Тема выступления: « Организация работы учителя с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе»
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
В последние годы в России, к сожалению, возросло количество детей с отклонениями в здоровье.
В зависимости от нарушений выделяют:
-детей с нарушением слуха;
-с нарушениями зрения;
-с нарушениями речи;
- с нарушениями интеллекта;
-с задержкой психического развития;
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;
-с множествами нарушениями.
Мне хотелось бы, подробнее остановиться на детях с задержкой психического развития (ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой школе, а уже и в каждом классе. Вот только с ростом количества таких учеников, у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Как оценивать? Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
Ведь с обычной программой они не справляются…
Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических функций. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».
Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.
Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост , и сложен одновременно : применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению задания (упражнения) и работают самостоятельно. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент по силу (например, на карточках).
Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешить ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
1. Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от ребенка, а что ему будет не под силу. Что бы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности.
2. Следующий главный шаг – это составление для этого ученика адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить «западающие » психические функции.
3. Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном развитии психических функций и речевых нарушениях.(Например, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому, что плохо её учит.)
4. Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.
5. Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать созревание определённых областей коры головного мозга. Поэтому, стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивание: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал учитель.
Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое-опираться на содержание учебного материала , которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности.
Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а это ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно ему ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот ученик успел справиться с пятью примерами и одной задачей - ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе-не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний : пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье- сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое время назад ( в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, и тебе поставили «2», а в этот раз 4 ошибки и в очень трудных словах- поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки - смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное научить их получать заслуженные хорошие отметки!
Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход-повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться будет намного легче.
Учебный процесс можно организовать по традиционной системе.
Определить для себя следующие принципы :
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращение наступления утомляемости(проведение физминуток, зрительной гимнастики);
- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;
- максимальная опора на игру, как пока ведущую роль деятельности ребёнка;
- стимулировать познавательный интерес различными приёмами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);
-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;
- проявление педагогического такта (поощрение за малейшие успехи, помощь каждому ребёнку);
Также на уроке играет важную роль-это эмоциональный настрой.
Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку и всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
• Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи, оригами и т.д.)
Большое внимание уделяется занятиям по рукоделию, где дети обучаются вышивке крестом, гладью, бисером, работе с лентами и разным техникам.
Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"
Список использованной литературы
1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. – М., 2002.
2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
3. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.
4. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.
5. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.