Урок по теме "НЭП"
Оценка 4.9

Урок по теме "НЭП"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
11 кл
24.11.2018
Урок по теме "НЭП"
Разработка урока предназначена для обучающихся 11 класса. Для изучения темы "НЭП" я предлагаю выделить 2 урока. Первый урок построен в технологии критического мышления, второй-мастерской. Тема урока может быть связана и темой по обществознанию, которая затрагивает типы экономических систем. Необходимо перд уроком приготовить распечатки приложений.
НЭП.doc
Урок истории .11 класс. Тема: «НЭП»        Было время, когда почти все советские экономисты и историки рассматривали гибель нэпа как величайшую   победу   социализма.   Сторонников   противоположной   точки   зрения   можно   было пересчитать   по   пальцам.   За   последнее   десятилетие   положение   кардинально   изменилось.   Теперь раздаются в основном гимны нэпу как самому успешному периоду развития нашего общества. Кто же прав, ближе к истине? На этот вопрос я предлагаю ответить учащимся в ходе изучения данной темы. Данная тема является одной из ключевых в курсе истории Отечества XX века, и я считаю, что вполне целесообразно изучать ее в рамках 2 уроков. Первый  урок построен в   технологии критического мышления, второй – технологии французских мастерских. Урок 1. Цели: ­построение знаний о ключевом событии в истории нашего государства; ­формирование умения анализировать источники информации; ­развитие умения резюмировать информацию. Стадия вызова. 1.Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему, по вашему мнению, Советское руководство перешло к НЭПу?» 2.Каждая группа выделяет одну причину. Учитель записывает варианты ответов на доске. Стадия содержания. 1. Учащимся предлагается приложение № 1. Задание : выделить причины перехода Советского правительства к НЭПу.(каждый первоначально работает самостоятельно, затем идет групповая работа, афиширование результатов работы и сравнение с предполагаемыми ранее вариантами ответов). 2. На основе выделенных причин выделите цели введения НЭПа, проранжируйте их и выделите главную на ваш взгляд. Аргументируйте свой выбор. 3. Учащимся   предлагается   приложение   №   2.   Задание:   найти   ответ   на   вопрос:   «О   чем свидетельствуют приведенные факты?» 4. Предлагается   при   использовании     учебника   (Россия   и   мир.   11   класс.   Под   редакцией О.В.Волобуева.   с.118­120)   заполнить   таблицу,   начатую   при   изучении   темы   «Военный коммунизм». После заполнения таблицы ответить на следующие вопросы: *Какая экономическая политика была наиболее близка первоначальным планам большевиков? *Какая программа наиболее отвечала реалиям того времени? Военный коммунизм              НЭП в       сельском Линии сравнения 1.Мероприятия хозяйстве 2.Мероприятия промышленности 3.Товарно­денежные отношения 4.Трудовые отношения 5.Управление народным хозяйством. 6.Коммунальные услуги. области в 5.Предлагается выделить итоги НЭПа.(учебник под ред.О. О. Волобуева. Россия и мир.Дрофа.2004, с.118­120), сопоставить цели и результаты НЭПа(ИНСЕРТ)       Стадия рефлексии.      6.Предлагается отрывок из рассказа М. Булгакова (приложение № 3). Задание: ­ перечислите приметы новой экономической политики;  ­ объясните причины происходящих перемен;  ­ какие противоречия НЭПа подметил автор?  Приложение 1    ­ в результате революции 1917 года появился новый, уникальный политический строй ­ советская власть, прикрывавшая диктатуру партии. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества ­ «бестоварного, бесклассового, безгосударственного».     ­в   Гражданскую   войну   Россия   потеряла   до   12   млн.   человек.   Население   Петрограда   и   Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь ­ рабочие.    ­в социальной  структуре  произошли  важные  изменения:  не стало буржуазии  и  помещиков;  85% населения России­ крестьяне; до 1,4­1,7 млн сократилась численность рабочих. Но резко увеличился бюрократический аппарат (в 1917­1 млн, в 1921 г.­ 2,5 млн человек).   ­уничтожено 25 % довоенного богатства страны.    ­показатели промышленного производства в 1921 г. по сравнению с 1913 г. сократились в 7 раз, продукция земледелия ­ на 45 %, посевные площади уменьшились на 15 млн га.   ­в 1921­1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн человек из поволжских и украинских губерний. Весной­ летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн человек.   ­по данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. руб.     ­январь­февраль   1921   г.  были   отмечены   выступлениями   рабочих   Москвы   и   Петрограда,   других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!»   ­из частного письма: «Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи  там. Я начальник дивизии, получаю 15 млн рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 млн….Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали». Приложение 2  Напряженная   обстановка   сложилась   в   Тамбовской   губернии,   где   лето   1920   г.   выдалось засушливым. Когда тамбовские крестьяне получили план продразверстки, не учитывающий этого обстоятельства, они взбунтовались. Во главе крестьянского восстания встал бывший начальник   милиции   Кирсановского   уезда   Тамбовской   губернии   эсер   А.С.Антонов. Одновременно   вспыхнули   восстания   в   Поволжье,   на   Дону,   Кубани.   Союз   трудового крестьянства Тамбовской губернии так определял свою основную задачу: « свержение власти коммунистов­большевиков,   доведших   страну   до   нищеты,   гибели   и   позора».   Крестьянские отряды Поволжья выдвинули лозунг замены советской власти Учредительным собранием.  Кронштадтское восстание.            В феврале­марте 1921 г. в России произошло восстание на острове Котлин, где располагалась крупнейшая база Балтийского флота – город­крепость Кронштадт. Гарнизон Кронштадта насчитывал 18707   человек,   в   городе   проживало   30   тыс.   гражданского   населения.   В   гавани   стояли   линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» и другие военные корабли.            В феврале 1921 г. команды линкоров «Севастополь» и «Петропавловск» приняли резолюции в поддержку   выступлений   рабочих   Петрограда.   Общее   собрание   корабельных   команд   1   марта потребовало   предоставить   политические   свободы   (слова,   печати,   объединений)   представителям различных   социалистических   партий,   рабочим   и   крестьянам,   освободить   всех   политических заключенных и арестованных в связи с рабочими и крестьянскими волнениями, провести перевыборы Советов на основе многопартийности. В области экономической кронштадтцы требовали уравнения «пайков», предоставления крестьянам права распоряжаться своей землей и результатами труда. На митинге   перед   матросами   выступил   М.   И.   Калинин,   но   его   выступление   не   удовлетворило кронштадтцев.   Один   из   матросов   заявил:   «Вот   наши   требования:   долой   продразверстку,   долой продотряды, даешь свободную торговлю, требуем свободного переизбрания Советов». Лозунг «Вся власть Советам, а не партиям!» поддержали жители Кронштадта.            2 марта матросы и горожане избрали ВРК – Временный Революционный Комитет во главе с матросом  С.  Петриченко.  На  следующий  день  советские   газеты  сообщили  о  контрреволюционном белогвардейском   мятеже   в   Кронштадте   под   лозунгом   «За   Советы   без   коммунистов!».   Делегации восставших,  направленные  для   переговоров   с  властями,  были  арестованы,  а   позднее   расстреляны. Советское   руководство   не   только   угрожало   военным   подавлением   мятежа:   7   марта   начались   обстрелы Кронштадта.            Одновременно с обострением обстановки в Кронштадте начал работу Х съезд партии. Было принято решение отменить продразверстку, таким образом большевики фактически удовлетворили одно из важнейших требований восставших. Но отношение к кронштадтцам не изменилось, Ленин утверждал,  что они опаснее,  чем «Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые».  Триста делегатов съезда были отправлены на подавление мятежа. Военная операция была необычной: силами пехоты необходимо было как можно быстрее взять морскую крепость (лед таял, и остров Котлин с крепостью мог превратиться в неприступную твердыню). Штурм в ночь на 8 марта был отбит кронштадтцами. Успеха власть добилась во время второго штурма в ночь на 17 марта. Одетым в белые маскхалаты отрядам удалось незамеченными подойти к городским стенам. Но только после полудня 18 марта они ворвались в город. Поздно вечером боевая задача была выполнена. М. Тухачевский, командовавший 7­ й армией, штурмовавшей Кронштадт, говорил: «Я был пять лет на войне, но не могу вспомнить, чтобы когда­либо наблюдал такую кровавую резню. Это был ад. Матросы бились, как дикие звери. Откуда у них бралась сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы взять один­единственный дом, но   когда   его   наконец   брали,   то   оказывалось,   что   в   доме   было   всего   два­три   солдата   с   одним пулеметом».            Часть восставших ушла в Финляндию и сдалась финским властям. Более 2100 взятых в плен кронштадтцев расстреляли. В лагеря отправили около шести с половиной тысяч человек. Историк Ю. Щетинов   так   оценил   главные   итоги   Кронштадтского   восстания:   освобождение   экономики   от тотального   государственного   регулирования,   толчок   к   новой   экономической   политике   –   и одновременное ужесточение политического режима, укрепление диктатуры большевистской партии. В 1994 г. участники Кронштадтского восстания были реабилитированы. Приложение 3  Из рассказа М. Булгакова «Сорок сороков»:       «Панорама первая. Голые времена.       Это было в конце сентября 1921­го года… Я шел по Москве и видел панораму. Окна были в пыли. Они   были   заколочены.   Но   кое­где   уже   торговали   пирожками.   На   углах   обязательно   помещалась вывеска «Распределитель № …». Убейте меня, и до сих пор не знаю, что в них распределяли. Внутри не было ничего, кроме паутины и сморщенной бабы в шерстяном платке с дырой на темени. Баба, как сейчас помню, взмахивала руками и сипло бормотала: – Заперто, заперто, и никого, товарищи, нетути!       И после этого проваливалась в какой­то люк.       Возможно, что это были героические времена, но это были голые времена …       Панорама четвертая. Сейчас.            … Днем стоит большой театр желтый и грузный, облупившийся, потертый. Трамваи огибают Малый,   идут   к   нему.   «Мюр   и   Мерилиз»  (теперь   –   ЦУМ),   лишь   начинает   темнеть,   показывает   в огромных стеклах ряды желтых огней. На крыше его вырос круглый щит с буквами: «Государственный универсальный магазин». В центре щита лампа загорается вечером. Две огненные строчки то гаснут, то вспыхивают: «Сегодня банкноты 251». В Столешниковом на экране корявые строчки: «Почему мы советуем покупать ботинки только в …». На Страстной площади на крыше экран­объявления, то цветные, то черные, вспыхивают и погасают…       Все больше и больше этих зыбких, цветных огней на Тверской, Мясницкой, на Арбате, Петровке. Москва   заливается   огнями   с   каждым   днем   все   сильней.   В   окнах   магазинов   всю   ночь   не   гаснут дежурные   лампы…   До   полуночи   торгуют   гастрономические   магазины   МПО  (Московское потребительское общество).       Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз.        С утра вспыхивает гудками, звонками, разбрасывает по тротуарам волны пешеходов. Грузовики, ковыляя и погромыхивая цепями, ползут по разъезженному, рыхлому, бурому снегу. В ясные дни с Ходынки летят с басовым гудением аэропланы. На Лубянке вкруговую, как и прежде, идут трамваи… Мимо первопечатника Федорова, под старой зубчатой стеной они один за другим валят под уклон вниз к  «Метрополю».  Мутные  стекла   в первом  этаже  «Метрополя»  просветлели,  словно  с  них бельма сняли,   и   показали   ряды   цветных   книжных   обложек.   Ночью   драгоценным   камнем   над   подъездом светится шар «Госкино­II». Напротив через сквер неожиданно воскрес Тестов и высунул в подъезде карточку «Крестьянский суп». В Охотном ряду вывески так огромны, что подавляют магазинчики. Но Параскева   Пятница   выглядит   печально   и   тускло.   Говорят,   что   ее   снесут…  (церковь   Параскевы Пятницы  XVII  века будет снесена в 1928 г.). часовню, что была на маленькой площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли (часовня Александра Невского, снесена в 1922 г.).            Торговые ряды на Красной площади, являвшие несколько лет изумительный пример мерзости запущения, полны магазинов. В центре у фонтана гудит и шаркает толпа людей, торгующих валютой. Их   симпатичные   лица   портит   одно:   в   ГУМе   лишь   три   выхода…   Эпидемически   быстро   растут трактиры…       Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Заборы исчезли под миллионами разноцветных афиш. Зовут на новые заграничные фильмы, … десятки диспутов, лекций, концертов. Завалили киоски журналами и десятками газет… И вот брызнуло мартовское солнце, растопило снег. Еще басистей загудели грузовики, яростней и веселей. К Воробьевым горам уже провели ветку, там роют, возят доски, там скрипят тачки – готовят Всероссийскую выставку. 1923». Урок 2.  Мастерская на тему: «Кому на Руси жить хорошо?» Цели: ­формирование экономической грамотности ­выявление противоречивого характера НЭПа ­знакомство с отношением к НЭПу различных слоев советского общества ­­развитие умения сопоставлять разные точки зрения 1.Мастер предлагает ответить на вопрос: «Кому сегодня хорошо живется на Руси?» 2.Социоконструкция. 3.Социализация. 4.Афиширование. 5.Мастер предлагает ответить на вопрос: « Кому хорошо жилось в эпоху НЭПа?» 6.Социоконструкция. 7.Социализация. 8.Афиширование. 9.На основе изучения приложения № 1 мастер предлагает выполнить следующее задание: от имени различных слоев советского общества определить свое отношение к НЭПу. Каждая группа выполняет роль определенного слоя:                    ­ интеллигенция                    ­ рядовые большевики                    ­ советское руководство                    ­ рабочие                    ­ крестьяне                    ­ буржуазия. 10. Социоконструкция. 11. Афиширование. 12. Представьте, что вы глава Советского государства и вам необходимо найти выход из сложившейся ситуации. Какие конкретные шаги вы предпримите? 13. Социоконструкция. 14. Социализация. 15. Афиширование. 16.Предлагается   приложение   №   2.   Задание:   выписать   шаги   Советского   правительства.   Что   из предложенного вами раннее нашло свое подтверждение? 17. Социоконструкция. 18. Социализация. 19. Афиширование. 20. Написать эссе­ размышление на тему: « Кем бы я хотел быть в годы НЭПа и почему?».       Приложение № 1.  В письме, отправленном в « Крестьянскую газету», один из ее читателей рассказывал: « Был у нас   коммунист   Степанов,   с1917   г.   боролся   за   советскую   власть,   занимал   партийные   и общественные   должности,   ратовал   за   коммунизм   и   в   результате   нажился   и   стал краскупом(   красным   купцом),   торгует   в   нашей   станице.   Теперь   он   против   коммунизма,   за частную собственность, и не один он, много таких».  Из   высказывания   Н.П.   Муравьева,   коммуниста,   редактора   газеты.   «   Во   время   «   военного коммунизма» жилось тяжко, мучил холод. Мучил голод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего строя был прекрасным,   был   действительно   коммунистическим.   Все   было   национализировано,   частная собственность   вытравлена,   частный   капитал   уничтожен,   значение   денег   сведено   к   нулю,   а вместо   торговли   по   капиталистическому   образцу­   в   принципе   равное   для   всех распределение…..Словно  молотом по голове  ударило,  когда  услышали,  что нужно нефть в Баку и Грозном отдать заграничным капиталистам в концессию.. В тот самый момент, когда появилась такая мысль, здание Октябрьской революции треснуло, пошатнулось».  В годы НЭПа в повседневную речь вошли слова, в которых отразились реальности новой эпохи: нэпман, совбур, комчванство, перерожденец и др.  Часть интеллигенции увидела в нэпе признание большевиками того факта, что Россия не готова к быстрому прыжку в коммунизм. Она рассматривала это как возвращение к нормальному развитию   и   считала,   что   экономическая   либерализация   повлечет   за   собой   либерализацию политическую.  Почти во всех парторганизациях  наблюдались  случаи  выхода из  РКП(б) из­за несогласия  с политикой нэпа.  Ленин   первоначально   рассматривал   нэп   как   вынужденное   отступление   перед   решительным штурмом высот коммунизма. Но уже осенью 1921 г. он приходит к пониманию нэпа как одного из возможных путей перехода к социализму. «Нэп – это всерьез и надолго».  Наиболее   колоритным   явлением   стала   новая   советская   буржуазия   –   нэпманы,   которые определяли лицо эпохи, но находились как бы за пределами советского общества: были лишены избирательных   прав,   не   могли   быть   членами   профсоюза.   Частные   капиталы   устремились   в торговлю.  К 1928 г. численность рабочего класса увеличилась в пять раз. Положение рабочих несколько улучшилось: повысилась заработная плата, предоставлялся ежегодный отпуск. Но рост уровня жизни   тормозили   высокие   цены,   нехватка   товаров   первой   необходимости,   нерешенный жилищный вопрос.  Многие крестьянские хозяйства быстро шли в гору. Сельские жители стали питаться лучше, чем   до   революции,   но   были   недовольны   нехваткой   промышленных   товаров   и   диктатурой пролетариата.  Правительство всячески сдерживало развитие рыночных отношений и частной собственности, опасаясь возрождения капитализма.  Основную массу рабочих составляли вчерашние крестьяне. В их среде процветали пьянство, лень, прогулы. Они в условиях рынка имели маленькие неустойчивые заработки и мечтали об уравниловке, бесплатных товарах и услугах.  Крестьянам   говорили:   «Обогащайтесь,   в   добрый   час!».   Но   стоило   крестьянину   стать зажиточным, как тут же на него накладывался более высокий налог. Приложение № 2.  Б. Д. Бруцкус. Профессор Петербургского с/х института: «все производит впечатление, что советское   правительство   стремится   восстановить   некоторые   институты   капиталистического общества.  Ситуация, в которой находились  частные  предприятия  не была  благоприятной  с точки зрения конкуренции с государственными предприятиями. Даже в Гражданском Кодексе 1922 г. частное предпринимательство осталось без защиты против всесилия коммунистических властей. Именно отсюда шла угроза системе нэпа. Гос. предприятия не могли функционировать без   плана   и   имели   склонность   запрашивать   слишком   большую   цену   за   свою   продукцию… Предъявляемые   к   крестьянству   требования   были   чрезмерными.   Индекс   цен   на   зерно, закупаемое   государством   у   крестьян   упал   и   рынок   потерял   для   крестьянина привлекательность. Крестьяне запасали зерно или кормили им скотину. Частная торговля для крестьян была запрещена и в январе 1928 г. правительство вернулось к экспроприации зерна. Зимой 1927­28 гг. произошел срыв заготовки хлеба государством. Уже летом 1928 г. в городах была введена карточная система распределения продуктов.   Во время поездки в 1929 г. в Сибирь Сталин предложил насильно изъять хлеб у кулаков, чем вызвал яростное сопротивление кулачества. С лета 1929 г. кулаков лишали избирательных прав, забивали колодцы, детей не допускали к школьным занятиям, конфисковывали имущество. Зимой 1930 г. в стране стали спешно создаваться колхозы. Повсеместно нарушался принцип добровольности. В принудительном порядке обобществлялись дома, скот, утварь.   Нэпманская   буржуазия   была   обложена   непомерно   высокими   налогами.   В   1930   г.   частные собственники были вытеснены из промышленности и торговли.  Производство товаров и цены на них устанавливались централизованными плановыми органами.  Свободная торговля  была  заменена карточной системой.  Государство  изъяло  из  обращения золотые червонцы. Реальная стоимость рубля снизилась на 60%. При таких условиях всячески поощрялись не материальные, а моральные стимулы к труду.  Бросались в глаза некомпетентность и малограмотность номенклатуры. 70% ее представителей имели начальное образование, 3% были вообще неграмотны. Они сформировались как личности в   годы   революции   и   гражданской   войны   и   привыкли   решать   проблемы   одним   махом,   не считаясь с условиями.  1. Майсурян А. Кронштадтское восстание//Энциклопедия для детей: История Россия. Т.3. М.,1995.  2. Неизвестный Кронштадт//Родина.1993.№7.  3. Щетинов Ю. За кулисами Кронштадского восстания//Родина.1995.№8. Список литературы

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"

Урок по теме "НЭП"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018