Цель:
знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.
Оборудование:
компьютер, проектор.
Задачи:
развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы;
обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Повторим пройденное.
«Буквы Е, И в окончаниях существительных»
1.стоять у знамен…
2. находиться в вестибюл…
3. постареть от времен…
4. участвовать в экспедици…
5. заботиться об урожа…
6. в пламен… костра
7. отвечать по истори…
8. звать по имен…
9. проходить по алле…
10. нога в стремен…
И
Е
И
И
Е
И
И
И
Е
И
Задание 1: Спишите словосочетания столбиком под цифрами, выделите окончание, в скобках напишите склонение и падеж.
Повторим пройденное.
Перечислите разносклоняемые существительные.
Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь, дитя.
Какой суффикс в этих словах прибавляется к корню?
Суффикс –ен-.
Знакомство с новым материалом.
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
(А.Хайт)
Прочитайте.
Что вызывает улыбку?
Склонение существительныхСравните слова в столбиках На что обратили внимание?
именительный | львы | кенгуру |
родительный | львов | кенгуру |
дательный | львам | |
винительный | львов | |
творительный | львами | |
предложный | о львах |
Слово КЕНГУРУ не склоняется!
У него НЕТ окончания.
ЭТО И ЕСТЬ НЕСКЛОНЯЕМОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Прочитайте правило на стр. 146
Несклоняемые существительные.
Группы несклоняемых сущ. | Примеры. |
1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и. | Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. |
2. Русские и украинские фамилии на
–о ,–их (-ых).
Семченко, Долгих, Толстых.
3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, и с опорным словом среднего и женского рода.
СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.
4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный.
Знакомая мисс,
писательница Войнич.
Решите лингвистическую задачу.
Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера.
? Когда видел сестру, а когда брата?
Склоняются и имеют окончания фамилии мужского рода, оканчивающиеся на согласный.
Фамилии женского рода, оканчивающиеся на согласный, не склоняются.
Найди несклоняемые существительные.
Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.
Запишите несклоняемые существительные по картинкам.
Какао,
фойе,
радио,
манто,
пианино,
кашне,
кофе,
какаду,
алоэ,
трюмо,
метро,
рагу,
пальто,
кафе,
домино.
Задание 2: Составьте и запишите предложения с любыми 3 словами
Кашне – шейный платок или шарф.
Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое.
Задание 3: Спишите, вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные:
Выйти из _______________,
гулять без ___________________,
ехать по ___________________,
приехать на ______________________,
вынуть из ______________________,
слушать по ___________________,
пойти в ___________________,
работать в ___________________,
играть на _______________,
бутерброд с ___________________,
кататься на ___________________
метро
пальто
шоссе
такси
портмоне
радио
ателье
фортепиано
салями
кино
пони
Задание 4: Запишите слова, распределив их по темам.
Одежда –
Животные –
Пища -
Проверьте!
Одежда:
кимоно,
кашне,
манто,
пальто
Животные:
коала,
какаду,
гуппи,
гризли
Пища
кешью,
брокколи,
авокадо,
монпасье,
салями,
спагетти,
курабье
В чём особенность несклоняемых имён существительных?
Чтобы грамотным стать
И писать отлично
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Можно песню распевать
При честном народе,Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто,Ни колибри, какаду,Ни жюри, ни кенгуру.
Рефлексия.
Что нового узнали?
Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?
Определите ключевые слова урока
(не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).
- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.
Домашнее задание:1. Выучить правило на стр. 146.2. Закончить работу с презентацией, если не все сделали.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.