Конспект урока "Комплексная географическая характеристика Латинской Америки" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки. Цель: Формирование представлений и знаний об особенностях Латинской Америки. Задачи: 1. Определить географическое положение региона. 2. Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки. 3. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки; 4. Охарактеризовать население. 5. Показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации. 6. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы. 7. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки. Цель: Формирование представлений  и знаний об особенностях  Латинской Америки. Задачи: 1. Определить географическое положение региона. 2. Показать социально­ экономический уровень развития стран Латинской Америки. 3. Оценить природно­ ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки; 4. Охарактеризовать население. 5. Показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной  специализации. 6. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и  статистические материалы. 7. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других  народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.   Тип урока: Изучение новой темы Оборудование: карты Латинской Америки, атлас, презентация, проектор. УМК: учебник В.П.Максаковский, атлас, физическая  и политическая карта мира.                                                                 Ход урока: I. Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку. II.  Изучение новой темы.   Сегодня мы приступаем к изучению следующего региона,  Латинская Америка. Прежде чем  перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые моменты  об этом регионе,  которые мы изучали ранее в предыдущем курсе. (предполагаемые ответы учащихся). Вы уже  знаете, что по уровню экономического развития все страны Латинской  Америки………. ( Относятся к развивающимся, но уровень их развития заметно выше  африканских стран и многих стран Азии). Как вы думаете, почему эти страны в экономическом отношении приближаются к некоторым странам Европы? (Заинтересованность США в  политической и экономической стабильности соседних стран). А сейчас откройте тетрадь,  запишите число и тему нашего урока:  Комплексная  географическая характеристика Латинской Америки. Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока: 1.  Сформировать знания о географическом положении региона. 2. Оценить природно­ ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки. 3. Сформировать представление о странах Латинской Америки. Трудно представить, что в 21 веке новым «тигром»  сможет стать не страна, а целый континент, который  считается,   по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира». В конце нашего урока попробуйте ответить на этот вопрос. Может ли  Латинская Америка  считаться новым «тигром»  и если да, то почему?  А) географическое положение.Ребята, чтобы определить географическое положение, давайте ответим на вопросы: ­ чем связана Северная и Южная Америка? ­ географическое положение Латинской Америки похоже,  на какой другой регион?(Африка) ­ Латинская Америка отделяется проливом Дрейка,  от какого материка?(Антарктида) ­ Латинская Америка находится в сравнительной близости с каким государством? (США) ­ Латинская Америка протянулась от, куда и до,  куда? (от США до включительно Аргентины,  включая острова принадлежащие Латинской Америки) ­ В состав Латинской Америки входят,  какие страны? ­ Какими океанами омывается Латинская Америка? (Тихим и Атлантическим) ­ Есть ли сухопутная граница у этого региона? (США) ­ Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану? (Боливия и Парагва) ­ Границы между странами большей частью проходят по сложным природным рубежам или нет? ( Да, по горным хребтам и рекам). Определите по карте атласа, по каким горным хребтам и  крупным рекам проходит граница?  ­ Найдите в учебнике на стр. 331 протяженность Латинской Америки. ­ Латинская Америка это регион Восточного или Западного полушария? ( Западного) ­Как отличаются страны по государственному строю? (Работа с  визитной картой форзаца  учебника) Сделайте вывод. (Все страны Латинской Америки либо республики, либо  государства в составе содружества, возглавляемого Великобританией.) В состав Латинской Америки  входят:  Мексика, страны Центральной Америки, Вест­Индия и  Южной Америки. Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14 стран,  являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. Площадь региона­  21 млн. км2. Б) Природные условия и ресурсы В целом природные условия, на большей части территории  Латинской Америки  благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.  Латинская Америка  относится к числу регионов мира, богато обеспеченных природными  ресурсами.  Это объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее  обширной территорией. Какими полезными ископаемыми богаты страны Латинской Америки ?  Откройте учебник стр. 332 и атлас  и определите виды минеральных ресурсов. Запасы нефти  Л,А. –значительны( 47% Венесуэлла­оз.Морокайбо ,более 45% Мексика)., природный газ( Аргнтина, Тринидад и Тобаго, Боливия, Чили, Эквадор. Каменныйуголб в Колумбии,  Венесуэлле, Аргентине и Чили. Бразилия ­80%. Размеры марганцевых руд не велики. Бразилия ок 50%. Самостоятельно­молибденовые руды – не образуются, но зависят от медно­порфированных руд ( Мексика, Перу, Панами, Колумбия,  Аргентина, Бразилия. Бокситами богаты страны Бразилии 35%, Венесуэлла 30%, Ямайка 10%. Очень распространены –серебро, Бразилия­золото, Колумбия­платина, Боливия­ оловянные и  сурьмяные руды. В Л.А.­ встречается­уран, хром, никель, вольфрам, ртуть, бор, асбест.  Из отдельных стран 1 место занимает по богатству и разнообразию полезных ископаемых  принадлежит Бразилии, 2 место ­ Мексике, вслед за ней идут Чили, Перу, Венесуэла,  Колумбия. Латинская  Америка богата водными ресурсами и по обеспеченности среди крупных регионов  занимает 1 место, а по гидроэнергоресурсам уступает только Зарубежной Азии.  Богата  лесными ресурсами. Леса покрывают ½ всей территории региона, многие породы деревьев дают особенно  ценную древесину. Очень богат и разнообразен животный мир региона.  В) Население Какова численность населения этого региона и какими темпами он растет? ( Смотрите стр. 333  учебника) Ответ: 561 млн.чел. 2005 год. 2 тип воспроизводства. Для размещения населения  характерны три главные причины (смотреть учебник стр. 336)  Термин «Латинская»­ отражает названия романских языков( испанского, португальского и  французского)­на которых говорит большинство населения региона. Латинская Америка ­  собирательное наименование американских стран и территорий, использующих в качестве  официальных романские языки (то есть произошедшие от латыни), прежде всего ­ иберо­ романские испанский и португальский, иногда также галло­романский французский. Название  объясняется тем, что романские языки произошли от латинского языка. Современный этнический состав населения сложился под воздействием трех компонентов: (см.  стр. 333) 1. индейские племена и народности 2. европейские переселенцы 3. африканцы. Более половины населения региона – это потомки смешанных браков: метисы, мулаты и самбо. Народы: Племена ( майя, ацтеки, инки) В рузельтате колониальных завоеваний были  уничтожены. В 16 в. – полностью исчезли народы о.Вест­Индия. Были привезины из Африки, в  качестве рабов.Религия: основная часть католики, протестанты, христиане, мусульмане. Плотность не высокая  населения. Но быстрый рост городов. В регионе сложился латиноамериканский тип города.   Ядром города служит центральная площадь. От этой площади углами расходятся улицы,  образуя «шахматную» сетку. Идет активный процесс городских агломераций. (Мехико, Буэнос  – Айрес). Началось первое формирование мегаполисов в Мексике, Бразилии и Аргентине. Присутствует «ложная урбанизация).  Найдите в учебнике стр. 337. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Г. Хозяйство. (Работа с учебником) Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока) В целом  Латинская Америка достигла более высокого уровня социально­ экономического  развития.  После тяжелых, кризисных 80­х годов. Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать: •    Быстрые темпы развития тяжелой промышленности •    Хозяйство многоукладное •    Узкую специализацию  •    Зависимость от иностранного капитала  •    Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства ­ промышленность ( гороно добывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия,  нефтяная и нефтепереработка)  машиностроение ( авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение) ­ сельское  хозяйство ­лесная и деревообрабатывающая ­ химическая промышленность Что такое латифундия? Стр. 339. ­ транспорт  Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах  Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью  все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора:  потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в  развитии стран региона. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Страны Латинской Америки экспортируют напитки и табак (около 10% экспорта), химические товары ­ 10%, транспортные средства и оборудование ­ 33­35%. Потребности   в   импорте   превосходят   возможности   экспорта,   поэтому   структура   внешней торговли   не   сбалансирована.   Все   страны   региона   вывозят   продовольствие   ­   кофе,   какао, цитрусовые, бананы, сахар, зерно, мясо. Отдельные имеют узкую специализацию. Например, мировым экспортером кофе являются Бразилия, Колумбия, зерновых ­ Аргентина, бананов ­ Эквадор. Аргентина и Уругвай ­ признанные мировые лидеры в экспорте коней и мяса. Около 1/4 товарного сырьевого экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы. Так, Чили вывозит медь, Перу ­ свинец и медь, Боливия ­ олово, Ямайка ­ бокситы. Определим с вами, какие черты экономики стран Латинской Америки характеризуют  их  как страны «третьего мира» ? ­ низкие показатели ВВП на душу населения. ­ прогресс сферы услуг ­ возрастание доли добывающей промышленности ­ чрезвычайно большие различия социально­ экономических показателей  между отдельными  странами  и внутригосударственными районами. ­ низкие показатели в области социальной сферы ­ отсталое сельское хозяйство, сохранение старых форм землевладения и землепользования­тормозом на пути социально­экономического развития латиноамериканских государств явля­ ется неудовлетворительное состояние транспорта. Многие территории практически лишены со­ временных дорог. Главный вид сухопутного транспорта – автомобильный. Важнейшее значение  имеет Панамериканское шоссе, протянувшееся от границ США до Буэнос­Айреса через многие  столицы стран континента, а также Трансамазонская магистраль. Решающую роль во внешне­ экономических связях играет морской транспорт (за исключением Мексики). III. Закрепление: ­ Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность,  преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация,  колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства.) ­ Какие показатели развития сельского хозяйства ( низкая продуктивность, монокультурная  специализация некоторых стран, плантационное хозяйство,  малый удельный вес  обрабатываемой площади). Это все мешает развитию сельского хозяйства и решению вопроса  продовольственной программы. IY. Рефлексия. Скажите мы достигли поставленной цели. ­ я узнал ­ я научился ­ я­понял  ­ мне было трудно Y. Оценивание. YI. Д/З стр. 331­ 340