« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +2
Взрослым
07.11.2017
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром
Статья сенсорная комната 2017.docx
« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
педагогпсихолог, заместитель директора по УВР
ОГКОУШ № 39 г. Ульяновск
Л.М.Воецкая
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная
комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим
материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде
всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из
научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными
представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное
пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром.
Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием
специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением
светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия
родилась в Голландии в начале 1970х гг. и предназначалась в основном для детей с
нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались
реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического
профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80х, кроме Голландии, самым
активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно
значительно расширился диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они
стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей
как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В
настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами в Европе,
США и Канаде. К концу 1980х гг. сенсорные комнаты стали неотъемлемой частью
реабилитационной и терапевтической практики во множестве учреждений самого
разнообразного профиля, активно использовались при лечении людей с нарушенным
поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением
опорнодвигательного аппарата, при комплексном восстановительном лечении детей и
взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие
стрессовые ситуации. Одновременно с этим использование сенсорной комнаты в работе со
здоровыми детьми показало, что у них наблюдается улучшение физического и
психоэмоционального состояния, отмечается положительная динамика в общем,
эмоциональном, речевом и социальном развитии. В России первая сенсорная комната
появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по
применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и
когнитивной сфере детей. В ОГКОУШ № 39 сенсорная комната функционирует с 2015
года. Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда,
включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения,
слуха, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате происходит воздействие
на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический,
аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Специфическое
оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве
выполнять разнообразные предметнопрактические и игровые действия, сочетая
двигательную и речевую активность.
Функции сенсорной комнаты:
улучшение эмоционального состояния;
снижение тревожности и агрессивности; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;
формирование адекватной самооценки;
создание чувства безопасности, защищенности;
преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;
развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему,
очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной
безопасности, все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты
для детей разных возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с
проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации), а также для тех, кто
нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия. Этому
способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный,
красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе
полифункциональная среда сенсорной комнаты дополнительный и эффективный
инструмент для развития детей. С точки зрения медико психологического воздействия на
состояние человека интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать
эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде
случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им
преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь со стояния
эмоционального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка
сенсорной комнаты благоприятная среда для снятия невротических переживаний,
которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребёнка со
средой тёмной сенсорной комнаты стимулирует у него развитие вербальной комму
никации. Для детей с астеническими проявлениями, т.е. с пониженной психической
активностью, занятия в тёмной сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для
включения его в деятельность. В сенсорной комнате представлено разнообразное
оборудование: сухой бассейн с шарами, воздушнопузырьковая колонна , сенсорные
дорожки и тактильные панели, сухой душ, фибероптическое панно «Звездное небо», пуфы
груши, песочница со световым эффектом, зеркальный шар, световой проектор и многое
другое. Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно развивающей
работе способствует сохранению и укреплению психофизического и эмоционального
здоровья воспитанников
. Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:
снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;
регуляция мышечного напряжения;
развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных
восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;
коррекция уровня тревожности, агрессивности;
нормализация деятельности центральной нервной системы;
улучшение деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно
двигательного аппарата.
Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:
снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса; регуляция мышечного напряжения;
развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных
восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;
коррекция уровня тревожности, агрессивности;
нормализация деятельности центральной нервной системы;
улучшение деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно
двигательного аппарата.
Воздушнопузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты.
Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать
за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость
и напряжение. Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют
внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.
Пескостол с подсветкой – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и
эмоции без слов, это релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики,
тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению
координации движений,
эстетическому и
художественному восприятию.
пространственному восприятию,
Фибероптическая тактильная панель – ее действие направлено на активизацию
внимания, развитие интереса и образнологического мышления, тактильного и зрительного
восприятия, творческого воображения, создание положительного эмоционального фона,
снятие стресса и агрессивноэмоциональных состояний. Сенсорная тропа – развивают
тактильную чувствительность, зрительное
восприятие,
координацию движений,
восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать
ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.
произвольность внимания,
воображение,
Зеркальный шар – медленное вращение шара в сочетании с приятной расслабляющей
музыкой создает ненавязчивую и успокаивающую атмосферу, положительный
эмоциональный фон, ощущение защищенности, снимает психоэмоциональное напряжение,
способствует развитию цветовосприятия, воображения, ориентировки в пространстве,
снижению тревожности.
Подвесной ветовой модуль «Тучка» из фиброптических волокон
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение»,
«рас слабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или
частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а
свето , цвето , звуко и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через
соответствующие органы чувств.
Методические требования к организации занятий в сенсорной комнате:
продолжительность от 7 до 25 минут;
проводятся в группах по 35 человек и индивидуально. Занятие включает три
обязательные части:
• вводная (ритуал приветствия, разминка);
• основная (релаксация, игра);
• завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания Дети, побывавшие в сенсорных комнатах, считают их волшебными. Как же еще можно
назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же,
только сказкой!
Литература:
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната волшебный мир
здоровья. 2006 г.
Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.
« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.