« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +2
Взрослым
07.11.2017
« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром
Статья сенсорная комната 2017.docx
« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» педагог­психолог, заместитель директора по УВР  ОГКОУШ № 39 г. Ульяновск Л.М.Воецкая                     Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная комната,   с   точки   зрения   М.Монтессори,   это   среда,   насыщенная   автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство,   создающее   условие   для   взаимодействия   с   окружающим   миром. Первоначально   концепция   сенсорной   комнаты   начала   складываться   под   влиянием специализированной   методики   расположения   человека   одновременно   с   внедрением светозвуковых   эффектов.   Идея   искусственной   стимуляции   сенсорного   восприятия родилась   в   Голландии   в   начале   1970­х   гг.   и   предназначалась   в   основном   для   детей   с нарушенными   способностями   к   обучению,   сенсорные   комнаты   использовались реабилитологами   для   работы   с   наиболее   тяжелыми   больными   психоневрологического профиля   и   грубым   снижением   интеллекта.   В   начале   80­х,   кроме   Голландии,   самым активным   пользователем   сенсорных   комнат   стала   Великобритания.   Одновременно значительно   расширился  диапазон  возможностей  использования  сенсорных  комнат.  Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами ­ в Европе, США   и   Канаде.   К   концу   1980­х   гг.   сенсорные   комнаты   стали   неотъемлемой   частью реабилитационной   и   терапевтической   практики   во   множестве   учреждений   самого разнообразного   профиля,   активно   использовались   при   лечении   людей   с   нарушенным поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно­двигательного   аппарата,   при   комплексном   восстановительном   лечении   детей   и взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации. Одновременно с этим использование сенсорной комнаты в работе со здоровыми   детьми   показало,   что   у   них   наблюдается   улучшение   физического   и психоэмоционального   состояния,   отмечается   положительная   динамика   в   общем, эмоциональном,   речевом   и   социальном   развитии.   В   России   первая   сенсорная   комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению   сенсорных   комнат   для   корригирования   отклонений   в   эмоциональной   и когнитивной сфере детей. В ОГКОУШ № 39 сенсорная комната функционирует с 2015 года.    Сенсорная   комната  –   это   организованная   особым   образом   окружающая   среда, включающая   различного   рода   стимуляторы,   которые   воздействуют   на   органы   зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Специфическое оборудование   сенсорной   комнаты   позволяет   в   привычном   для   детей   пространстве выполнять   разнообразные   предметно­практические   и   игровые   действия,   сочетая двигательную и речевую активность.  Функции сенсорной комнаты:  ­ улучшение эмоциональ­ного состояния;  ­ снижение тревожности и агрессивности; ­ снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;  ­ активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;  ­ формирование адекватной самооценки;  ­ создание чувства безопасности, защищенности;  ­ преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;  ­ развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.  Оптимальное   комплексное   воздействие   на   все   органы   чувств   и   нервную   систему, очарование   «живой   сказки»,   создающее   радостное   настроение   и   ощущение   полной безопасности, ­ все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей разных возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с проблемами   в   обучении,   поведении   и   социальной   адаптации),   а   также   для   тех,   кто нуждается   в   восстановлении   и   сохранении   психо­эмоционального   равновесия.  Этому способствуют   определенные   модули   и   стимуляторы,   которые   имеют   привлекательный, красочный   вид   с   затейливой   подсветкой   и   формой.   В   коррекционной   работе полифункциональная   среда   сенсорной   комнаты   ­   дополнительный   и   эффективный инструмент для развития детей. С точки зрения медико­ психологического воздействия на состояние  человека  интерактивная  среда  тёмной  сенсорной  комнаты  позволяет  создать эмоциональную   обстановку   положительной   модальности,   вызвать   приятные,   а   в   ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть   тревожные   невротические   переживания,   страхи,   достичь   со­   стояния эмоционального   комфорта.   Например,   для   детей   с   речевым   негативизмом   обстановка сенсорной   комнаты   ­   благоприятная   среда   для   снятия   невротических   переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребёнка со средой   тёмной   сенсорной   комнаты   стимулирует   у   него   развитие   вербальной   комму­ никации.   Для   детей   с   астеническими   проявлениями,   т.е.   с   пониженной   психической активностью, занятия в тёмной сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для включения   его   в   деятельность.   В   сенсорной   комнате   представлено   разнообразное оборудование:   сухой   бассейн   с   шарами,   воздушно­пузырьковая   колонна   ,   сенсорные дорожки и тактильные панели, сухой душ, фибероптическое панно «Звездное небо», пуфы­ груши, песочница со световым эффектом, зеркальный шар, световой проектор и многое другое. Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно­ развивающей работе   способствует   сохранению   и   укреплению   психофизического   и   эмоционального здоровья воспитанников . Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты  Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:  ­ снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;  ­ регуляция мышечного напряжения;  ­ развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;  ­ коррекция уровня тревожности, агрессивности;  ­ нормализация деятельности центральной нервной системы;  ­   улучшение   деятельности   сердечно­сосудистой   системы,   органов   дыхания,   опорно­ двигательного аппарата.  Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты  Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:  ­ снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса; ­ регуляция мышечного напряжения;  ­ развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;  ­ коррекция уровня тревожности, агрессивности;  ­ нормализация деятельности центральной нервной системы;  ­   улучшение   деятельности   сердечно­сосудистой   системы,   органов   дыхания,   опорно­ двигательного аппарата.  Воздушно­пузырьковая   колонна   –  один   из   основных   элементов   сенсорной   комнаты. Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и   напряжение.   Различные   цвета   и   оттенки   подсветки,   виброэффект   концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие. Песко­стол с  подсветкой – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и эмоции   без   слов,   это   релаксация.   Рисование   способствует   развитию   мелкой   моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации   движений,   эстетическому   и художественному восприятию.    пространственному   восприятию, Фибероптическая   тактильная   панель   –  ее   действие   направлено   на   активизацию внимания, развитие интереса и образно­логического мышления, тактильного и зрительного восприятия,   творческого   воображения,   создание   положительного   эмоционального   фона, снятие стресса и агрессивно­эмоциональных состояний.  Сенсорная   тропа  – развивают тактильную чувствительность, зрительное  восприятие,   координацию   движений, восстанавливают   кровообращение,   способствуют   развитию   речи,   умения   передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.    произвольность   внимания,   воображение, Зеркальный шар –  медленное вращение шара в сочетании с приятной расслабляющей музыкой   создает   ненавязчивую   и   успокаивающую   атмосферу,   положительный эмоциональный фон, ощущение защищенности, снимает психо­эмоциональное напряжение, способствует   развитию   цветовосприятия,   воображения,   ориентировки   в   пространстве, снижению тревожности.  Подвесной ветовой модуль «Тучка» из фиброптических волокон  В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «рас­   слабление»).   Детей   охватывает   общее   состояние   покоя,   связанное   с   полным   или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето   ­,   цвето   ­,   звуко   ­   и   ароматерапия   воздействуют   на   состояние   ребенка   через соответствующие органы чувств. Методические требования к организации занятий в сенсорной комнате:  ­ продолжительность от 7 до 25 минут;  ­   проводятся   в   группах   по   3­5   человек   и   индивидуально.   Занятие   включает   три обязательные части:  • вводная (ритуал приветствия, разминка);  • основная (релаксация, игра);  • завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания Дети, побывавшие в сенсорных комнатах, считают их волшебными. Как же еще можно  назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же,  только сказкой! Литература: Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната ­ волшебный мир  здоровья. 2006 г. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.

« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

« Реабилитационные мероприятия в условиях  сенсорной комнаты для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017