МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского района РТ»
Международная научно-практическая конференция
студентов и учащихся
«Наука и культура: новый взгляд»
Секция: «Языкознание (русский, татарский,
английский языки)»
Тема: « Помогают ли мне компьютер, интернет и компьютерные игры в изучении английского языка»
Руководитель:
Учитель английского языка Каримуллина Р.Ш
Выполнила:
Ученица 7 класса В
Абдуллина Карина
2016г.
Оглавление
I. Введение. Актуальность темы ……………………………………………..3
II. Теоретическая часть…………………………….….....................................
2.1 Роль компьютера в нашей жизни
2.2 Использование компьютеров на уроках английского языка
2.3 Возможности Интернета в изучении языков
2.4 Компьютерные игры.
Глава 2. Практическая часть. Могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык?
2.1. Методика проведения исследования………………………………
2.2. Результаты анкетирования учащихся……………………………..
Заключение……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………...
I. Введение
Тема данного исследования: «Помогают ли мне компьютер, интернет и компьютерные игры в изучении английского языка». С помощью исследования мы ответим на вопрос: « Правда ли, что компьютер интернет и компьютерные игры могут улучшить знания по английскому языку?» Поэтому исследование может быть очень актуальным.
Цель исследования: раскрыть роль компьютера, программного обеспечения и компьютерных игр в успешном овладении английским языком.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков,
- раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в успешном овладении английским языком, использование информационных ресурсов Интернета, разные виды компьютерных игр.
Объект: компьютер, интернет и компьютерные игры
Гипотеза: компьютер, интернет и компьютерные игры могут помочь изучать английский язык
Работа проводилась поэтапно:
1. Составление основной информационной работы.
2. Анализ литературы и различных источников по теме.
3. Проведение анализа и сравнения собранных данных анкет.
4. Обозначение выводов и результатов работы.
При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: экспериментальный, для проведения анкетирования и определения необходимости использования интернета, компьютера и компьютерных игр; поисковый и описательный, предполагающий анализ языковых факторов; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных.
Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы как использование компьютеров на уроках иностранного языка, значение игр и их виды. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет.
II. Теоретическая часть
2.1. Роль компьютеров в нашей жизни
"Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…" Вот и я росла и училась понемногу, а вместе со мной и мой мир английского языка, который спустя какое-то времени стал ИТ-миром. Наша жизнь была бы скучной без компьютеров. Трудно поверить, что одно устройство может обеспечить людей развлечением, новостями, образованием, музыкой. Компьютеры и Интернет стали неотъемлемой частью каждой семьи. Компьютер – мощный инструмент. Он помогает создавать красочные презентации, высчитывать крупные числа, сохранять и редактировать фотографии, хранить документацию и, конечно же, бороздить просторы интернета. Интернет – основной источник информации в настоящее время. Он держит нас в курсе событий, развлекает и обучает нас. Мы находим повседневные новости онлайн, образовательные ресурсы, фильмы, музыку, игры. Каждый может найти там что-то на свой вкус.
2.2. Использование компьютеров на уроках иностранного языка
Народная мудрость нового времени гласит: «Умные пользуются компьютером, чтобы сберечь время, а дурные, чтобы его потратить». В нашем лицее кабинет английского языка состоит из лингафонного кабинета, компьютера, проектора, видеомагнитофона, телевизора, аудиомагнитофона, информационных ресурсов Интернета. Все это помогает нам успешно обучатся. Использование информационных технологий на уроках превращает процесс обучения в веселую познавательную игру. Мы учащиеся с удовольствием ходим на английский язык. Используя информационные технологии на уроке мы незаметно получаем глубокие знания.
Сегодня информационные технологии – это лучшие помощники педагога и ученика. Ни одно занятие не проходит без мультимедийных презентаций и использования обучающих программ на компакт-дисках.
Неоценимую помощь в изучении различных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий позволяет нам ученикам окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать многое из посещений, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Очень содержательны, богаты яркими ролевыми играми, фильмами, и текстами и нравятся как детям, так и взрослым мультимедийные программы «Oxford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству». Всем известно об
обучающих возможностях игр. Наряду с устными играми, мы используем также мультимедийный курс «Учим английский язык». Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношения. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя он рекомендуются детям от 3-х до 8-и лет, но интересны и учащимся для нашего возраста.“Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия”) и словари (http://spravki.net/), огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках, электронные версии зарубежных газет и журналов (http://www.onlinenewspapers.com/), публикации (http://www.washtimes.com/) и т.п. Программа «Bridge to English» имеет ряд необходимых справочников: англо-русский словарь, грамматический и фонетический справочники. Упражнения в этой программе подобраны так, что они вызывают у нас желание узнать, «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберет за выполнение упражнения и какую оценку мне поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: «excellent» или «very good», «good», «not bad», «bad».
2.3. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучения ИЯ так как это позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении. А для этого нужен партнер, – носитель языка. Кроме того, система обучения языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научиться школьников уважать проявления этой культуры, т.е. быть способными к межкультурному взаимодействию. Разумеется, частично эта задача решается с помощью отбора содержания в учебники, учебные пособия. Но подлинного, знакомства все-таки не происходит.
Если иметь в виду предмет нашего обсуждения – Интернет, прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над темой урока;
- для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области ИЯ. Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя.
Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, - дополнительная очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид применения языка недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед, идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с какими – то элементами другой культуры.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно достичь следующих результатов:
а) научиться более правильно читать;
б) услышать и поработать с аудентичными звуковыми текстами сети Интернет;
в) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
г) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
Скрытые и открытые угрозы Интернет
Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с бесполезными ресурсами, имеющими в некоторых случаях и вредное влияние. Например, чрезмерное увлечение Интернетом может привести к: киберзависимости, заражению вредоносными программами при скачивании файлов, нарушению нормального развития. Но отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, только следует быть внимательными и пользоваться хорошо зарекомендованными сайтами.
2.4 Компьютерные игры
Я люблю проводить своё свободное время играя в игры за компьютером. Но часто я слышу :
« Хватит играть, сядь правильно. выключай компьютер, лучше книжку почитай. Совсем испортишь зрение!»
И у меня появился вопрос:
Какие компьютерные игры полезны для учёбы и почему?
Прочитала несколько источников и узнала что, компьютерные игры для нас бывают трёх типов: развлекательные игры; обучающие (познавательные) игры; развивающие игры.
Все негативные отзывы о компьютерных играх относятся к развлекательным играм, которые нужно использовать в меру, как и любой другой вид развлечения.
Существуют следующие виды развлекательных игр:
приключенческие - главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней;
стратегии - основная цель таких игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами; аркадные - характерной особенностью является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии;
логические - чаще всего такие игры представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить;
симуляторы - имеют в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный, сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В обучении иностранному языку применяются обучающие и развивающие игры. Данные игры на раннем этапе обучения можно разделить на два раздела:
Первый раздел cоставляет фонетические, лексические и грамматические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают фонетические игры, предназначенные для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. За фонетическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Следующие в разделе - грамматические игры, занимающие по объему более трети игр, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Компьютерные игры способствуют развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Они несут в себе немалое нравственное начало, так как делают овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
Глава 2. Практическая часть. Могут ли компьютер, интернет и компьютерные игры помочь изучать английский язык?
2.1. Методика проведения исследования.
Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий.
№ |
Название этапа |
Задачи этапа |
Основные методы исследования
|
1 |
Организационный этап
|
1. Изучение литературы по проблеме исследования. 2. Построение исследовательского аппарата (объекта, предмета, целей, задач, гипотезы). 3. Изучение опыта работы. 4. Определение стратегии исследования.
|
1. Поисковый или теоретический анализ литературы по проблеме исследования 2. Собеседование с учителями и учащимися. 3. Обобщение.
|
2 |
Практический этап
|
1. Уточнение аппарата исследования. 2. Проведение ОПР.
|
1. Систематизация и обобщение теоретического наследия по проблеме исследования. 2. Адаптация методик исследования. 3. Анкетирование. 4. Оценивание.
|
3 |
Обобщающий этап
|
2. Построение доказательства гипотезы. 3. Оформление результатов ОПР. |
1. Анализ. 2. Синтез. 3.Интерпретация.
|
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 1), т. к. он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике одной взятой школы в общем виде.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкеты – определить, могут ли компьютерные игры помочь изучать английский язык
2.2. Анализ результатов опроса
В контрольную группу входило 32 ученика 5 - 7 классов нашего лицея Результаты опроса помещены в таблицу 1.
Таблица 1 Результаты анкетирования.
1. Что для тебя компьютеры в обучении иностранному языку:
а) получение информации – 42%;
б) источник удовольствия – 22%;
в) учеба – 36%.
2. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь:
а) обучающие – 30,3%;
б) контролирующие – 31,5%;
в) игровые – 37,3%.
3.Делают ли компьютеры иностранный язык интересным:
а) да – 50%;
б) зависит от вида компьютерных программ – 35%;
в) нет − 15%.
4.Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса иностранного языка:
а) да – 38%;
б) зависит от вида компьютерных программ – 41%;
в) нет – 31%
5.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики иностранного языка:
а) да – 41%;
б) иногда – 27%;
в) нет − 32%
С какого возраста вы начали играть в компьютерные игры?
A) 5 лет- 4%
Б) 6 лет-20%
В) 8 лет-32%
Г) 10 лет-44%
Как долго вы играете в компьютерные игры в течение дня?
А) 1 час -32%
Б) 2 часа-51%
В) 4 часа-17%
Ваши родители разрешают вам играть в компьютерные игры?
А) Да-92%
Б) Нет-7%
Почему вы любите играть в компьютерные игры?
А) интересно-65%
Б) развлекательно17%
В) нравятся18%
Какие жанры игр вам нравятся больше всего?
А) приключенческие-16%
Б) ролевые-32
В) логические-24
Г) стратегии-10
Д) симуляторы-10
Е) 3D – Action -8
Какой язык вы обычно используете?
А) русский-89%
Б) английский-11%
Какие игры позволяют вам общаться с другими игроками?
А) Football-60%
Б) Farm-15%
В) Hitman-15%
Г) Veks-10%
Какие слова вы обычно используете ?
А) next-17%
Б) go-27%
В) yes-19%
Г) no-12%
Д) play-25%
Как показало анкетирование, использование компьютерных технологий, это не только источник удовольствие, но в первую очередь, это способ получения информации. В нашем лицее большее количество учителей и, соответственно, учеников, владеют компьютерной грамотностью. Среди учащихся есть пользователи довольно хорошего уровня. Это значит, что ребята могут не только виртуозно играть в различные компьютерные игры, но и имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации к урокам и мероприятиям также мы обнаружили что компьютерные игры не могут помочь изучать английский язык. Поэтому моя гипотеза не была правдивой. Мы выяснили что если мы правильно будем выбирать обучающие и полезные для нашего развития компьютерные игры - это также лучший способ изучать английский язык. Мы только выяснили самые популярные жанры развлекательных игр.
IV. Заключение
На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Нами подтверждается многообразие особенностей компьютерного изучения языка мультимедийные учебники, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний.
2. Кроме того нами составлен перечень доступных образовательных сайтов Интернета.
3. Исследование показало: использование компьютерных технологий, это не только источник удовольствие, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ, 5-7 классы , отдают предпочтение не игровым компьютерным программам , а предпочитают учебно-обучающие компьютерные программы . Это значит, что ребята имеют навыки работы в различных компьютерных программах, создают компьютерные презентации, общаются в сети Интернет
4. Доказательна и уместна гипотеза: «Если Интернет хорошо влияет на процесс обучения учеников, то его можно внедрить в учебную программу, в конечном итоге это позволит ускорить процесс обучения», но ни в коем случае не заменит живого общения учителя и ученика, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях.
Таким образом, в наш век высоких технологий компьютеры, интернет и компьютерные игры играют огромную роль в изучении английского языка, так как существует интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. А желание школьников проводить все уроки с использованием компьютеров, в скором будущем претворится в жизнь. Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, мы бы хотели подчеркнуть, что компьютер не сможет заменить учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, способствующим повышению качества обучения и эффективности контроля. Использование компьютера на уроках очень актуально.
V. Литература
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159
8.Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ - 2003. – № 1.
9. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2006. - № 5-7.
10. Лоскутова Г.В. О компьютере по-английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В Лоскутова, Ю.В. Масленникова – СПб.: КАРО, 2004. – 192с.
11. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ - 2007. - № 6.
VI. Приложения
Банк данных развивающих сайтов.
1. http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html/
2. http://www.mediainfo.com/emedia/
3. http://www.washingtonpost.com/
4. http://www.bbc.co.uk/worldserviice
5. hhtp://www.abcnews.go.com/index.html
6. http://cnn/WORLD
7. http://www1.fukuimed.fc.jp/kuzuryu/
8. listserv@cunyvm.cuny.edu/
9. http://www.iecc.org
10. http://edvista.com/claire /llinc.html
11. http://www.otan.dni.us/webfarm/emailproject/email.htm
12. http://arthur.rutgers.edu:8888
13. http://schmooze.hunter.cuny.edu:8888/
14. http://www.flash.net/~cssmith1/vr.htm
25. http://www.city.net/
16. http://www.subwaynavigator.com
17. http://www.wild-e.org/
18. http://www.infospace.com/info.USA/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.