Критерии оценивания
Учащиеся
знают:
Как решать комбинаторные задачи методом перебора;
умеют:
решать комбинаторные задачи методом перебора.
3
Правильный выбор
Представителям самых различных специальностей приходится решать задачи, в которых рассматриваются те или иные комбинации, составленные из букв, цифр и иных объектов. Начальнику цеха надо распределить несколько видов работ между имеющимися станками, агроному – разместить посевы сельскохозяйственных культур на нескольких полях, заместителю директора школы – составить расписание уроков, ученому- химику – рассмотреть возможные связи между атомами и молекулами, лингвисту- учесть различные варианты значений букв незнакомого языка и т.д.
Очень часто и нам в жизни приходится делать выбор, принимать решение. Это сделать очень трудно, потому что приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был правильным. В этом нам помогают комбинаторные задачи, решая которые мы учимся думать необычно, оригинально, смело.
Что такое комбинаторика и комбинаторные задачи.
Область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов, называется комбинаторикой.
Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinate, которое означает «соединять», «сочетать».
Комбинаторные задачи – это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа.
Перебор различных вариантов.
Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.
Задача.
Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 3, 4, 5?
Решение:
11, 13, 14, 15, 31, 33, 34, 35, 41, 43, 44, 45, 51, , 53, 54, 55.
Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов
Сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 1; 4; 7?
8
Задача: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, если цифры в записи числа не повторяются?
Первая цифра 2 2 4 4
Вторая цифра 0 4 0 2
Третья цифра 4 0 2 0
Решение: 204, 240, 402, 420 – 4 числа
9
10 | 12 | 14 | |
20 | 22 | 24 | |
40 | 42 | 44 | |
50 | 52 | 54 | |
70 | 72 | 74 |
Решение:
Первые цифры искомых чисел: 1, 2, 4, 5, 7, второй цифрой искомых чисел могут быть: 0, 2. 4.
Задача 1. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 7?
5 · 3 = 15 двузначных чисел
1
2
4
5
7
0
2
4
Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов
Прямоугольник состоит из трех квадратов. Сколькими способами можно раскрасить эти квадраты тремя красками: красной, зеленой и синей?
Задача 1. Из дома Буратино в театр ведут три дороги, а из театра в школу еще три дороги. Сколькими способами может Буратино пройти в школу, посетив театр?Решение.
11; 12; 13; 21; 22; 23; 31; 32; 33 – способ перебора
3 · 3 = 9 Ответ: 9.
Д
О
М
Ш
К
О
Л
А
Т
Е
А
Т
Р
Задача 2. Буратино пришел в школу и встретил своих друзей Арлекин, Пьеро, Мальвину. Они все обменялись рукопожатиями. Сколько всего рукопожатий было? Решение.
Граф – дерево.
БА; БП; БМ; АП; АМ; ПМ – метод перебора.
3 + 2 + 1 = 6
Ответ: 6.
П
Б
А
А
А
Задача 3. У Мальвины было четыре яблока. Она решила угостить своих друзей. Сколькими способами Мальвина может это сделать, если она может все отдать одному или распределить их по своему желанию?
Решение. Ответ: 15.
А | 4 | 0 | 3 | 0 | 3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | |||
П | 0 | 4 | 0 | 1 | 3 | 0 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | ||
Б | 0 | 4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 |
Задача 4. В финальном забеге на 100 м участвуют Буратино, Арлекин и Пьеро. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.
Ответ:Вариант 1: 1) Буратино, 2) Арлекин, 3) Пьеро.Вариант 2: 1) Буратино, 2) Пьеро, 3) Арлекин.Вариант 3: 1) Пьеро, 2) Буратино, 3) Арлекин.Вариант 4: 1) Пьеро, 2) Арлекин, 3) Буратино.Вариант 5: 1) Арлекин, 2) Пьеро, 3) Буратино.Вариант 6: 1) Арлекин, 2) Буратино, 3) Пьеро.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.