Доклад на тему:
« ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
Подготовила: учитель начальных классов
С.Н.Михайлова 2017г.
Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: (слайд 2)
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением».
Новые специальные федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ
ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей
учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию,
обмениваться ею.
Учитель не только должен дать знания по предметам, но и учить правильному
поведению в обществе, помочь узнать окружающий мир, научиться жить и быть
востребованным в этом мире, а также сделать школьную жизнь яркой, веселой и
интересной.
Как построить учебновоспитательную работу так, чтобы каждого ученика
включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой
познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике,
он возник еще в 20е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня
относят к педагогическим технологиям XXI века.
Существуют различные подходы к понятию метода проекта: (слайд 3)
способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом;
совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой
последовательности для достижения поставленной задачи — решения
проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде
некоего конечного продукта.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования,
так как имеет ряд преимуществ (слайд 4): 1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика.
Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2.Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт
интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей
деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается естественное ограничение на
организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся с
ОВЗ в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно,
младший школьный возраст благоприятный и значимый период для выявления и
развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте
закладываются основы творческой и образовательной траектории,
психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс
ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее
творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного возраста,
как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт
жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,
самостоятельно искать истину.
Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность,
воспитывать у него необходимые для этого качества, значит, создавать
педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в
окружающий мир.
Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением
интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное
социализации детей с умственной отсталостью.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися
с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть
активным участником этого процесса.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с
рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными
стандартами результатов: (слайд 4)
Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в
неспособности внимательно прочитать текст и выделить
последовательность действий, а также выполнить работу от начала до
конца в соответствии с заданием;
Целью моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования
деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, живого мира, чтения и
развития речи, а также во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи: (слайд 5)
Вовлечь детей в проектную деятельность;
Научить представлять продукты проектов;
(слайд 6)
Я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не
интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок
решает личностнозначимую для себя задачу. Если личностной включённости
нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую,
исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и
учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но
между родителями и учениками, библиотекарем, учителямипредметниками и
самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.
Работу со своими детьми организую по следующему плану: (слайд 7) Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Изучение вопроса, объекта исследования.
Сбор материала.
Обработка материала, получение результата, анализ.
Отчёт о проделанной работе.
Оформление результатов проекта сообщение, презентация.
Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной
недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:
проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы
условия для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых
(коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение
проекта.
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и их
родителей. (слайд 8)
« Природа делится со мной…»
Одним из долгосрочных проектов является проект « Природа делится со мной.»
Цель:
Декоративное оформление кабинета.
Задачи:
1.Развитие мелкой и крупной моторики.
2. Учить умению работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
3. Развивать фантазию, творческие способности. 4. Формирование навыка исследовательской деятельности.
5. Привлечение родителей к совместной деятельности.
6. Воспитание положительного отношения к труду, любовь ко всему живому, к
природе.
7. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
8. Украсить класс.
Выполнение проекта:
Осенью собираем природный материал.
Высушиваем, раскладываем в контейнеры.
Используем в течении года для поделок.
Результат:
Приобретенные детьми знания, практические умения.
Поделки своими руками.
«Я дарю свою ладошку»
Цель:
Изготовление поделок для украшения класса.
Задачи:
1.Развитие мелкой и крупной моторики.
2. Способствовать накоплению эстетического опыта.
3. Развивать фантазию, творческие способности.
4. Формировать навыки сотрудничества.
5.Привлечь родителей к совместной деятельности.
6. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
7.Украсить класс. Выполнение проекта:
В начале проекта было предложено детям вместе с родителями подумать, какие
новогодние поделки можно сделать при помощи ладошек .
Решение поставленных задач с детьми:
Дети принесли из дома цветную бумагу, старые обложки от тетрадей,
листы белой бумаги.
В течение полутора недель,1520 минут после уроков и дома с
родителями, дети обводили и вырезали ладошки.
На классном часе собирали и склеивали елочку. Осталось много белых
трафаретов ладошек, решили сделать снеговика.
Решение поставленных задач с родителями:
Помощь при украшении класса
Результат:
В ходе работы над проектом учились сотрудничать – вместе планировали
работу, работали дружно, помогали друг другу.
Работа объединила детей и взрослых.
Праздничное убранство класса радовало всех!
« 500 лет Кандалакше»
( «Достопримечательности нашего края»)
Цель:
Познакомить с историей города, сказаниями, обычаями, традициями,
приметами, со старинными играми, забавами.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения города Кандалакша. Её историческими
событиями. 2. Расширение кругозора детей, развитие коммуникативных навыков поведения в
детском коллективе.
3. Развивать речь детей .
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа; интерес к
Православию, любознательность, усидчивость, дисциплинированность,
взаимоуважение, взаимовыручку.
5. Развивать артистические и творческие способности .
6. Оформить выставку рисунков и поделок.
Выполнение проекта:
Решение поставленных задач с детьми:
Чтение рассказов о возникновении Кандалакши на уроках чтения и
развития речи.
Изготовление поделок для выставки на уроках технологии.
На уроках музыки разучивание хороводных песен.
Подготовка, репетиции.
Просмотр презентации « 500 лет Кандалакше».
Проведение мероприятия.
Решение поставленных задач с родителями:
Помощь при заучивании стихотворений.
Помощь в подготовке к выставке рисунков.
Приглашение родителей на мероприятие.
Результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
Расширение кругозора детей
Выставка рисунков и поделок. Обогащение словарного запаса детей, повышение уровня
интеллектуального и речевого развития.
Метод проектов позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, дает
возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою
фантазию; повышает самооценку у учащихся, у них появляется ответственность
в коллективной работе, улучшается качество знаний.
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.