« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников
Оценка 4.7

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
история
11 кл
17.02.2019
« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников
Представленный материал является методическим продуктом социального проекта, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста. Целью воспитательного мероприятия является ознакомление старшеклассников с трагедией еврейского народа в годы Второй мировой войны и подвигом людей, спасавших жертвы нацизма. Рекомендуется использовать видеоматериалы по данной проблеме, указанные в сценарии.
Памяти жертв Холокоста.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА» АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА « Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко­литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников Подготовлен под руководством Смеловскаой Валентины Анатольевны, учителя истории Муниципального образовательного учреждения «Марьяновская школа» администрации Старобешевского района «Память о Холокосте необходима, чтобы                                                      наши дети никогда не были жертвами,                                                     палачами или равнодушными наблюдателями.» И. Бауэр Цель: познакомить старшеклассников с трагедией еврейского народа в годы  Второй  мировой  войны и подвигом людей, спасавших жертвы нацизма.  Задачи: Образовательная:    познакомить учащихся с темой Холокост как одним из примеров  бесчеловечной политики нацистов; развивать умение находить причинно­следственные связи, делать выводы и анализировать  исторические документы; продолжить формирование аналитических умений учащихся при работе с  историческими источниками. Развивающая:     развивать  навыки социальной восприимчивости и доверия; развивать навыки монологической речи; умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию,  сопереживанию; развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи; Воспитательная: • воспитывать непримиримое отношение к нацизму, как к идеологии,  враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего  человечества;  • научить защищать идеи гуманизма; • обучать  межкультурному пониманию и толерантному поведению. Материалы и оборудование: Мультимедийный комплекс ( презентация  по теме “Холокост”,  аудиозаписи  музыкальных произведений,  фрагменты документального фильма «Дети из  бездны» и художественного фильма «Щит и меч»). Приложение  с фрагментами  документов,  музыкальные композиции ,сообщения  подготовленные учащимися. иллюстрации и фотографии для оформления зала и стенгазет.                                     Ход мероприятия Учитель : В истории каждого народа есть скорбные даты, но есть дни в которые скорбит всё человечество.  Слайд1 Одна из таких дат  27 января  – это Международный день Памяти жертв   Холокоста. И говорить мы будем  сегодня о страшных преступлениях против  человечества , совершенных нацистами в годы Второй мировой войны,  о  невероятном стремлении к жизни народов­ жертв, о колоссальной силе духа  людей доброй воли.  Но почему именно сейчас, спустя более  70 лет после  Холокоста, когда появилось столько новых проблем, мы снова говорим об этой  трагедии? Слайд 2 Ученик 1 ­  Да потому что как  писал Михаил Гефтер в книге «Эхо Холокоста»: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных  вгазовках… Это­  память, противящаяся забвению. Это­ зов людей к взаимной близости,  невозможной без запрета на убийство. Это ­ убеждение: Нет геноцида  против  «кого­то», геноцид  всегда  против  всех»  Слайд 3 Ученик  2­ А я согласен с утверждением Игуды Бауэра :  «Память о Холокосте  необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или  равнодушными наблюдателями» Ученик  3­ Давно известна истина «Самые страшные преступления совершаются с нашего молчаливого согласия». Помните слова покаяния  пастора Мартина Нимеллера:«Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем  они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они  пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным  работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы  мне помочь. Слайд 4 (музыка «Лунная соната». Бетховена) Ученик 4­ Мы не хотим кричать,  но и молчать, не имеем права. Мы вместе  должны извлечь уроки из истории Холокоста.  И в нашем обществе, не должно  быть  каких – либо проявлений политической, национальной или религиозной  нетерпимости. Вот поэтому, сегодня мы говори о Холокосте. Ученик – 5 (Читает Стихотворение «Реквием»  стихи Олег Семенов, музыка  Андрей Богомольный) Разносит ветер прах земли тревожно Безвинно заживо сожженных, Взывает к памяти своей Их вечный крик в сердцах людей. Звучит набатом напряженно В глазах детей новорожденных Безмолвно заданный вопрос: «Кто нас обрек на холокост?» Ученик –6   Шесть миллионов жизней в смерть идущих, Дрожащий свет заплаканных свечей. Века пройдут, но в каждый день грядущий Не стихнет эта боль в сердцах людей. И зарыдает общею бедою Разящим эхом колокольный звон, Склоняясь памятью живою От всех живых в земной поклон. Ученик –7 Напомним миру, что нельзя глаза закрыть На вечный страх от унижения и боли, В огне сожженною еврейскою судьбою, Чтоб снова холокост не повторить. Слайд 5 Учитель: «Холокост» ­ этим греческим словом, что в переводе означает  «всесожжение» или «уничтожение огнём» принято называть систематическое  преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из  разных стран представителей еврейского народав 1933—1945 гг .  Основанием  для фашистов послужила нацистская расовая теория.  Слайд 6 Впервые этот термин был использован в 60 ­ годы ХХ столетия  будущим  лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ  газовых камер и крематориев лагерей смерти. Слайд 7 В Израиле используют термин «Шоа», что в переводе с иврита означает :  Катастрофа – уничтожение европейского еврейства. Война унесла миллионы жизней. Но народы не имевшие своего государства  евреи и ромы прошли не только через кровь и смерть но и через немыслимое  унижение человеческого достоинства. Слайд 8 Вдумайтесь в эти цифры: В ходе проведения политики геноцида было уничтожено  58% евреев Европы –  6 млн. человек,  30% ромов (цыган) –  200 тыс. человек Слайд 9 И нам сегодня важно понять источники этой общечеловеческой трагедии Холокост   отличается   от   остальных   известных   в     истории   случаев массовых убийств людей по масштабу преступлений и по изощренности убийств.  Кто виноват?  Слайд 10 Ведущий 1         Основанием для массового уничтожения людей стала расовая теория нацистов об исключительности арийской нации. В   1933   году   к   власти   в   Германии   приходят   к   власти   фашисты   во   главе   с Адольфом Гитлером. В их планы входило: 1. Расширение «жизненного пространства» для немецкой нации 2. Уничтожение неполноценных рас 3. Уничтожение политических оппонентов слайд 11 Фашистская пропаганда насаждала своему народу мысль о том, что немецкая нация имеет превосходство над остальным народами. Евреев, цыган, славян они относили к неполноценным, «низшим расам».   Фрагмент фильма «Дети из бездны» Слайд 12  видео  фрагмент   Слайд 13         Ученик 1   Изученные нами документы свидетельствуют: Гитлер заявлял :   «Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной      1 деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории – это неполноценная нация….  «Мы   обязаны   истребить   их   –   это   входит   в   нашу   миссию   охраны   немецкого населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются как черви.» Слайд 14 В 1935 году  были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии   на  две   части:   немцев   и  не  немцев.   Последние   были  лишены   права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами. Документы свидетельствуют: 15 сентября 1935 года нацисты приняли  Закон о защите немецкой крови и  немецкой расы. В соответствии с ним «Браки между евреями и государственными подданными  немецкой или родственной крови запрещены.» 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА было принято «ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА» 4.1.   Еврей   не   может   быть   гражданином   Рейха.   Он   не   имеет   права   голоса   в политических   вопросах,   не   может   занимать   должностей   в   государственных учреждениях. 4.2. Чиновники­евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года. Слайд 15 Ведущий 2 Перед вами страницы книги  «Ядовитый гриб» для немецких школьников.   Вней   явно   прослеживается   гонения   против   еврейского   народа: «Еврей – наш самый главный враг! Будьте бдительны с евреями». Данный факт свидетельствует   о   том,   что   неприятие   и   враждебное   отношение   к представителям   еврейской национальности фашисты закладывали в сознание немецких детей с раннего возраста. Уроки расизма в школах Германии были не редкостью. После   принятого   нацистами   «Постановления   о   мерах   по   борьбе   с переполнением немецких школ» еврейских учителей и детей стали изгонять из школ. Слайд 16  Щёлкнуть музыку Инсценизация  (Еврейская мелодия)   Ведущий 1 Из воспоминаний (ХильмиГеффен­Людомер). Ученица:  «От   дружелюбной   атмосферы   не   осталось   и   следа…   Никто больше   не   хотел   со   мной   дружить.   А   некоторые   соседи   даже   боялись разговорить. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями». Вдруг выяснилось, что мы другие»  Ведущий 2  Из дневника тринадцатилетнего Ицхака Рудашевского: Ученик «Прекрасное солнечное утро. Улицы запружены людьми в форме со свастикой. Город бурлит… И вот передо мной открывается средневековая картина: переселение в гетто, черно­ серая масса людей, впряженных в повозки с наваленными тюками. Я понимаю, что скоро придет и наш черед. Я смотрю на разоренный   дом,   на   тюки,   на   растерянных,   отчаявшихся   людей.   Я   вижу разбросанные вещи, которые когда то были мне так дороги, к которым я привык. Женщина стоит среди узлов. Ей не под силу их унести. Она горько плачет и заламывает руки. И вдруг все вокруг начинают плакать. Все рыдают…»  Слайд 17  Песня «простой еврейский мальчик» Ведущий 1 Чтобы вызвать в людях чувство неприязни, использовались  все рычаги: религиозные,   политические,   экономические,   культурные.   Охота   на   евреев становилась   легальной.   Против   них   разрешалось   применять   любые   действия, даже   те,   которые   в   нормальном   обществе   считаются   преступными. Не   только   помогать   евреям,   но   даже   просто   выказывать   им   симпатию   и сочувствие было смертельно опасно.  Слайд 18 ( Мелодия Список Шиндлера) Щёлкнуть! Ведущий 2  В ночь с 9 на10 ноября 1938 года по всей Германии организованные банды со свастикой на рукавах громили магазины, принадлежащие евреям, жгли синагоги. Улицы были усыпаны стеклом разбитых витрин – поэтому в духе нацистской «эстетики» Эта ночь была названа Хрустальной. События этой ужасной ночи описал в своем стихотворении «Хрустальная  ночь» Валерий Агаронов Ученик читает фрагменты стихотворения: Дождик льет, протяжно плачет, Блюз играет патефон. Память никуда не спрячет Ночи той хрустальный звон, Где разбитые витрины, Груда трупов, детский плач, Вой толпы...оскал звериный Демонстрирует палач!... Этот грех впечатан в Лету! Звон разбитого стекла Нам напомнит век за веком Ночь в осколках хрусталя! Тогда в Германии погибло около 100 000 евреев. Более 30 тысяч евреев  после этого были отправлены в концентрационные лагеря. Ведущий 1. Нацисты заявили, что все имущество евреев принадлежит Германии. Нееврейское   население   Германии   и   оккупированных   стран   получало   в   свое распоряжение   дома   и   собственность   евреев,   занимало   их   рабочие   места.   За каждого  пойманного   или   убитого   еврея   платили   деньгами   или  дефицитными продуктами. Участвовавшим в этой охоте, а также членам их семей полагались продовольственные пайки и денежное довольствие. В условиях экономической разрухи   военного   времени   очень   многие   не   могли   устоять   перед   таким соблазном.   Нацисты   действовали   по   принципу   «Разделяй   и   властвуй».   И старались   сделать   соучастниками   своего   преступления   как   можно   больше людей. Слайд 19 Учитель Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло  теперь жить. Гетто – жилые зоны, куда насильственно перемещались евреи для  компактного проживания. Они строго охранялись немецкими нацистами  или их пособниками ­  националистами из оккупированных стран Их было бесчисленное множество по всей Европе (Берлин, Варшава,  Люблин, Гомель, Смоленск,  Луцк, Ровно, Бердичев,  Днепропетровск,  Харьков,  Херсон …) (Слайд 20) Слайд 21 Видеоряд 1 Гетто Ученик 2.1 Евреев из гетто использовали как дешёвую рабочую силу.Особенно  тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14­16 часов в  сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили  рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике.  Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу  своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица  для раненых и обожжённых немецких солдат. Ученица 2.2 “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной  жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться,  они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на  площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины.  Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во  дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они  рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли. Слайд 22  «Фрагмент  4» Слайд 23 Ведущий 3 Самым   страшным   проявлением  Холокоста   стали    лагеря   смерти  , созданные фашистами для физического истребления  людей, объявленных «недочеловеками» Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях    были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов  людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась. Это было что­то вроде… Ада… Ведущий 4 Освенцим (Аушвиц),Треблинка, Бухенвальд, Дахау, Равенсбрюк, Собибор,  Майданек и десятки других фабрик смерти. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых человеческих тел и душ. Этого нельзя забыть. Там ушли в вечность  миллионы советских военнопленных, антифашистов со всей Европы, мирных  жителей оккупированных территорий.  Обессилев от тяжёлого каторжного  труда, они становились для нацистов отработанным материалом и подлежали  уничтожению.  Слайд 24 Звучит песня Молитва  Видеоряд 2    «Поет девушка песню «Молитва» под минус или  ставится Запись песни Аллы Рид Памяти жертвам Холокоста)  Слайд 25  Щёлкнуть музыку Ученик Звучит еврейская музыка – doyna (ученик читает стихотворение  Э.Межелайтиса “Пепел”). Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка  Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?  Это, может быть, резвые ноги ребёнка,  Что за белою бабочкой гнался межой; Или ручки, – дитя ими тянется к маме,  Обнимая за шею, ласкается к ней…  Или был этот щебень большими руками,  Что с любовью к груди прижимали детей.  Этот пепел, который разносится с ветром,  Был глазами, смеялся и плакал порой,  Был губами, улыбкою, музыкой, светом,  Поцелуями был этот пепел седой.  Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,  Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –  Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,  Точно белым по чёрному вписано в них.  Эти волосы – локоны, косы и пряди,  Что навалены мёртвой, косматой горой,  Кто­нибудь расплетал и взволнованно гладил.  И сухими губами касался порой.  Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,  Золотые надежды, сияние глаз…  Крематориев страшных горящие печи.  Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас. Слайд 26  Печи майданека Ведущий 3 Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали  газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде,  чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку  человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера,  уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли  прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным  с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день  подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались  в печах крематория. Слайд 27 Дети Освенцима (ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”) Мужчины мучили детей.  Умно. Намеренно. Умело.  Творили будничное дело,  Трудились – мучили детей.  И это каждый раз опять, –  Кляня, ругаясь без причины…  И детям было не понять,  Чего хотят от них мужчины.  За что – обидные слова.  Побои, голод, псов рычанье?  И дети думали сперва,  Что это за непослушанье.  Они представить не могли  Того, что было всем открыто:  По древней логике земли,  От взрослых дети ждут защиты.  А дни всё шли, как смерть страшны,  И дети стали образцовы,  Но их всё били. Так же. Снова.  И не снимали с них вины.  Они хватались за людей.  Они молили. И любили. Но у мужчин “идеи” были,  Слайд 28 ( Фрагмент Детский концлагерь из  фильма «Щит и меч» фрагмент      Ведущий 5 Слайд 29 Бабий Яр  Заставка . В 1941­1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР:  Украинуу, Белоруссию, Молдавию, значительную часть РоссиПрибалтики.  Немцы установили здесь свой «новый порядок». В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев  в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к  сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Хотя в  каждом населённом пункте СССР, был свой Бабий Яр.  Ведущий 6 Слайд 30 Немецкие войска вступили в Киев 19 сентября 1941 года. В этот же день начались грабежи и репрессии против евреев. 22   сентября   киевлян   разбудил   взрыв   страшной   силы.   Горел   Крещатик, центральная   улица   города.   Сработали   мины,   установленные   отступающими советскими войсками.   Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница   для   немецких   офицеров.   Эти   события   были   использованы руководством айнзацгруппы «С» 1 как повод для расправы над евреями.  Повсюду появились объявления (их было более 2000), в которых евреям  предписывалось, якобы «в целях переселения», к 8 часам утра 29 сентября собраться около еврейского кладбища, имея с собой деньги, драгоценности и постельное бельё. За неявку – расстрел. (Слайд с объявлением  31) Ведущий 5 ( слайд 32) Бабий яр Бабий  яр – это название большого оврага в северной части Киева. Здесь пролегал один из самых больших на территории Киева оврагов (длина свыше 2,5 км, глубина около 50 м), по дну которого протекал ручей с одноименным названием. Слайд 33   (еврейская мелодия) Театр песни Мерхавим «Евройское счастье» Из воспоминаний Сары Байхе «С   ужасом   вспоминаю   эти   дни.   Среди   узлов   и   чемоданов   лежали больные, гроздьями сидели детишки. Грудных детей иногда везли по двое, по трое в одной коляске» «В толпе обрывки разговоров:  ­ Это война, война! Нас вывозят подальше, где спокойнее.  ­ А почему только евреев? Какая­то бабушка весьма авторитетным голосом предположила:  ­ Ну потому, что мы – родственная немцам нация, и нас решили вывезти в первую очередь» Запасли еду и мыло,  Брали ложки в серебре И одёжки, чтоб хватило  Всем на холод – в октябре!  Пара кукол для девчонок,  Две машинки – пацанам.  Отчего ж дрожит ребёнок?  Или что­то чует сам?  Люди шли под смутной ношей,  На повозках скарб везли,  В тот обрыв, травой поросший, В сущий ад родной земли.  Исполняется  (Песня Бабий Яр. (Театр песни Мерхавим) Ведущий 6 Три дня и три ночи продолжалось «шествие смерти». Евреи двигались по мостовой,   а   на   тротуарах   стояли   немецкие   патрули   и   жители   города.   Не подозревая о предстоящей трагедии, люди шли в сопровождении родственников и   друзей.   Некоторые   из   них   дошли   до   Бабьего   Яра,   откуда   оцепление   уже никого не выпускало. (Театрализация:  Мама с дочерью) Мама, отчего ты плачешь, Пришивая мне на платье Желтую звезду? Вот такое украшенье Надо бы щенку на шею, Я его сейчас же приведу. А куда уводят наших, Может, там совсем не страшно, Может, там ­ игрушки и еда! Мне сказал какой­то дядя, Сквозь очки в бумажку глядя, Что назавтра нас возьмут туда. Посмотри, какая прелесть, Вот оркестр играет "фрейлехс"… Отчего так много здесь людей? Мама, ну скажи мне, мама, Кто тут вырыл эту яму И зачем нас ставят перед ней? Что ты плачешь, ты не видишь ­ Их язык похож на идиш… Но почему все пьяные с утра? Может быть, в войну играют, Раз хлопушками стреляют… Мама, это вовсе не игра! Мама, отчего ты плачешь, мама, отчего ты пла… Слайд 34 Щёлкнуть выстрел! * * * Ведущий 6 Под открытым небом была открыта целая канцелярия. Стояли письменные столы. В конце улицы создали пропускной пункт. Все,  что за ним происходило, было невидимо со стороны.  Чтец   Что потом? На месте сбора,  У обрыва на юру,  Стало ясно очень скоро Что их в Бабьем ждёт Яру.  Канцелярия на травке.  Поперёк толпы – столы.  Регистрация отправки.  Но куда? В тартарары.  Полицай орёт: Разденьтесь!  Все! Быстрее! Догола!  Только ценности и деньги Вот сюда – на край стола.  Документик ваш не дорог.  Бросьте наземь и – вперёд!  Человек по тридцать ­ сорок На расстрел ведут народ. Слайд 35 Ставили на край обрыва И – огонь! Пять долгих дней.  Нет вас больше, Сара, Рива,  Яша, Изя, Моисей...  Автоматы, не стихая,  Обрывают жизни вам,  Лия, Двойра, Ицик, Хаим,  Хана, Шмуль, Рахиль, Абрам... И седые, и грудные С воплями – в один овраг.  Бог не спас, мои родные.  Всех накрыл кровавый мрак.   Слайд 36 Фрагмент 2 Мелодия «Ария памяти узников» Ученики читают  стихотворение «Варварство»     (Слайд 37) Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами  Они стояли, кучка дикарей,  И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд  Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ  И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею,  Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня,  Я не забуду никогда, вовеки!  Я видел: плакали, как дети, реки,  И в ярости рыдала мать­земля. Своими видел я глазами,  Как солнце скорбное, омытое слезами,  Сквозь тучу вышло на поля,  В последний раз детей поцеловало,  В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас  Он обезумел. Гневно бушевала  Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,  Он падал, издавая вздох тяжелый.          Слайд 38 Детей внезапно охватил испуг, —  Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук,  Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной,  Ребенок, мальчуган больной,  Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка!  Все понял, понял все малютка.      — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! — Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже,  Нагнувшись, подняла двумя руками мать,  Прижала к сердцу, против дула прямо... — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!  Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~­  И хочет вырваться из рук ребенок,  И страшен плач, и голос тонок,  И в сердце он вонзается, как нож. — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь,  Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. — Слайд 39 И он закрыл глаза. И заалела кровь,  По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь,  Две жизни и одна любовь!  Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой.              О, сколько слез, горячих и горючих!  Земля моя, скажи мне, что с тобой     Ты часто горе видела людское,  Ты миллионы лет цвела для нас, Слайд 40 Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Слайды  41        Все дети выстраиваются как на памятнике ,что на  Поклонной горе) Ведущий 6 Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня.  Самому древнему старику – 106 лет.  Из 150 тыс. евреев , проживавших в Киеве на начало оккупации, в 1942 осталось  только 20 человек. Очевидец «Мы жили в постоянном оцепенении от страха….. Горе,   если   у   вас   был   враг   или   кто­то   вам   завидовал.   Раньше   он   мог написать донос, что вы против советской власти, значит враг народа – и вы исчезали. Теперь он мог написать, что вы против немецкой власти, значит враг народа – и вас ждал Бабий Яр. Даже терминология у немцев была та же: враг народа!»  «…Неужели единственное, что люди в совершенстве освоили за всю  историю,­ это убивать?» «На   цыган   немцы   охотились   как   на   дичь.   Они   подлежали   такому   же немедленному уничтожению, как и евреи» «В   Бабьем   Яре   были   расстреляны   тысячи     военнопленных   и   мирных жителей разных национальностей.  Слайд 42 Ведущий   5.  Не   избежал   этой   страшной   трагедии   и   наш   родной   Донбасс.   В середине   ноября   1941   года   в   Сталино   въехали   палачи   из   айнзатцкоманды   6 оперативной группы «С». Уже в конце ноября в городе произошла первая акция массового уничтожения евреев. До конца декабря 1941 года в городе Сталино казни проводились на территории современного ботанического сада. Сюда на автомобилях   доставляли   заключенных,   ставили   на   колени   на   краю   ямы,   и  убивали   выстрелом   в   затылок.   Расстрелы   проводились   открыто,   на   виду   у солдат вермахта и местных жителей, что в итоге вызвало массу возмущений.    К моменту оккупации Донбасса, айнзатцгруппы немного скорректировали свои действия.   Для   расстрелов   стали   подыскивать   хорошо   укрытые,   удаленные места,   вроде   балок   на   окраинах   населенных   пунктов,   или   промышленных предприятий,   куда   доступ   населения   был   ограничен.   Даже   в   официальных документах слова «расстрел» и «уничтожение», заменяют на «переселение», или «окончательное решение» Ведущий   6.  В   шурф   шахты   «Калиновка   4/4­бис»,   который   находится   в Калининском районе города Донецка  в годы оккупации немцы сбросили около 75 тысяч живых, казненных и замученных до смерти жителей, военнопленных, большая часть которых были евреями. По данным историков, из 365­метровой глубины   телами   были   заполнены   310   метров.   Это   второе   по   масштабам захоронений место на территории Украины после Бабьего Яра Слайд 43 поминальная свеча Давайте помянем казненных ни в чем не повинных людей и ими, увы, не рожденных, не видевших мира детей!  Ведущий  5.  Хочется отметить, что   нацистам,  несмотря на постоянную агитацию и угрозы не удалось вовлечь в преследование евреев   всех местных жителей неевреев. Знакомые, сослуживцы, школьные друзья нередко пытались хотя  бы   морально   поддержать   тех,  кто  в  один  день   стали  изгоями.  Многие, несмотря   на   грозящую   опасность,   открывали   двери   голодным,   замерзшим, раздетым, испачканным кровью людям, которым удавалось бежать, выбраться из могил, где лежали расстрелянные. Их   имена   в   большинстве   своём   неизвестны,   но   благодарная   память   и сейчас жива в сердцах спасённых Слайд   45   Фрагмент     фильма     «Дети   из   бездны»   (воспоминания спасённых) фрагмент 3 Примеров проявленного гуманизма к жертвам нацизма в годы войны было немало Слайд 46, Известен случай, как  Ирена Сандлер со своими товарищами из  польского движения   Сопротивления   во   время   Второй   мировой   войны,   работая сантехником   в   Варшавском   Гетто   на   дне   сумки   для   инструментов   выносила оттуда детей. Тем самым подпольщикам удалось  спасти  2500 детских жизней. Девушку поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Ирена вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом на её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из заключённых, кого не удалось спасти, окончило жизнь в газовых камерах. Слайды 47, 48 Слайд 49 Ведущий 5: В середине 50­х годов  в Израиле был принят Закон о Памяти  Катастрофы, согласно которому, лица, не принадлежащие к еврейской  национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от  смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов  мира. Ведущий 6: Не важно, сколько человек было спасено от смерти, сотни или один, важно, что представитель не еврейского народа  рисковал собственной жизнью,  жизнью своих родных и близких, не ради денег и обогащения, а ради  СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, чья вина заключается, по мнению фашистов только в  том, что он родился в еврейской семье.  Слайд 50 Ведущий   5:   В   честь   каждого   признанного   праведником   проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается   почётный   сертификат   и   именная   медаль,   на   которой   на   двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».   Их имена увековечивают  в Яд Вашем ­  национальном мемориале Катастрофы и Героизма находящемся в Иерусалиме на Горе Памяти.  Слайд 51 На 1 января 2012 года национальный мемориал Холокоста и Героизма Яд  ва­Шем, что в переводе «рука и имя», «память и имя» или «место и  имя», признал Праведниками мира  24 355 человек. Слайд 52 Ведущий 6: Присвоение звания Праведник народов мира выражает собой стремление   жертв   отдать   дань   уважения   людям,   вставшим   на   их   защиту   во времена преследований и величайшей трагедии. Звание Праведник народов мира в соответствии с определением Закона о Яд ва­Шем стало широко известным во всем мире, оно является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла. В Иерусалиме есть уникальная алея В ЧЕСТЬ КАЖДОГО ПРАВЕДНИКА НА ЭТОЙ АЛЛЕЕ ПОСАЖЕНЫ ДЕРЕВЬЯ . 1 ученик:                               Они сейчас, наверное, в раю, Кто этот мир от зла спасти старался, Путь, заслоняя  к жертве палачу,    До разума пытался достучаться. Их голос возносился над толпой, Деяния угодны были Богу! Навек остались в памяти людской... Спасители великого народа!  (Наира Багдасарова. Праведникам мира.) Слайд 53 Ведущий 6 Академик Дмитрий  Сергеевич Лихачёв когда­ то очень верно  заметил: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны  под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии,  нации». Дети хором поют «Бухенвальдский набат». Слайд 54.  Все учасники  исполняют  песню « Бухенвальдский набат»                                                                                                 Источники и литература 1. Уроки Холокоста и нарушение прав человека в современной России:  педагогический аспект. Учебно­методическое пособие/ Сост. Н. В. Анисина,  З.И. Мороз, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана – М.: Центр и Фонд  «Холокост»: МИК, 2014 – 148 с. 2. Беркович Е. Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в  истории  Холокоста. Заметки по еврейской истории двадцатого века. – М.:  Янус­К. – 389 с. 3. Дан Михман, Историография Катасторофы. Концептуализация,  терминология, подходы и фундаментальные вопросы. Днепропетровск, 2005,  446с. 4. Холокост. Убийство евреев в 1933­1945 гг. Документы. Свидетельства.  Литература.   Антология.  Сост. А.Кардаш, М.­Иерусалим, 2003., 410 с. 5. Уничтожение  евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941­1944).  Сборник документов и материалов, ред. И.Арад.  Яд Вашем, Иерусалим,  1992,424 с. 6. Анна Франк. Урок истории. Дом Анны Франк, Амстердам, 1996, ил., 94 с. 7. Не знает память тления, сост. А Кноп, Г.Табачников. Одесса, 2006, 171 с. Интернет ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. http://gostinaya.net/?p=4376 http://holocaust.ioso.ru/. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html http://neuezeiten.rusverlag.de/2010/12/17/1605/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Праведники_мира http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост. http://traditio­ru.org/wiki/Холокост http://video.mail.ru/inbox/alivechurch/543/556.html http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/index.asp. http://www.eleven.co.il/article/14461  /108134/ http  http   /41963/ http://www.stihi.ru/2012/08/30/7122 http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977 http://www.sunhome.ru/poetry http://www.youtube.com/watch?v=TO1_P6uu1hE http://www.webstudio.il4u.org.il/projects/holoc_nevel/holoco... http://youtu.be/mPrIq69iRvM  ://   www   ://   www     .  litprichal    .  obshelit    .  ru   /  work  .  ru   /  works

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников

« Памяти жертв Холокоста» Сценарий историко-литературного воспитательного мероприятие для старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019