Домашнее задание было:
Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства» на примере СКС. Материал для примеров возьмите из текста 1.
В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
Используйте речевые клише для сочинения из презентации.
Пишите разборчивым почерком!
Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.
(М. Пришвин)
Текст 1
Вступление, в котором сформулирован тезис: цитата+ ее объяснение;
Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
Второй аргумент (пример из текста+комментарий к нему);
Вывод.
Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) — наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучаете в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.
Алгоритм выполнения задания 9.1:
Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нем ключевые слова.
Определите, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь.
Составьте план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы):
1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.2.Приводим 1 пример — аргумент из прочитанного текста.3. Приводим 2 пример — аргумент из прочитанного текста.4.Делаем вывод.
Напоминаю, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?
Самостоятельные:
есть лексическое и грамматическое значение;
2) изменяются (кроме наречия);
3) являются членами предложения;
4) употребляются самостоятельно
Служебные:
1) нет лексического и грамматического значения;
2) не изменяются;
3) не бывают членами предложения;
4) не употребляются без самостоятельной части речи
Повторим
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.
Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
Прочитайте правило в учебнике на стр. 135
Сравните данное определение с определением в учебнике.
Проверьте
На этом уроке мы продолжим знакомство с предлогом как частью речи, узнаем о роли предлогов в построении словосочетаний, научимся находить предлоги в словосочетании и предложении и сможем потренироваться употреблять предлоги с существительными в нужном падеже.
Списать стихотворение. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.
(Не)найти н..как предлог
Ра…казать вам (про) предлог.
Так ра…кажем просто так,
Что он дела..т и как.
(В)предложени.. (на) служб..
(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,
(На) него показ..вает
И слова все связ..вает.
- О чем это шуточное стихотворение? Какую информацию вы из него извлекли?
Задание 1: Орфографическая минутка
Прочитайте текст.
Какова его основная мысль?
Имеют ли значения предлоги?
Попробуйте исключить предлоги к, в, из в предложениях: Подошёл дому. Вышел дома. Гулял парке. Сразу же нарушается не только грамматическая норма, но и согласование по смыслу: предлог к обозначает направление в сторону кого-, чего-нибудь; предлог из –направление действия откуда-нибудь, источник, место, откуда исходит что- нибудь; предлог в – место, направление куда- нибудь или нахождение где- нибудь кого-, чего-нибудь.
Как видим, предлоги также имеют значения.
( Ф.Абрамов)
Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.
Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.
Изменение слов по падежам называется склонением.
Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа.
Падеж — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было пятнадцать.
Все остальные падежи называются косвенными. Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
Именительный(есть) | кто? что? | - |
Родительный(нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный(дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный(вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный(доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный(думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Задание 2. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных. Выделите предлог (в треугольник) и окончание существительного.
Предлоги для справки: от (ото), без, для, согласно, при, благодаря, из
Вытащить _________ комод
адъютант _________ генерал
действовать _________ приказ
лекарство _________ кашель
бежать _________ память
победить ________ смелость
аппарат _________ полет
очнуться ________ сон
находиться _______ больной
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.
Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
Повторяем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.