6 класс
Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема. Пропорции.
Цель. Проверить знания учащихся по теме «Деление числа в данном отношении». Дать определение пропорции, рассмотреть основное свойство пропорции.
Тип урока: урок новых знаний
Образовательная цель: изучить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция;
сформулировать основное свойство пропорции и научиться применять его для определения верной и неверной пропорции, определять крайние и средние члены пропорции.
Воспитательная цель : вовлечь в активную деятельность; формировать культуру общения, совершенствовать навыки общения.
Развивающая цель : развивать логическое мышление; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствовать умения работы с источниками знаний.
Формирование УУД:
Личностные действия: содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету; тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Регулятивные действия: определить тему урока, с помощью решения примеров, планировать пути достижения целей, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные действия: объяснять понятие пропорции, ее крайних и средних членов, правила прочтения и записи пропорции.
Коммуникативные действия: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Разделите число 64 на две части в отношении 3 : 5.
1) ;
2) . Ответ: 24; 40.
2. Разделите число 480 на три части в отношении 3 : 4 : 5.
1) ;
2) ;
3) . Ответ: 120; 160; 200.
3. Раствор содержит 5 частей кислоты и 8 частей воды. Сколько кислоты надо, чтобы получить 442 г раствора??
Кислота – ? г, 5 частей
442 г
Вода – ? г, 8 части
Решение.
(г) – кислоты надо взять. Ответ: 170 г.
III. Объяснение нового материала.
Пропорции.
Вычислите отношения: |
|
48 : 2 |
24 |
|
6 |
32 : 4 |
8 |
24 : 1 |
24 |
110 : 10 |
11 |
|
6 |
55 : 5 |
11 |
56 : 7 |
8 |
Запишите равные отношения: |
1) 48 : 2 = 24 : 1; |
2) ; |
3) 32 : 4 = 56 : 7; |
4) 110 : 10 = 55 : 5. |
Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.
Пропорция (от латинского proportio ) – определенное соотношение частей между собой, соразмерность.
(Слайд 3) Пропорцию или читают так: «отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b как с относится к d »
(Слайд 4) Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и с – средними членами пропорции:
|
Эти названия условны – достаточно написать пропорцию в обратном порядке (справа нале-во), и крайние члены станут средними, а средние – крайними. |
|
(Слайд 5) Пример 1. Вычислите произведение крайних членов пропорции, затем произведение средних членов пропорции и сравните полученные результаты:
1) 12 : 6 = 30 : 15,
12 × 15 = 180, 6 × 30 = 180, т.е. 180 = 180;
2) ,
13 × 6 = 78, 39 × 2 = 78, т.е. 78 = 78.
На основании полученных результатов, какой вывод мы можем сделать?
(Слайд 6) Основное свойство пропорции. Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
Докажем это:
,
, Можно ли сократить?
.
(Слайд 7) Верно и обратное утверждение. Пусть a, b, c и d не равные нулю числа. Если a × d = b × c, то .
Докажем это:
,
, Можно ли сократить?
.
(Слайд 8) Из пропорции следует пропорция , потому что если дроби равны, то равны и обратные им дроби.
IV. Решение упражнений.
Уч.с.16 № 46(а). Запишите в виде пропорции:
а) 2 относится к 3, как 10 относится к 15, .
Уч.с.16 № 47(а,в). Можно ли составить пропорцию из отношений:
а) 6 : 3 и 24 : 12,
6 : 3 = 2, 24 : 12 = 2, 2 = 2, значит составить пропорцию можно;
в) 2 : 5 и 10 : 4,
, , , значит составить пропорцию нельзя.
Уч.с.16 № 49(а,в). Верно ли равенство: (по определению пропорции)
а) , (используем определение пропорции)
;
;
, то равенство верно по определению пропорции;
в) , (используем определение пропорции)
;
;
, то равенство верно по определению пропорции.
Уч.с.16 № 50(а,в). Верно ли равенство: (по основному св-ву пропорции)
а) , (используем свойство пропорции)
;
;
, то равенство верно по свойству пропорции;
в) , (используем свойство пропорции)
;
;
, то равенство верно по свойству пропорции.
Уч.с.17 № 51(а). Замените пропорцией равенство:
а) ,
.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. § 1.4 (выучить теорию). № 46(б), 48(б,г), 49(б,г), 50(б,г), 51(б).
Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Тренажер. Отношения и пропорции.
Математика 6. Самостоятельная работа по теме «Деление числа в данном отношении». |
Вариант 1. |
|
Вариант 2. |
|
|
Математика 6. Самостоятельная работа по теме «Деление числа в данном отношении». |
Вариант 1. |
|
Вариант 2. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.