Конспект урока "Свойства концентрированной серной кислоты" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 Конспект урока "Свойства концентрированной серной кислоты" 9 класс. Нестандартный урок разработан на основе программы курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская 2004г. и учебника И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс» М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2004г. На уроке используются разные формы организации учебного процесса, приёмы и методы. Использование ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности, экономит время при подготовке учителя к уроку, дополняет демонстрационный материал. Наряду с ИКТ на этом уроке использовался химический эксперимент, который проводили сами ребята.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок химии 9 класса «Свойства концентрированной серной кислоты»Нестандартный урок разработан на основе программы курса химии для 9 класса  общеобразовательных учреждений, И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская 2004г. и  учебника И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс» М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2004г.           На уроке используются разные формы организации учебного процесса, приёмы и  методы. Использование ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности,  экономит время при подготовке учителя к уроку, дополняет демонстрационный  материал. Наряду с ИКТ на этом уроке использовался химический эксперимент,  который проводили сами ребята.           Результаты:           Активное участие всех учеников на уроке, в том числе и слабых. Ученический  эксперимент, наблюдения, устное обсуждение, комментарии к  наблюдаемым опытам,  развивали речь ребят, внимание, аккуратность, оттачивали навыки использования  терминологии. На мой взгляд, такая форма проведения урока химии с применением  ИКТ, активизирует познавательную деятельность учащихся и облегчает усвоение  учебного материала.Урок химии в 9 классе по теме:  «Свойства концентрированной серной кислоты». Тип урока: постановка и решение учебных задач. Вид урока: ролевой (химическое театрализованное представление). Метод обучения: репродуктивный Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  парная и индивидуальная. Цель урока: обобщить знания, полученные по теме: «Сера и её соединения»,  изучить свойства концентрированной серной кислоты. Задачи урока:  ­ представить серную кислоту в виде «одушевлённого» персонажа и изучить её свойства; ­ развить и укрепить навыки химического эксперимента; ­ воспитывать у учащихся культуру речи, поведения, манеры; ­ активизировать интерес учащихся к предмету, раскрыв их артистические  способности. Карта дидактических целей урока: Цель урока Для учителя Для ученика1.Образовательная Создать условия для высокого  2. Развивающая уровня воспроизведения  системы знаний и умений,  учащихся по данной теме. Создать условия для поиска  взаимосвязи между новым и  изученным материалом,  развития логического  мышления, умений  приобретать знания не  памятью, а мыслью. 3. Воспитательная Создать условия для  формирования культуры  умственного и практического  труда, интереса к знаниям. Знать физические и  химические свойства  концентрированной серной  кислоты. Развивать умения для  поиска взаимосвязи между  новым и изученным  материалом, умения  постановки и поиска  решения проблем, речевую  деятельность Формировать умения  работать по культуре  умственного и  практического труда.             Ожидаемый результат:             Каждый ученик должен знать физические и химические свойства                              концентрированной серной кислоты, уметь писать уравнения химических                реакций, находить причинно­следственные связи, формулировать выводы на              основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать              их правильность, рефлексировать свою деятельность.             Средства обучения: 1. Химия 9 – учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений И.И.  Новошинский, Н.С. Новошинская  М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и  Образование», 2004г. 2. Презентация в MS Power Point. 3. Демонстрационный эксперимент:         ­ Растворение серной кислоты в воде.         ­ Взаимодействие сахара с концентрированной серной кислотой.­ Качественная реакция на сульфат­ион. 4. Карточки с заданием для индивидуальной работы. Оборудование и вещества: Компьютер, проектор. Растворение серной кислоты в воде: Концентрированная серная кислота, вода, стакан, стеклянная палочка. Взаимодействие сахара с концентрированной серной кислотой: Сахарная   пудра,   концентрированная   серная   кислота,   стеклянная   палочка, стакан. Качественная реакция на сульфат­ион: Растворы:   серной   кислоты,   сульфата   натрия,   сульфата   алюминия,   хлорида бария, пробирки.Вступление. Слайд №1. Ход урока:  // Появляется Незнайка (ученик): ­ Здравствуйте, ребята! Здесь проходит урок химии? ­ Да … (отвечает весь класс) ­ Зовут меня Незнайка – Любознайка Прилетел я к Вам с Луны Постигать химии азы Хочу многое я знать Чтоб великим учёным стать Книги по химии читаю, Но, к сожалению, не всё понимаю. В кулуарах мне сказали:  Знатоков здесь много в зале, Потому без лишних словВыслушать я вас готов. // Учитель: ­ Ну, что, ребята, поможем Незнайке? (Дааааа…) ­ Задавай свои вопросы! // Незнайка: Дорога была долгой, но я зря времени не терял, а читал книгу (показывает),  название которой «ХИМИЯ». Ребята, в этой книге столько много непонятных для меня заданий, помогите  разобраться мне в них. Попалась мне здесь каверзная задачка, я сейчас вам её  прочитаю (читает задачу). Слайд №2. Экологическая задача: Есть у нас большой завод – Он продукцию даёт. А над ним труба дымит – Небо синее коптит. Жить под ней – сплошная мука! Но поможет нам наука: Чтобы снять противогаз, Обезвредить нужно газ. Внимание вопрос:Сколько тонн гидроксида натрия необходимо для нейтрализации выбросов 32 тонн  сернистого ангидрида – оксида серы (IV)? SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O                                 // Учитель: Ребята, кто сможет решить эту задачу? (ученик выходит к доске и решает задачу). // Незнайка: А ещё в этой книге очень много уравнений. Ребята, кто силён в уравнениях? // Второй ученик осуществляет цепочку:  → ZnS   → SO2   → SO3   → H2SO4   → Na2SO4 S  // Незнайка: Ребята, помогите мне разобраться в следующих вопросах! Учитель вместе с Незнайкой обращаются с вопросами к классу (разминка по  карточкам): S 1. Назвать химический элемент. 2. Охарактеризуйте положение серы в ПСХЭ. 3. Какие степени окисления характерны для серы в соединениях? 4. Поясните, действительно ли сера – жизненно важный химический элемент.SO 2 1. Назовите соединение. Укажите степень окисления серы. 2. Охарактеризуйте физические свойства сернистого газа. 3. Укажите характер данного оксида. 4. Применение. SO 3 1. Назовите соединение. Укажите степень окисления серы. 2. Охарактеризуйте физические свойства серного ангидрида. 3. Укажите характер данного оксида. // Незнайка: 4. Я слышал, что одной из причин выпадения кислотного дождя является  взаимодействие серного ангидрида с водой. Поясните это. Слайд №3,4.H2 S 1. Назовите соединение. Укажите степень окисления серы. 2. Охарактеризуйте физические свойства сероводорода. 3. Что происходит с человеком при вдыхании сероводорода?  // Незнайка: // Учитель: ­ Что ж, ребята, вы молодцы! Вопросы мои вас не пугают Ну и правильно, ведь знания всем помогают! А теперь, задания сложные решить В химическом диктанте вам предстоит! Химический диктант. 1. Заряд ядра атома серы равен +16. 2. Сера существует в виде двух аллотропных модификаций. 3. При взаимодействии с сильными окислителями сера проявляет восстановительные  свойства. 4. Химическая связь в молекуле оксида серы (VI) – ковалентная полярная. 5. Качественной реакцией на сульфит – ион является его взаимодействие с ионами  водорода.     (Слайд №5).Учитель подводит промежуточный итог. Пауза. Музыка. Очень много повторяли, Наши головы устали Покачаем влево, вправо … А затем глаза закроем И расслабим их друзья Обо всём забудем, но не навсегда. А теперь глаза откроем Полной грудью все вздохнём Что ж, немного отдохнули! И работать вновь начнём.  Новый материал: ­ Спасибо, ребята, я так много узнал! Но есть у меня для вас сюрприз. Прилетел я к вам ни одинЕсть у нас на Луне Королевство кислот. Жила – была там маленькая принцесса // Выходит принцесса: ­ Здравствуйте, ребята, зовут меня КиСлинКа. (Концентрированная серная кислота) Слайд №7. Посмотрите на меня: Я прозрачна как вода, не пахну и густа как масло. Захотела я стать королевой, поэтому и отправилась в путешествие с Незнайкой. Но, чтобы стать настоящей королевой у меня должна быть корона. Помогите мне стать настоящей королевой! // Учитель: ­ Ну, что поможем КиСлинКе стать настоящей королевой? // Весь класс: // Учитель: ­ Да … ­ Я думаю, мы с удовольствием поможем тебе стать королевой, Но для этого мы должны узнать тебя поближе: твой характер, особенности и твои свойства. И только тогда мы сможем тебе помочь.Запишите в тетради: «Свойства серной кислоты». Слайд №8. // Кислота: ­ Хорошо, я согласна! Ради короны я готова на всё. Слушайте внимательно: Долго к вам я добиралась и так сильно устала. Хотела воды испить, открыла кран, только сделала глоток, как вода страшно зашипела. С криком испуганная я бросилась прочь. Что случилось?  // Учитель: Слайд №9.  Запомните, ребята, концентрированная серная кислота взаимодействует с водой,  образуя гидраты, что сопровождается выделением очень большого количества  теплоты. Поэтому при смешивании концентрированной серной кислоты с водой надо  осторожно вливать при перемешивании кислоту в воду тонкой струйкой.  Выделяющаяся при этом кислота рассеивается по всему объёму раствора, поэтому  вскипания и разбрызгивания не происходит.  Демонстрационный опыт!Уравнение (записать в тетрадь). // Кислота: ­ Я поняла! Если в меня попадает вода, то может случиться большая беда. Вы не должны забывать, что меня надо в воду вливать. Пострадает тот, кто сделает наоборот, потому что энергия выделяется, когда ко мне вода приближается. ­ Попить мне не удалось. Решила я сладкую сахарную конфетку съесть. Посмотрите…(опыт в лотке) Только прикоснулась к ней, а она превратилась в чёрный уголь. Почему? //Учитель: Слайд №10.  Способностью поглощать воду объясняется и обугливание органических веществ.  Так, если сахар смешать с концентрированной серной кислотой, то через некоторое  время масса чернеет и вспучивается вследствие образования водяного пара. Кислота  отнимает воду, в результате сахар обугливается.  Уравнение (записать в тетрадь). C12H22O11   12→ C + 11H2O // Кислота: ­ Я опасна, коварна и сильна. Органические соединения обугливаю я.//Учитель: ­ Ребята, кислот очень много, но мы должны знать нашу кислоту, как говорится,  в  лицо. Определять её среди множества других кислот. Для этого ребята, существует  качественная реакция на неё. Ученики пытаются самостоятельно, с помощью таблицы растворимости определить  качественный реактив на сульфат – ион. Л.О.     Качественный реактив на сульфат – ион – ион бария: 2­ = BaSO4↓ Слайд №11, 12. Ba2+ + SO4 //Кислота: А теперь, ребята, расскажу я вам какой курьёз случился со мной. Зашла я случайно в 9 «В» класс, обратилась к ним со своей  проблемой: мол, хочу королевой стать, корона мне нужна. Они тут  же вызвались мне помочь. Принесли мне красивую, жёлтую корону.  Короновали меня, но не прошло и минуты, как корона куда – то  исчезла. Что случилось? //Учитель: Тебя обманули, дали медную корону, а медь реагирует с  концентрированной серной кислотой. Но ты не расстраивайся, мы тебе подарим настоящую золотуюкорону, т.к. золото не реагирует с кислотой.Дарим «настоящую» золотую корону и Кислота, поблагодарив, уходит. Домашнее задание. Слайд №13.   Итог урока. Оценки. Слайд №14, 15.  1819