Тема: « Личные местоимения»
Цель урока:
Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать, умению проверять данную орфограмму
Задачи урока:
Цель: формировать понятие личные местоимения
Дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения, умение определять лицо, число и род местоимений, употребление местоимения в речи.
Задачи:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
Ход урока
1. Проверка домашнего задания и выставление отметки в листке контроля.
2. Постановка цели и задач урока
- Ребята, давайте определим, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, чему научимся. В этом нам помогут слова, написанные на доске.
Прочитайте их. Распределите эти слова на 3 группы(устно) СЛАЙД Береза , белый , играть, читать, мы, ученик, новое
Что общего? Прочитайте слова 1 группы. Расскажите все, что знаете об этой части речи. ( Защита проекта)
Какое слово не распределили в группу?
- Кто догадался какой будет тема урока?
- Мы будем говорить о местоимении.
поставьте задачи к уроку:
(Познакомимся с новой частью речи
выделим признаки местоимения
узнаем о том, почему ученые назвали так эту часть речи)
- Совершенно верно, но сначала давайте начнём наш урок с минутки красивого письма.
3. Чистописание: СЛАЙД
- Ребята, а вы знаете, какой сегодня день? (6 мая)
Запишите красиво число в тетрадь.
ож уж ех ах ас ус эс ис
Под сосной у реки была барсучья нора.(устно по членам и частям речи)
-Возьмите тетрадь своего соседа по парте и оцените его чистописание, оценку поставьте в листке контроля.
4. Орфогр.минутка СЛАЙД
Поставь точку под буквами, которые нужно при написании проверить, рядом написать однокоренное проверочное слово.
Варёный-…., водичка-….., бедняк-….., больной-….., гористый-….., глазной-….., грибной-…..
(проверка на экране и выставление оценки в листок контроля)
3. Изучение нового СЛАЙД
Самоопределение к деятельности
Прочитайте текст.
Филин- красивая птица. У филина длинные крылья желтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин- ночная птица.
-Ребята, вы заметили , в каждом предложении повторяется слово филин?
Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).
-
Что такое местоимение? СЛАЙД
Местоимение- это часть речи, которое указывает на предметы, но не называет их.
Личные местоимения:
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Местоимения я, мы указывает на того, кто говорит.
Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.
-Можно ли, говоря «вы», обращаться к одному человеку, а не к нескольким?
-В каком случае?
-Правильно, когда младший обращается к старшему, малознакомому человеку или к старшему, хорошо знакомому человеку, который не является родственником. Это форма вежливого общения.
Местоимения он, она, оно, они указывают на того о ком или о чем говорят.
-А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?
-А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?
-А можно ли сказать «они» о предметах, а не людях?
Слайд
Лицо и число личных местоимений.
Как изменяются местоимения 3-его лица?
Местоимения 3-его лица единственного числа изменяются по родам: мужской род- он, женский род- она, средний род –оно.
Во множественном числе местоимения 3-его лица по родам не изменяются (для всех родов- они).
Обратите внимание на то, что местоимения 1 го и 2го лица указывают на людей. А вот местоимения 3го лица – на людей и на предметы, о которых уже шла речь.
все местоимения имеют формы ед. и мн. ч., но лишь местоимения 3го лица имеют в единственном числе еще и род, могут быть местоимениями м.р., ж.р., и ср.р. А местоимения 1го и 2го лица не имеют рода. «Я» и «ты» - так могут сказать о себе или обратиться к другому и мальчик, и девочка.
- Какую новую часть речи мы для себя открыли на уроке?
- Какую задачу мы ставим перед собой далее?
Упр.1 с.157
- Как вам удобнее выполнить это задание самостоятельно или в парах ?(Я, ТЫ, ОН, МЫ, ОНИ)
- Видите, вам удалось эту задачу решить?
Проверка( можно вынести её на экран), выставление отметки в листке контроля.
Самостоятельная работа. СЛАЙД
"Вставь местоимение"
Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.
Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе .
Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок?
7. с.158 ! Прочитайте
-Что нового узнали о местоимениях? Упр.3 (1в. Мест.сущ---он,мы,они,вы,я,ты)
(2в. Мест.прил----всей, в этом,своим,
Поставьте себе отметку в листке контроля.
7. Закрепление знаний. Работа в парах СЛАЙД
1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.
Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.
(проверка на экране, выставление оценки)
Итог урока. Проверка знаний
- А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.
Выполните тест на листочке.
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
3. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
4. Местоимение бывает:
а) единственного и множественного числа;
б) только единственного числа;
в) только множественного числа;
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 2 лица единственного числа;
в) 3 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста.
- Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.
10. Рефлексия. Слайд
-Посмотрите на слайд, мне будет очень приятно послушать ваши впечатления о сегодняшнем уроке.
1. Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил .
2. Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил .
3. Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял .
- Ребята, у нас сегодня был первый урок по данной теме, поэтому я предлагаю вам поставить себе оценки самим, учитывая все виды работ на уроке, и все ваши оценки, что вы выставили в листках контроля.
11. Домашнее задание. Слайд
Составить и записать 5 предложений с личными местоимениями.
Листок контроля _____________________________________
№ |
Задание |
Оценка |
1. |
Проверка д/з |
|
2. |
Минутка чистописания |
|
3. |
Орфографическая минутка |
|
4. |
Упр.1 с.157 |
|
5. |
Самостоятельная работа. |
|
6. |
Упр.3 с.158 |
|
7. |
Работа в парах |
|
Общая оценка за урок |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.