когда брата?

Склоняются и имеют окончания фамилии мужского рода, оканчивающиеся на согласный.
Фамилии женского рода, оканчивающиеся на согласный, не склоняются.

Найди несклоняемые существительные.

Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.

Запишите несклоняемые существительные по картинкам.

Какао,
фойе,
радио,
манто,
пианино,
кашне,
кофе,

какаду,
алоэ,
трюмо,
метро,
рагу,
пальто,
кафе,
домино.

Задание 2: Составьте и запишите предложения с любыми 3 словами

Кашне – шейный платок или шарф.

Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое.

Задание 3: Спишите, вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные:

Выйти из _______________,
гулять без ___________________,
ехать по ___________________,
приехать на ______________________,
вынуть из ______________________,
слушать по ___________________,
пойти в ___________________,
работать в ___________________,
играть на _______________,
бутерброд с ___________________,
кататься на ___________________

метро

пальто

шоссе

такси

портмоне

радио

ателье

фортепиано

салями

кино

пони

Задание 4: Запишите слова, распределив их по темам.

Одежда –
Животные –
Пища -
Слова для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.

Проверьте!

Одежда:
кимоно,

кашне,

манто,

пальто

Животные:
коала,

какаду,

гуппи,

гризли

Пища
кешью,

брокколи,

авокадо,

монпасье,

салями,

спагетти,

курабье

В чём особенность несклоняемых имён существительных?

Чтобы грамотным стать
И писать отлично
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать
При честном народе, Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто, Ни колибри, какаду, Ни жюри, ни кенгуру.

Рефлексия.

Что нового узнали?
Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?
Определите ключевые слова урока
(не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).
- Какой вывод вы можете сделать по теме урока? Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.

Домашнее задание: 1. Выучить правило на стр. 146. 2. Закончить работу с презентацией, если не все сделали.

Спасибо за урок.

17